Наиболее сложная обстановка возникла в шахтерском городе Ткварчели, немалую часть которого составляло русскоязычное население. С июня 1993 г. город оказался в гуще напряженных боевых действий. Война вошла в жизнь людей кровью и разрушениями. Население осажденного города испытывало большие трудности и нуждалось в помощи. ГКЧС России начал доставлять гуманитарную помощь в г. Ткварчели и эвакуацию оттуда стариков, детей и других жителей, желающих покинуть город, еще в 1992 г. Зимой 1993 г. это осуществлялось уже только с помощью вертолетов.
Непредсказуемость действий враждующих сторон исключала всякие гарантии безопасности. Последняя попытка доставить в осажденный город продукты питания была предпринята 6 июня 1993 г. Вертолет с опознавательными знаками Красного Креста вылетел туда с двумя тоннами муки на борту, а возвратился с четырьмя пробоинами, одна из которых оказалась в топливном баке. Экипажу с трудом удалось дотянуть до аэропорта г. Адлер и посадить машину. Вопрос о дальнейшей переброске грузов по воздуху был снят и принято решение о проведении морской и наземной гуманитарной операции.
14 июня Председатель Правительства РФ В.С. Черномырдин подписал распоряжение Правительства, которым Председателю ГКЧС России С.К. Шойгу предоставлялось право решения вопросов, связанных с осуществлением акции по доставке гуманитарной помощи и эвакуации населения из зоны конфликта в Абхазии. В целях решения поставленной задачи было спланировано проведение специальной гуманитарной операции.
Согласно плану операции непосредственно переброску грузов должна была осуществлять колонна машин отдельного автомобильного полка ГО, возглавляемая его командиром В.И. Башкирцевым. Она состояла из 30 КамАЗов, 3 автобусов ПАЗ и 2-х автомобилей «скорой помощи».
Колонна выдвигалась из подмосковного г. Ногинска через города Воронеж, Краснодар и Сочи в г. Адлер, где планировалось загрузить в автомобили гуманитарную помощь. Для ее сопровождения и обеспечения прохода через линию фронта было выделено 80 человек личного состава и 13 БМД из ВДВ.
От ВМФ к проведению операции была привлечена группа кораблей в составе большого десантного корабля (БДК-69), среднего десантного корабля (CLR) «Константин Ольшанский», буксира «Шахтер», которые способны были производить разгрузку на необорудованном побережье. Для обеспечения безопасности морского конвоя были задействованы три пограничных корабля. В операции участвовали также группа спасателей Центрального аэромобильного отряда (Центроспас) ГКЧС России под руководством А.Н. Рожкова и 6 вертолетов из авиаотрядов городов Нальчика и Сочи.
По плану на гуманитарную операцию отводилось 72 часа. Предполагалось, что два десантных корабля доставят и выгрузят в г. Сухуми автомобильное подразделение, силы сопровождения, а также продовольствие и медикаменты для бедствующего населения полуразрушенного г. Сухуми и переживающего десятимесячную блокаду г. Ткварчели. Затем автотранспортная колонна через г. Очамчири доставит продовольствие в г. Ткварчели, выгрузит гуманитарный груз, возьмет людей, пожелавших покинуть город (к этому времени осажденный город хотели покинуть около 2,5 тыс. человек), и автоотряд обратным рейсом с беженцами возвратится в г. Сухуми.
Но непредсказуемый в своем течении межнациональный конфликт внес свои коррективы в заранее тщательно отработанный и согласованный со всеми заинтересованными сторонами план. Началось с того, что грузинская сторона не обеспечила своевременную встречу личного состава и бронетехники подразделения сопровождения автоколонны в порту г. Сухуми, что задержало выгрузку с прибывшего первым СДК «Константин Ольшанский».
Тем временем второй корабль (БДК-69) перебрасывал из города Сочи в г. Сухуми автомобильное подразделение ГКЧС России, груз гуманитарной помощи для г. Ткварчели (223,6 т) и г. Сухуми (173 т). Погрузку приходилось осуществлять под проливным дождем и при недостатке людей. Тем не менее корабль сумел не выбиться из графика, ускоренно вышел в море и в 6 часов утра был уже в порту г. Сухуми. Еще через час он завершил выгрузку автомобильного подразделения.
Автотранспортная колонна в сопровождении подразделения ВДВ в 8 часов 20 минут начала движение по маршруту Сухуми – Очамчири – Ткварчели. Однако далеко продвинуться не удалось. Впереди завязался бой между противоборствующими сторонами. Безопасность участников операции оказалась под угрозой. Представителю оперативной группы ГКЧС России удалось примирить конфликтующие стороны и пропустить колонну.
Был случай, когда неустановленные силы для нарушения работы системы радиосвязи подвижной оперативной группы ГКЧС России применили средства радиоэлектронного подавления, что практически лишало командование управлять колонной. Усилиями члена оперативной группы С. Дудченко и его коллег через 25 минут после противодействующего маневра связь была восстановлена.
Под непрерывным дождем гуманитарный конвой добрался до пригорода г. Очамчири, где согласно протоколу был намечен переход через линию фронта, но здесь пришлось задержаться на долгие 9 часов. Пять из них грузинская сторона проводила таможенный досмотр техники и личного состава. Остальное время ушло на согласование предстоящего маршрута движения с абхазской стороной, т.к. дорога была заминирована.
Договорились, что конвой будет пропущен по резервному маршруту, который оказался на несколько десятков километров длиннее. Однако основную часть подразделения ВДВ пришлось оставить в г. Очамчири, взяв из него лишь 20 десантников. Здесь же было выгружено 14 тонн продовольствия для местного населения.
Конвой продолжил движение. Но уже через час он вновь вынужден был остановиться – дорогу преградил противотанковый ров 6-метровой ширины. Абхазская сторона проявила добрую волю и предоставила для его засыпки необходимую инженерную технику и людей. Эти работы заняли около 3-х часов. Вечером в 21 час резко ухудшилась погода, пошел проливной дождь, который не прекращался в течение последующих суток. В этих условиях на сложном повороте за 7 км до г. Ткварчели один из КамАЗов с грузом муки опрокинулся на бок. Три часа ушло на то, чтобы разгрузить его, поставить на колеса, восстановить и вновь продолжить движение.
В 3 часа ночи колонна прибыла в осажденный город. После короткого отдыха, в 6 часов утра все они при помощи добровольцев из местных жителей приступили к разгрузке гуманитарной помощи. Одновременно была начата погрузка беженцев на автомобили.
Желающих покинуть город было больше, чем можно было забрать. За забором стадиона с самого утра стояла толпа с узлами, тюками, чемоданами. Несмотря на оцепление, состоявшее из десантников и абхазских гвардейцев, порядок удавалось поддерживать с большим трудом. Люди, почувствовавшие на себе жестокость войны, пытались правдами и неправдами выбраться в безопасные районы, лезли через забор, перекидывали вещи, передавали друг другу плачущих детей. КамАЗы, автобусы, санитарные машины оказались забиты людьми полностью. За 50 минут их заполнили 1756 человек.
Обратный путь тоже был тяжелым. У поселка Абубедиа пришлось восстанавливать разрушенный ливнем временный мост. Буквально за спиной у колонны был взорван временный мост, исключивший возможность повторного рейса в г. Ткварчели за оставшимися беженцами. Город вновь оказался в блокаде. Пришлось подсыпать размытую за сутки перемычку противотанкового рва.
В г. Очамчири было выгружено грузинское население, вывезенное из г. Ткварчели. Здесь же колонна соединилась с подразделением ВДВ в сопровождении которого и проследовала до г. Сухуми. В час ночи следующих суток в районе населенного пункта Ахалдаба ее последние машины были обстреляны из стрелкового оружия. К счастью, жертв удалось избежать.
Глубокой ночью колонна вошла в г. Сухуми. Желающие остаться в чуть более безопасном на то время городе, чем г. Ткварчели, высадились. Остальные на рассвете стали грузиться на корабли. Между тем в районе линии фронта на реке Гмиста в 6 км от места погрузки обстановка резко обострилась. Здесь начались боевые действия с применением артиллерии и установок «Град». Два снаряда разорвались в море на расстоянии нескольких сот метров от кораблей. Российской стороне пришлось сделать соответствующее заявление, а в воздух был поднят боевой самолет российских ВВС. Враждующие стороны прекратили огонь. БДК-69 завершил прием техники сводного автомобильного отряда и погрузку 1025 беженцев и убыл в порт Сочи. Туда же направился и CLR «Константин Ольшанский», которому по пути еще надо было зайти в Пицунду, чтобы выгрузить десантников и часть из 640 находящихся на борту беженцев. С разницей в два с половиной часа оба корабля пришвартовались в пункте назначения, завершив выполнение поставленных задач.
Одновременно с основной акцией силами оперативной группы ГКЧС России, администрации и отделения общества Красного Креста г. Сочи была осуществлена доставка автомобилями 20 т продуктов и медикаментов в г. Гагры. В ходе этого этапа операции из зоны конфликта было вывезено 2965 человек и доставлено 438 тонн грузов гуманитарной помощи. Всего же с января по июнь 1993 г. в оде двух этапной операции по доставке продуктов питания, медикаментов, одежды и обуви было доставлено 2050 т грузов. Одновременно из зоны конфликта было эвакуировано 5030 человек, в том числе из г. Ткварчели – 3927 человек.
Руководство ООН, тепло поздравив ГКЧС России с завершением операции, назвало ее выдающимся событием в истории осуществленных миротворческих миссий.
За проявленное мужество, высокий профессионализм при проведении операции по оказанию международной помощи пострадавшему населению были награждены орденом «За личное мужество» В.И. Башкирцев, Ю.А. Дьяков, П.И. Ефремов, С.М. Кудинов. Ряд участников операции был награжден медалью «За отвагу».