Горящее «море» тайги

Горящее «море» тайги

img

В летний период 1996 года природные пожары охватили более 2 млн гектаров тайги. Наибольший ущерб от пожаров понесли Забайкальский и Дальневосточный регионы. В июле сложилась пожароопасная обстановка в Хабаровском крае и в районе Комсомольска-на-Амуре. Для тушения пожаров было решено использовать авиацию. Работу летчиков осложняла гористая местность, удушливая гарь, плохая видимость, высокая температура. После каждого вылета экипажи проводили летучки, обмениваясь опытом с учетом рекомендаций представителей лесоохраны, указывавших наиболее пожароопасные места.

Ежедневно самолеты Ил-76МД совершали до 10 вылетов, во время которых отрабатывалась и апробировалась оптимальная технология борьбы с огнем. За 5 дней тушения пожаров в Хабаровском крае экипажами МЧС России было выполнено 50 полетов, сброшено на очаги пожаров в общей сложности более 2 100 тонн воды. Только благодаря авиации удалось остановить наступление огня на детские оздоровительные лагеря, расположенные на берегах Амура, спасти от огня 7 населенных пунктов и 2 звероводческие фермы. Разбушевавшаяся стихия была побеждена.

Так впервые в истории авиации МЧС России было выполнено реальное тушение природных пожаров самолетами Ил-76, оснащенными выливными авиационными приборами ВАП-2.

В дальнейшем авиационные технологии борьбы с природными пожарами были рекомендованы для использования и в последующем стали основными средствами борьбы с такими пожарами.

«Теоретически все вроде бы просто: пелена дыма, внизу тайга, высота 80-100 м над рельефом с учетом его изменения, а внизу бушует шквал огня. Работали так: заход вдоль дымовой полосы, штурман засекает курс захода, рассчитывает маневр, разворот на обратный курс, повторный заход, сброс воды, уход на аэродром для заправки водой, а при необходимости и топливом. И так день за днем по 8-10 вылетов. Казалось, огонь побежден, пожар остановлен, но в последний день, когда экипажи готовились улететь домой, поступила команда, что с гор идет пожар на детские оздоровительные лагеря, находящиеся на берегу Амура.
И снова экипажи Абрамова и Смирнова поднялись в воздух. Пройдя вдоль берега Амура, где располагались детские лагеря, Абрамов понял, что при сливе вода пойдет по склону вниз, поэтому он выполнил заход чуть выше склона. Один заход – 21 тонна слита, второй заход – еще 21. Третьим заходом точку в борьбе с огнем поставил экипаж Смирнова».

Из воспоминаний С.А. Бортана, советника начальника Управления авиации и авиационно-спасательных технологий

Из материалов книги «Уникальные операции МЧС России. Во имя жизни».

Поделиться:
img
эксперт по визуальному контенту
Теги