Они сражались на Невской Дубровке

Они сражались на Невской Дубровке

img
Январь занимает в отечественной истории особое место. Возможно потому, что это новый год и вместе с ним новые надежды. А еще – зима надежный союзник русского солдата.

27 января 1944 года советские войска полностью сняли фашистскую блокаду Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. Это произошло в результате наступательной операции Ленинградского и Волховского фронтов под кодовым названием «Январский гром»

Вот лишь несколько фактов из той героической хроники.

Наступление началось 14 января 1944 года в 10:40 утра после мощной 65-минутной артподготовки. К 17 января советским войскам удалось прорвать долговременную оборону противника. Утром 20 января советские войска, наступавшие от Ораниенбаумского плацдарма и от Ленинграда, встретились южнее посёлка Ропаша, окружив, а затем уничтожив часть группировки противника. 24 января был освобождён город Пушкин (Царское Село).  27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады.  В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий.  

Советские войска прорвали хорошо подготовленную оборону противника и отбросили его на расстояние 60–100 км от города.

Существенную роль в том, что Ленинград и ленинградцы выстояли страшные дни блокады, сыграла пожарная охрана города.  Работа пожарных в условиях военного времени и блокады города при вражеских налётах, непрерывных обстрелах, массового сброса зажигательных бомб, холода и голода была примером мужества и самоотверженности.
Функционал пожарной охраны не ограничивался лишь пожаротушением. На неё также возлагались функции, связанные с задачами внутренней обороны. В случае экстренной необходимости, личный состав должен был быть готов к уличным боям.

Некоторые факты о работе пожарных в блокадном Ленинграде:
Пожарные команды при поддержке населения приспособили для тушения множество водоёмов. Бороться с огнём помогала не только вода, но и песок, который привозили с пляжа Петропавловской крепости.  

На предприятиях и в учреждениях, где объектовые спасательные команды отсутствовали, из служащих и рабочих были сформированы группы самозащиты. Они несли круглосуточную охрану на постах, установленных начальниками местной противовоздушной обороны.  

В помощь пожарным в августе 1941 года был сформирован комсомольский полк противопожарной обороны Ленинграда. Бойцы полка не только тушили пожары, но и строили оборонительные сооружения, работали на лесозаготовках.  

Власти города уже тогда высоко оценили боевую работу пожарных. В июле 1942 года за образцовую подготовку противопожарной обороны города Ленинграда, за доблесть и мужество, проявленные личным составом при ликвидации пожаров пожарная охрана Ленинграда была награждена орденом Ленина. Более тысячи пожарных были награждены медалями и орденами. 

Победный прорыв блокады в январе 1944 года был далеко не первой попыткой вырвать город из вражеского кольца. Знаменитый «Невский пятачок» — условное обозначение плацдарма на левом (восточном) берегу Невы напротив Невской Дубровки, захваченного и удерживаемого советскими войсками Ленинградского фронта в 1941–1943 годах, был не только попыткой прорвать блокаду, но и реально ценой многочисленных жертв держал сразу несколько дивизий вермахта. 

23 января 2026 года у монумента «Рубежный камень» мемориального комплекса «Невский пятачок» в окрестностях Кировска Ленинградской области прошёл торжественный митинг, посвящённый 83-й годовщине прорыва блокады Ленинграда и 82-й годовщине со дня его полного освобождения. Наш интерес к героической истории «Невского пяточка» не случаен. Именно здесь в составе 7 стрелкового полка 20 стрелковой дивизии НКВД воевал и практически полностью погиб личный состав факультета инженеров противопожарной обороны (ФИПО НКВД) при Ленинградском инженерно-строительном институте. Факультет этот стал родоначальником одного из самых крупных не только в России, но и в мире, учебных заведений пожарного профиля – Академии государственной противопожарной службы МЧС России.

В Академии бережно хранят память о героях «Невского пяточка». Материалы, собранные поисковиками молодежного общественного объединения «ФИПО-АГПС», представлены в экспозиции музея, регулярно показываются на различных выставках. Особенно бережное отношение к воспоминаниям непосредственных участников событий. Одно и таких нашли мы в журнале «Пожарное дело» №5 за 1967 год.

Посмотрите еще раз внимательно фотографию на обложке этого журнала. Их десять - десять героев лютых боев на крохотном плацдарме близ Ленинграда, вошедшим в историю Великой Отечественной войны под названием Невская Дубровка. Сейчас все они москвичи, а были ленинградцами. И город на Неве помнит о них. 

На фото обложки: преподаватели ВИПТШ МВД СССР и сотрудники ВНИИПО МВД СССР – участники боев у Невской Дубровки, после награждения знаком  «Ветеран Невской Дубровки», 1967 г. Слева направо: С.И. Кузнецов, В.С. Федоренко, А.Н. Южаков, А.И. Яковлев, М.В. Алексеев, А.Е. Кузнецова, В.А. Пчелинцев, М.Я. Ройтман, В.П. Бушев.

Они встретились в Москве накануне Дня Победы. Встретились, чтобы вспомнить свои фронтовые университеты. Двадцать пять лет назад, не успев закончить учебу на факультете инженеров пожарной охраны, они ушли на передовую. На фотографии их десять. Десять из тринадцати, живущих сейчас в Москве. «Чертова дюжина», - улыбаются они при встрече. В этот раз трое не смогли прийти на свидание «в шесть часов вечера после войны». Не пришли, потому что были далеко от Москвы, в командировке. Но мысленно они были все вместе. Теперь самая пора назвать их имена. Полковник Ройтман Мирон Яковлевич, кандидат технических наук, начальник кафедры пожарной профилактики в строительном деле Факультета инженеров противопожарной техники и безопасности;  полковник Алексеев Михаил Васильевич, доцент того же факультета, начальник кафедры пожарной профилактики в технологических процессах;  их коллега, начальник кафедры пожарной техники вооружения, полковник Николай Борисович Кащеев. На факультете работают и два других участника боев у Невской Дубровки - старшие преподаватели, подполковники Тарасова Татьяна Александровна и Южаков Андрей Николаевич. Четверо работают в Центральном научно-исследовательском институте противопожарной обороны. Это полковник Федоренко Василий Семенович, кандидат технических наук, начальник отдела; полковник Яковлев Анатолий Иванович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник института; подполковник Пчелинцев Владимир Алексеевич, кандидат технических наук, заместитель начальника отдела; подполковник Бушев Владимир Павлинович, старший научный сотрудник. В Москве живут подполковник Никитин Павел Павлович, пожарный инженер; инженер-подполковник Рассадкин Иван Дмитриевич, заместитель начальника отдела Главного управления пожарной охраны СССР, и, наконец, супруги Кузнецовы - Антонина Евдокимовна и Семен Иванович – оба майоры, но Антонина Евдокимовна – старший инженер управления пожарной охраны столицы, а ее муж – сотрудник Главного управления пожарной охраны СССР. 

Все они связали свою судьбу с пожарной охраной. Они учат будущих инженеров, ведут большую научную работу, организуют работу пожарной охраны в столице и в стране. И, наверное, мало кто из их учеников и сослуживцев знает, что довелось им пережить осенью и зимой 1941-го в самые трудные для Ленинграда дни. 

Тогда их было не 13. Их было гораздо больше,  и назывались все они слушателями факультета инженеров пожарной охраны (был такой факультет при Ленинградском инженерно-строительном институте). 25 сентября 1941 года все они вместе с преподавателями и начальником факультета молодым ученым Николаем Федоровичем Шадриным ушли на фронт и влились в состав дивизии НКВД, ставшей заслоном на пути фашистов. 

Многим из них не исполнилось и двадцати. Командовали ими такие же парни, может быть, чуточку постарше. Слушатели факультета определили в миномётчики. Кто-то из остряков решил: «Учли, наверное, пожарную профессию, знали, что имели дело с огнём». Но мало кто из новоиспечённых миномётчиков умел обращаться с оружием. До отправки на фронт была лишь одна учебная стрельба. Учились на передовой, в бою. Артобстрелы, бомбёжки, переправы, разведка… Враг рвался к Ленинграду, рвался разъярённо, не считаясь собственными потерями.  Но мальчишки были готовы все умереть здесь, на пятачке у Невской Дубровки, но не пропустить ни одного фашиста к стенам дорогого каждому советскому человеку города.

В первые же дни из 150 парней с факультета осталось в живых 47 человек. Одним из первых погиб третьекурсник Наум Стукалов, тот самый Наум, которого за веселый нрав, шутки, остроты знал и любил весь институт. Пуля немецкого снайпера оборвала его жизнь 1 ноября 41 года. После смерти Наума сохранились его письма к родным, удивительно бодрые, полные веры в победу. Похоронили Наума Стукалова на окраине деревни Московская Дубровка. 

Здесь же могила Миши Щербакова с четвертого курса. Миша был гордостью факультета. В июне 41 года по рекомендации райкома партии он был направлен на передовую, воевал под Новгородом и Ленинградом. В сентябре Михаила Щербакова отозвали на факультет продолжать учёбу, а ещё через две недели вместе со своими товарищами он снова отправился на фронт. Его назначили политруком миномётной роты. Он погиб 31 октября 1941 года на огневой позиции. 

Петра Семёнычева с четвёртого курса знали как страстного любителя музыки и отличного спортсмена. В конце ноября, выполняя задание, командир Пётр вместе с другим бойцом должен был стремительно преодолеть простреливаемую немцами лощину. Пройдя весь почти этот опасный путь, он оглянулся и, не увидев позади себя товарища, забеспокоился. Чтобы лучше просмотреть лощину, он вынужден был на какой-то миг приподняться, и в этот момент его сразила пуля фашистского снайпера. 

Семья Градиных была хорошо известна до войны в городе Переславле-Залесском Ярославской области. Это были потомственные пожарные. Студент Миша Градин погиб во время яростной атаки 27 октября 1941 года. Его похоронили у деревни Московская Дубровка. В боях с немецко-фашистскими захватчиками пали  смертью храбрых еще три его брата. 

1 сентября 1941 года начинал учебу на факультете инженеров пожарной охраны москвич Боря Борисов и сразу же ушел на фронт. Его мужество и храбрость удивляли даже видавших виды солдат. Борису присвоили звание младшего командира, но недолгим был боевой путь 17-летнего комсомольца. Он погиб 4 ноября 1941 года.

Начальнику факультета Николаю Федоровичу Шадрину было 37 лет. Он родился в семье горнорабочего  с прииска Успенского, Бодайбинского района, Иркутской области. Был весовщиком на прииске, бойщиком скота, учеником конторщика. В 1920 году Коля Шадерин стал комсомольцем, потом окончил рабфак, стал учиться в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства, был секретарем комсомольской ячейки института. Здесь же его приняли в ВКП(б). После окончания института Николая оставили в аспирантуре. Это был очень талантливый ученый, и он мог многое еще сделать для науки, но не успел. Начальник инженерной службы 7-го стрелкового полка, военный инженер третьего ранга Николай Федорович Шадрин погиб 30 октября 1941 года, а 2 ноября не стало и командира минометной роты старшего лейтенанта Бабошина Александра Осиповича, бывшего заместителя начальника факультета. 

В боях у Невской Дубровки погибли Иван Славин со второго курса, Миша Харитонович с треьбего курса, кладовщик Яков Васильевич Царев, Иван Шерешев с четвертого курса, аспиранты Пётр Сапунов и Лев Рабинович, второкурсник Иван Наумов, инженер Михаил Латышев, второкурсник Соломон Волынский и многие-многие другие. Волынский погиб 4 ноября 1941 года. Он находился в укрытии, когда увидел, что в ледяной воде во время переправы тонут товарищи. Он бросился им на выручку, здесь и настигла его вражеская пуля. 

Оставшиеся в живых продолжали борьбу. Второкурсник Арон Кавалерчик прошел всю войну. Он начинал рядовым, трижды был ранен, но каждый раз возвращался из госпиталя в действующую армию. Четвертая рана оказалась смертельной. Хоронили Кавалерчика с воинскими почестями на немецкой земле в деревне Решберг. 

Иван Сергеев с третьего курса во время боев у Невской Дубровки был ранен. В госпитале он узнал, что его отзывают на учебу в Ленинград, но отказался возвращаться на факультет. Коммунист Иван Сергеев упросил, чтобы его отправили в действующую армию. Политрук роты Сергеев погиб 18 января 1943 года. Погиб в день прорыва блокады Ленинграда. Он до конца выполнил свой долг перед Родиной. 

Память о павших будет жить в веках. На факультете инженеров противопожарной техники и безопасности высшей школы МООП СССР, ставшем преемником Ленинградского факультета инженеров пожарной охраны, висит мемориальная доска. На ней имена слушателей, погибших во время Великой Отечественной войны. Её установили оставшиеся в живых. И среди них - те 13 бывших ленинградцев, нынешних москвичей. 

Мирона Ройтмана в сентябре 41-го сразу же после защиты диссертации назначили начальником кафедры профилактики факультета. Но научную работу пришлось отложить. Вместе с факультетом он 25 сентября ушёл защищать Ленинград. Его назначили сначала командиром миномётного взвода, потом - батальона. В декабре вместе со взводом он пошел в разведку. Немцы не жалели ни мин, ни снарядов, ни ракет, но красноармейцы все же решили рискнуть. Они выполнили задание командования, но Мирон Ройтман был тяжело ранен. Потом был госпиталь, воевать он больше не мог. А вскоре пришел приказ, его отправили снова в Ленинград - вновь организовать учёбу на факультете. Даже в эти трудные, решающие дни, страна знала, что ей понадобятся высококвалифицированные кадры пожарных инженеров.

Был тяжело ранен у Невской Дубровки и Семен Кузнецов, пронесся слух, что убили и Василия Федоренко, но они остались живы. Они – рядовые дивизии НКВД, насмерть стоявшие у маленькой безызвестной Невской Дубровки. Теперь она уже не безызвестная. Они – и эти тринадцать, и те, кто сейчас живет в других городах, и те, кто погиб в сорок первом, сделали ее легендарной. В честь их подвига выпущен специальный нагрудный знак, который оставшиеся в живых прикрепили к своим кителям через 20 лет после победы над гитлеровской Германией. 

Герои Невской Дубровки, ветераны пожарной охраны, грудью защищавшие страну, никогда не забудут тех, кто не может сейчас быть с ними рядом. Самых теплых слов, самой высокой благодарности заслуживает Игорь Григорьевич Клинов, ленинградец, доцент инженерно-строительного института. Он многое сделал, чтобы воскресить имена погибших слушателей факультета инженеров пожарной охраны. Он отыскал тех немногих, которые остались в живых. Поэтому 10 москвичей, участников боев у Невской Дубровки, в первые же минуты встречи, вспомнили об Игоре Васильевиче Клинове. 

Фронтовое братство – крепкое братство. И когда встречаются два ветерана войны - рядом с ними незримо присутствуют и те, кто похоронен в братской могиле, и те, кто придет на свидание в следующий раз.

Г. Марков
Журнал «Пожарное дело, 1967 г., № 5, с. 14-15.

В 2026 редакция портала вдпо.рф. планирует начать систематическое представление на страницах нашего журнала исторических публикаций «Пожарного дела» за разные годы.

Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества
Похожие публикации
Теги