Необходимость перемен требовалось уже давно. Особенно ясно это стало по итогам «оптимизации» ведомства. Плоды той политики были выявлены в ходе масштабного внутреннего аудита МЧС, проводившегося по требованию только что назначенного тогда министра Евгения Зиничева. Вот, что пишет крупнейший российский мультимедийный холдинг РБК со ссылкой на доклад, сделанный на селекторном совещании начальником Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС Виктором Яцуценко по итогам проверки.
«С 2014 г. в МЧС принимались решения, приведшие к «уничтожению системы материально-технического обеспечения». Система планирования и отчетности просто исчезла. Проверка показала, что обеспечение службы тыла и вооружения продовольствием в 2018 г. составляет 88%, вещами — 21%, горюче-смазочными материалами — 36%, средствами на содержание техники — 20%.
В докладе говорится и об устаревшей технике: у 67% основной пожарной техники и 73% специальной техники превышены сроки эксплуатации. Около трети пожарных автомобилей находится в эксплуатации более 25 лет.
Также аудиторы обратили внимание на факты «необоснованного формирования параметров гособоронзаказа» на 2018−2027 гг. Так из госпрограммы вооружения МЧС была исключена «высотная техника, автолестницы, коленчатые подъемники в количестве 340 единиц на сумму более 1 млрд руб., боевая одежда пожарных в количестве 21 000 единиц на сумму более 75 млн руб., пожарные рукава — более 39 000 единиц на сумму более 170 млн руб.», — говорится в докладе. При этом в программе фигурируют 2000 беспилотников на сумму 450 млн руб., хотя реальная потребность составляет всего 88 штук. Ключевая проблема — дефицит кадров. В пожарной охране на момент проверки некомплект личного состава составлял 23,1 тыс. человек, некомплект дежурных караулов — 10,8 тыс., говорится в материалах доклада. Штатная численность караулов не соответствует установленным требованиям. Например, численность боевого расчета на пожарном автомобиле составляет два-три человека вместо шести».
Сегодня уже нет смысла дальше цитировать прошлые отчеты. Изменить положение призвано новое структурное подразделение – Главное Управление пожарной охраны МЧС России, которое начало свою деятельность уже с 1 марта 2019 года. Кратко можно так охарактеризовать его основные задачи:
«Главное управление пожарной охраны Министерства по чрезвычайным ситуациям России является структурным подразделением центрального аппарата МЧС. ГУ осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС и территориальными органами субъектов РФ. Управление отвечает за формирование и работу пожарных гарнизонов, а также других видов пожарной охраны. Организует предупреждение и тушение пожаров. Осуществляет сбор и обработку информации в области обеспечения пожарной безопасности».
История вопроса началась в 2002 году. Начальником Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России был назначен генерал-майор внутренней службы Валерий Тимофеевич Кишкурно, до этого времени многие годы возглавлявший специальную пожарную охрану России.
После его смерти в 2003 г. эту должность занял генерал-майор внутренней службы Александр Петрович Чуприян. В 2005 г. ГУГПС МЧС России было упразднено в рамках процесса реорганизации пожарной охраны в ведомстве МЧС. Александр Петрович получил новое назначение — возглавил Северо-Западный региональный центр МЧС России, а еще через год стал заместителем, а потом и первым заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В те годы, работая специальным корреспондентом газеты «Спасатель МЧС России», а потом и журнала «Вестник МЧС России», мне приходилось постоянно контактировать с руководителями пожарной охраны различного уровня. Там, где «у руля» были инициативные, грамотные специалисты – происходили серьезные перемены: шла активная замена старой техники, приводились в порядок сами пожарные части. Это было требование Сергея Кужугетовича Шойгу – в корне изменить служебный быт пожарного. В старых депо повсеместно шли ремонты, строились новые современные части.
Способствовало этому и Управление организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России. Создано оно было в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и приказом МЧС России от 18 октября 2004 г. № 475 «О мероприятиях по реорганизации центрального аппарата МЧС России».
Возглавил Управление организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России. Михаил Михайлович Верзилин. К тому времени за плечами у него было почти три десятилетия службы в пожарной охране страны.
Биография Михаила Михайловича являет собой типичную биографию офицера пожарной охраны. В 1976 году он окончил Ленинградское пожарно-техническое училище МВД СССР, в 1984 году — Высшую инженерную пожарно-техническую школу МВД СССР.
Верзилин начал службу в должности начальника караула военизированной пожарной части № 10 УПО ГУВД Мосгорисполкома. Затем был Учебный полк, в котором осуществлялась подготовка младших командиров для Московского гарнизона пожарной охраны, после Высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР, как один из лучших выпускников, М.М. Верзилин был направлен на работу в Главное управление пожарной охраны МВД СССР, где прошел путь от инспектора до заместителя начальника Главка. В течение 7 лет он был ответственным за обеспечение пожарной безопасности объектов атомной энергетики страны. Михаил Михайлович принимал самое активное участие в ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС в 1989 и 1991 годах. В рамках проводимой реформы Верзилин внес огромный вклад в разработку нового облика и основных подходов к построению федеральной противопожарной службы. Под его руководством была переработана нормативная правовая база организации деятельности федеральной противопожарной службы МЧС России, подготовлен ряд правительственных документов по организации тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны.
Управление организует:
- работы по тушению пожаров силами ФПС, координирует деятельность других видов пожарной охраны;
- работу по анализу и исследованию крупных пожаров, пожаров с групповой гибелью людей, организации проведения аварийно-спасательных работ, разработке мер, направленных на создание условий для успешной ликвидации пожаров и оснащение ФПС МЧС России соответствующей техникой и огнетушащими средствами подразделений пожарной охраны всех видов;
- мероприятия по координации деятельности других видов пожарной охраны, в том числе их организационное и методическое обеспечение;
- государственную приемку специальных объектов и сооружений в части обеспечения пожарной безопасности;
- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении испытаний новейших образцов военной техники и боеприпасов и др.
Заместителем начальника Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны тогда же в 2004 году был назначен Борис Анатольевич Борзов – руководитель Специальной пожарной охраны России. С 2008 года — заместитель директора Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны. Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2013 г. № 577 был назначен главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору и находился на этом посту до 17 марта 2016 года.
Более 35 лет Борис Анатольевич посвятил службе в специальной пожарной охране. Он внес весомый личный вклад в организацию профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных режимных организациях. Его отличает высокая работоспособность, компетентность и ответственность. Отличный организатор. Созданная при его непосредственном участии система специальных подразделений федеральной противопожарной службы успешно решает задачи по предназначению.
Борис Анатольевич начал свой путь в пожарной охране в 1975 году, став курсантом Львовского пожарно-технического училища МВД СССР. В начале трудовой деятельности работал в пожарной охране, сначала начальником караула военизированной пожарной части № 43 Управления пожарной охраны № 3 Главного управления пожарной охраны МВД СССР, затем проходил службу в должности заместителя начальника пожарной части.
В 1984 году окончил Высшую инженерную пожарно-техническую школу МВД СССР. Занимал должности от инженера-инспектора Первого управления ГУПО МВД СССР до заместителя начальника Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России. Борзов, находясь на руководящих должностях, проявил себя отличным организатором.
В 1998 году окончил Санкт-Петербургский университет МВД России. В 2003 году возглавил Специальное (Первое) управление Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России.
За последние годы, наверное, только ленивый не критиковал пожарную охрану России, забывая при этом, что четыре сотни тысяч человек самоотверженно, не смотря ни на какие трудности и управленческие перипетии, борются с огнем, защищают население, хозяйственные и социально-значимые объекты.
В 2008 году структура чрезвычайного ведомства вновь была изменена: появился Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России. Возглавляли его по-прежнему пожарные-профессионалы М. Верзилин и Б. Борзов.
Возможно именно поэтому «универсальный» департамент уделял пожарной охране приоритетное внимание.
Активное развитие получили в то время специальные пожарно-спасательные части. История их создания началась еще в 80-е годы. Но концепция мощного универсального пожарно-спасательного подразделения была фактически утрачена. Все свелось к СПЧ (специальной пожарной части) по тушению крупных пожаров, и таких частей в российских регионах было немало. А вот настоящих СПСЧ (части, где в составе пожарных были водолазы, химики, пиротехники, да еще допущенные к парашютному десантированию) было всего две: в Санкт-Петербурге и Петропавловске-Камчатском.
Мне неоднократно довелось побывать в обеих этих частях, познакомиться с героическими, без преувеличения, универсальными бойцами с огнем и их командирами. До сих пор с огромным удовольствием и интересом поддерживаю отношения с Тимуром Александровичем Константиновым (СПСЧ ФПС по Санкт-Петербургу) и Геннадием Владимировичем Шагиным ( Камчатка). В первом десятилетии 2000-х годов благодаря их личному участию, энергии, профессиональному мастерству были в полном объеме реализованы возможности и эффективность применения СПСЧ в самых тяжелых и опасных ситуациях.
20 июня 2011 года Указом Президента Российской Федерации № 819 назначен на должность директора Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России был назначен молодой капитан 1 ранга в отставке Максим Викторович Владимиров, вскоре получивший специальное звание генерал-майора внутренней службы.
В 2014-2017 годах директором Департамента пожарно-спасательных сил и специальных формирований МЧС России был выпускник высшего войскового командного училища Александр Викторович Агафонов.
Название департамента снова изменилось, а руководителем нового Департамента готовности сил и специальной пожарной охраны с мая 2018 до ноября 2019 года был назначен Максим Владимирович Максименко.
Однако проблема технической оснащенности, укомплектованности пожарных команд личным составом, а особенно рядовыми бойцами, стала хронической и повсеместной. Периодические повышения денежных выплат сотрудникам ГПС МЧС , к сожалению, не способствовали закреплению кадров. Их текучесть была обусловлена не только низким уровнем доходов в сравнении с другими категориями населения России. Слабая, с точки зрения времени, техническая оснащенность и вооруженность пожарных караулов и депо, повышенные физические и морально-психологические нагрузки, отсутствии гарантий социальной защищенности сотрудников ГПС со стороны государства и органов местной власти усугубили кадровый голод. К тому же, наиболее квалифицированные специалисты перешли на работу в частные корпорации и компании, в которых уделяется больше внимания вышеперечисленным проблемам, чем в государственной противопожарной службе.
Новые руководители МЧС России Евгений Николаевич Зиничев, а затем и Александр Вячеславович Куренков буквально с первых своих шагов объявили своей целью развитие и совершенствование государственной противопожарной службы.
Создание ГУПО – один из шагов в этом направлении. Об этом говорит даже сам факт назначения на должность руководителя опытного профессионального пожарного Валентина Николаевича Нелюбова.
С 1993 по 2003 год Валентин Николаевич служил на различных должностях в подразделениях ГПС г. Магадана.
Продолжил службу в подразделениях государственной противопожарной службы г. Иркутска: с октября 2003 по апрель 2004 года возглавлял пожарную часть № 5, а мае 2006 года назначен начальником отдела службы и подготовки Управления организации пожаротушения Главного управления МЧС России по Иркутской области.
С ним всегда было приятно работать. В личном архиве сохранились видеозаписи комментариев Нелюбова по поводу нескольких пожаров и ЧС периода 2006-2008 годов, которые были использованы при подготовке новостных программ для телевидения и специальной программы «Предупреждение, спасение, помощь», которая шла в те годы на ТВ-23 г.Иркутска. Валентину Николаевича всегда было о чем рассказать: ликвидация последствий авиакатастрофы аэробуса А-310, тушение крупного пожара в производственных складах и многое другое.
В июне 2008 года Нелюбова назначили заместителем начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области (по ГПС).
Вот эти фотографии сделаны в декабре 2011 года, когда Валентин Николаевич с красным дипломом закончил факультет руководящих кадров Академии государственной противопожарной службы МЧС России. Его работа была посвящена проблемам взаимодействия сил и средств при ликвидации последствий авиационных катастроф. Профессиональному научному анализу были подвергнуты события 2006 года, когда выкатился за полосу и сгорел А-310.
В 2013 году Валентин Николаевич становится первым заместителем начальника, в марте 2014 года – начальником Иркутского главка МЧС РФ.
Евгений Николаевич Зиничев заметил и оценил Нелюбова в ходе ликвидации последствий разрушительного наводнения в Тулунском районе. И вот он уже в Москве. 16 октября 2019 года назначен врио начальника Главного управления пожарной охраны МЧС России.
Со 2 марта 2020 года - начальник Главного управления пожарной охраны МЧС России.
Три с половиной года совсем не тот срок, когда можно что-то всерьез поменять в целой сложившейся системе. И все-таки можно сказать: у пожарной охраны появился руководитель-профессионал, болеющий за дело. А дело это ответственное и хлопотное. Вот только несколько примеров.
В настоящее время на территории Российской Федерации создано 89 территориальных и более 1 600 местных пожарно-спасательных гарнизонов.
Группировка сил и средств реагирующих пожарно-спасательных подразделений составляет более 24 тысяч подразделений, общей численностью свыше 400 тысяч ед. личного состава. На вооружении подразделений находятся почти 70 тысяч ед. техники.
Основу составляют 4 тысячи подразделений федеральной противопожарной службы (в том числе территориальные, договорные и объектовые), численностью свыше 160 тысяч ед. личного состава, на вооружении которых находится более 23 тысяч ед. техники, из них более половины – основные пожарные автомобили, свыше 4 тысяч ед. специальных пожарных автомобилей, 300 ед. инженерной и более 5 тысяч ед. другой техники. Имеется 350 плавательных средства, почти четыре десятка роботехнических комплексов, более 320 ед. беспилотных авиационных систем;
4 389 подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации, численностью 73 642 ед. личного состава, на вооружении которых находится 11 276 ед. техники, из них: 8 671 ед. основных пожарных автомобилей, 481 ед. специальных пожарных автомобилей, 55 ед. инженерной техники, 1 919 ед. другой техники, 145 ед. плавательных средств, здесь так же имеются роботехнические комплексы и беспилотные авиационные системы.
2 606 подразделений ведомственной пожарной охраны (46 758 ед. личного состава и 5 677 ед. техники, в том числе 313 ед. пожарных поездов);
1 760 подразделений муниципальной пожарной охраны (7 882 человек и 2 108 ед. техники);
599 подразделений частной пожарной охраны (20 169 человек и 1 966 ед. техники);
8 778 добровольных пожарных команд (53 491 человек и 13 968 ед. техники, в том числе 4 593 мотопомп).
В целях исполнения функции по координация деятельности пожарной охраны, определенной частью четвертой статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», МЧС России издан приказ от 8 февраля 2021 г. № 60 «Об утверждении Положения о порядке координации деятельности пожарной охраны» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 марта 2021 г., регистрационный № 62818). Указанным Положением определяется порядок и формы координации деятельности пожарной охраны, направленные на обеспечение взаимодействия и слаженности органов управления и подразделений различных видов пожарной охраны в рамках повседневной деятельности.
Главное управление пожарной охраны (ГУПО) МЧС России ведет сегодня отсчет новой истории современной пожарной охраны страны. И хочется, чтобы это была история со знаком «плюс».