Двести лет назад Николай Михайлович Языков – русский поэт эпохи романтизма, один из ярких представителей золотого века русской поэзии, называвший себя «поэтом радости и хмеля», а также «поэтом разгула и свободы» писал:
«Отобедав сытной пищей,
Град Москва, водою нищий,
Знойной жаждой был томим,
Боги сжалились над ним.
Над долиной, где Мытищи,
Смеркла неба синева;
Вдруг удар громовой тучи
Грянул в дол – и ключ кипучий
Покатился – пей, Москва!»
Слова поэта – стихотворный рассказ о знаменитом Мытищинском водопроводе, решившим в конце XVIII – начале XIX веков проблему снабжения заметно разросшейся Москвы чистой питьевой водой.
А проблема эта действительно не просто существовала, но и стремительно нарастала. Была и другая – пожары.
И хотя, Ростокинский акведук непосредственно не использовался для тушения пожаров, к моменту завершения строительства Мытищинского водопровода в городе уже были проблемы с тушением пожаров, и воду для них зачастую приходилось привозить издалека. Ростокинский акведук решил и эту задачу, так как позволял доставлять воду непосредственно к месту пожара.
О связи акведука с пожарной охраной я вспомнил еще и потому, что несколько раз в день на парковых дорожках рядом с уникальным сооружением занимаются легкоатлетическими упражнениями курсанты и слушатели Академии государственной противопожарной службы МЧС России. Часть Ростокинского парка, прилегающую к акведуку, отличное место для занятий физподготовкой будущих пожарных специалистов. Проводят здесь и другие мероприятия.
Накануне Дня России курсанты и студенты академии государственной противопожарной службы МЧС России растянули в парке российский триколор площадью 1256 квадратных метров. В патриотической акции приняли участие более 200 человек из разных регионов - представители разных национальностей и вероисповеданий. Российских коллег поддержали обучающиеся академии из Казахстана, Монголии и Вьетнама", - сообщила пресс-служба МЧС РФ.
В петровские времена Москву называли «сухим» городом. Вплоть до второй половины XVIII века москвичи пользовались колодцами и небольшими прудами. Настал момент, когда на всех жителей осталось только три колодца с чистой водой: Андроньевский, Трехгорный и Преображенский. Чтобы получить несколько ведер питьевой водицы, приходилось платить за услуги водоносам.
Использовать воду из прудов, небольших речек и Москвы-реки стало опасно: они были загрязнены. Промышленные предприятия и сами жители часто сбрасывали отходы с берегов. А потом еще в 1771 году столицу охватила эпидемия чумы. Власти города вынуждены были заняться вопросами санитарии.
Сохранились свидетельства того, что Екатерина II приказала обеспечить Москву чистой питьевой водой. Для этого обследовали ближайшие подмосковные источники. Мытищинские ключи были выбраны как самые мощные.
Легенда рассказывает о том, что однажды в сильную грозу молния ударила в землю у Мытищ и из земли вырвалась вода, которая била на высоту до трёх метров. Она оказалась не только вкусной, но и целебной. Источник собирал много паломников и получил название Святого, или Громового. Напомним, что места эти находятся вблизи Ярославской дороги, по которой обычно совершалось пешее паломничество из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь бывали Николай Карамзин, Николай Языков и другие, желавшие испить воду святого ключа.
В 1778 году главе Гидравлического корпуса генерал-поручику Фридриху Вильгельму Бауэру было поручено исследовать подмосковные источники воды. Выбрали Мытищинские ключи.
Воду нашли. Но необходимо было еще доставить ее на расстояние более 20 километров. Нужно было строить специальное сооружение – водопровод.
Именно 28 июня 1779 года Екатерина II издала указ о создании первого московского водопровода, подводящего в город подрусловые воды реки Яузы около села Большие Мытищи.
Строительство возглавил все тот же военный инженер Фридрих Бауэр. На нужды строительства из казны были выделены огромные по тем временам средства - полтора миллиона рублей. Рабочей силой стали солдаты. Строительство шло очень медленно. Рабочие не располагали чертежами, строительство сопровождалось ошибками. Самым грандиозным сооружением водопроводной системы стал водовод – акведук, позволяющий подать воду самотеком через почти полукилометровый овраг по дну которого протекает река Яуза в районе деревни Ростокино.
В 1787 году строительные работы были приостановлены из-за русско-турецкого конфликта. Строительство возобновилось только через 11 лет простоя. И еще через 7 лет после этого в Москве состоялось торжественное открытие первого общественного водопровода.
Даже по меркам сегодняшнего дня сооружение производит впечатление: длинна каменного моста – водовода 356 метров, поддерживает конструкцию 21 каменная арка, высота отдельных колонн достигает 15 метров. Ширина канала, по которому собственно и подавалась вода – 0,9 метра, глубина – 1,2 метра.
Интересно, что сама Екатерина осмотреть акведук успела в 1785 году и сказала: «Он с виду легок, как перо... и весьма прочен». А вот увидеть водовод во всей красе императрица Екатерина II не успела. Она умерла в 1796 году, а сооружение ввели в эксплуатацию только в 1804-м.
Когда акведук и весь водопровод заработал, в город начало ежедневно поступать около 300 тыс. ведер (1 ведро=12,3 л) чистой и вкусной воды из мытищинских ключей.
По словам историков, системы забора и распределения воды в Москве существовали еще со времён Ивана Калиты. Однако они не имели городского статуса и обеспечивали преимущественно только Кремль.
Если первый городской водопровод в Москве был пущен лишь в 1805 г., в других городах водопроводы были введены в действие позднее: в Калуге в 1807 г., в Нижнем Новгороде в 1848 г., в Петербурге в 1861 г. Отметим: длительное время городские водопроводы не могли существенно влиять на борьбу с пожарами, так как не было возможности использовать воду непосредственно из городской сети. Для решение этой проблемы понадобилось еще восемь десятилетий. Только в 80-х годах XIX века русский инженер и общественный деятель Николай Петрович Зимин (1849-1909) предложил оригинальную систему пожарного водоснабжения, благодаря которой Россия в этой области не только не уступала зарубежным странам, но и во многом их опережала. Но это уже другая тема.
За Мытищинским водопроводом последовал Москворецкий. Позже они оба много раз расширялись и достраивались.
В 1937 году, когда был открыт канал имени Москвы, в российскую столицу подвели волжскую воду.
Используются так же подземные воды. В Подмосковье есть несколько артезианских горизонтов, которые располагаются на разной глубине и частично пересекаются друг с другом. Чем глубже залегает водоносный слой, тем больше литров воды он даёт.
Однако в некоторых районах Москвы, например в Троицком и Новомосковском округах, артезианские источники закрывают и используют воду из поверхностных источников, таких как водохранилища. Проблема в том, что артезианская вода может быть жёсткой, содержать много железа и других металлов, поэтому иногда требуется установка сложной и дорогостоящей системы водоочистки.
Добавим к сказанному: в отличие от первого – современный московский водопровод хорошо помогает обеспечивать пожарную безопасность. В системе «Мосводоканал» свыше 62 тысяч пожарных гидрантов. Все они систематически проверяются и находятся в рабочем состоянии.
Естественно, требует ухода и сам акведук. Одна из первых больших модернизаций водопровода прошла в 1902 году: мост отремонтировали и приспособили для прокладки двух чугунных 61-сантиметровых труб. До этого конструкция не подвергалась перестройкам, так как оказалась надежной. Менять приходилось только трубы водопровода: заменили деревянные на чугунные, часть «маршрута» подключили к новым водокачкам, а на Сухаревой башне создали водонакопительный резервуар.
Питьевая вода по Ростокинскому водоводу продолжала поступать вплоть до 1962 года. После этого акведук стали использовать как опору для теплотрассы.
В 2007 году, после демонтажа теплотрассы, акведук превратили в пешеходный мост. Специалисты добавили перила, декоративную крышу и архитектурную подсветку. Москвичи стали чаще приезжать сюда, чтобы своими глазами увидеть величавый красивый мост.
- Он выглядит как богатый архитектурный шедевр из исторических фильмов, - восхищаются горожане.
Вокруг моста создали парк с зоной отдыха, зимой здесь катаются с горки. Несколько лет территория входила в состав парка «Сокольники», но позже парк получил собственное имя - «Акведук». Здесь стали проводить фестивали и культурные мероприятия, рождественские гулянья. А сам мост стал гигантским экраном для мультимедийных шоу.
- Сейчас перед специалистами стоит важная задача - восстановить архитектурный облик Ростокинского акведука, тем самым сохранив его историческую ценность. Впереди много кропотливой работы, - рассказал мэр Москвы Сергей Собянин.
Предстоит укрепить конструкции моста, расчистить облицовку фасадов и лестниц. Поврежденные деревянные конструкции навесов и кровли будут заменены на новые.
Полностью отреставрируют беседки-павильоны, в процессе будет укреплена кладка. Проведут комплексную замену инженерного оборудования, включая гидроизоляцию. Одновременно обновят водоприемные колодцы и имитации водотока.
- Завершить все работы должны уже в третьем квартале 2025 года, - пообещал Сергей Собянин.
Ростокинский парк и акведук стали популярными местами для многочисленных экскурсий любителей и знатоков Москвы. С каменного моста можно рассмотреть некоторые объекты ВДНХ, Останкинскую башню, памятник «Рабочий и колхозница», небольшие мосты через Яузу. С завершением ремонта акведука посетителей станет еще больше.
На самой территории установлено несколько памятников. Один из них - в честь 400-летия освобождения Москвы вторым народным ополчением под предводительством Пожарского и Минина. Большой интерес у посетителей вызывает и скульптура «Ростокинский дворник».
Три года назад в парке открыли храм равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокине. Это пятикупольная белокаменная церковь. Рядом установлен памятник «Плечом к плечу» в честь 13-й Московской стрелковой дивизии народного ополчения Ростокинского района, сражавшейся в годы Великой Отечественной войны.