Вот так трагически завершилась в общем-то рядовая спасательная операция по защите населения и территории от ледовых заторов, провоцирующих мощные паводки.
Экипаж вертолета состоял из трех человек: командира судна Игоря Александровича Маркова, пилота-инструктора Андрея Викторовича Жижелева и борт-механика Алексея Васильевича Кулебякина. Кроме них на борту находилась группа спасателей во главе со временно исполняющим обязанности начальника главного управления МЧС России по Иркутской области полковником внутренней службы Станиславом Александровичем Омельянчиком. В состав группы входили опытные спасатели - заместитель начальника Байкальского поисково-спасательного отряда Александр Ильич Степанов, руководитель Северного ПСО Аварийно-спасательной службы Иркутской области Юрий Николаевич Кашко, спасатель-взрывник того же ПСО Сергей Алексеевич Пеженский, главный специалист областного «Центра ГОЧС» Игорь Николаевич Чекрыгин и инструктор десантно-пожарной службы Киренского отделения Иркутской области Сергей Михайлович Арбатский.
Как говорилось в сообщениях СМИ тех дней, в Следственном комитете России рассматривают три основные версии крушения вертолета Ми-8: неблагоприятные погодные условия, ошибка пилотирования и нарушение условий транспортировки взрывчатых веществ. По имеющимся данным, в последний раз спасатели выходили на связь с сообщением о том, что на борту осталась часть необходимых запасов взрывчатки, и они направляются к населенному пункту Ерема, чтобы продолжить взрывы ледовых заторов, но к месту назначения так и не прибыли. Вертолет взорвался на высоте более 100 метров, над рекой, в семи километрах от населенного пункта Преображенка.
Всякий раз, когда гибнут люди, возникает вполне естественное чувство сострадания. Особенно горько, когда смерть вырывает из наших рядов самых лучших, тех, кто, рискуя жизнью, помогает другим. Совсем тяжело, когда среди погибших твои друзья, соратники.
Со Станиславом Омельянчиком мы познакомились в 2005 году в Бурятии, где он служил заместителем начальника «эмчеэсовского» главка. Потом, когда его перевели в Иркутск, много вместе работали над решением крайне сложных задач по оптимизации противопожарной службы в спасательном ведомстве.
Веселый, приветливый, он умел самый сложный вопрос решить спокойно, с достоинством и уважением к оппонентам. С ним всегда было интересно.
Станислава Александровича отличало стремление во все вникнуть самому. Он досконально знал не только пожарную службу, но и уже успел близко познакомиться со спасательной проблематикой. Конечно, ему было просто необходимо самому видеть процесс подрыва льда, понимать, что при этом происходит, и как удается пропускать большую воду.
Служебный долг заставил участвовать в операции и Александра Ильича Степанова. Профессиональный спасатель, один из организаторов Иркутской областной аварийно-спасательной службы и Байкальского ПСО МЧС России, он много лет не только сам участвовал в различных поисково-спасательных работах наивысшей сложности, но и занимается обучением спасателей. Александр Ильич был одним из постоянных авторов и комментаторов ведомственных изданий МЧС России – газеты «Спасатель МЧС России» и журнала «Вестник МЧС России». Мы часто встречались в самых разных уголках России: на Дальнем Востоке и Северо-Западе, Северном Кавказе и в Сибири.
Методика подрыва ледяных заторов давно интересовала Александра Ильича. Слишком часто в последние годы именно лед перекрывал течение рек, вызывая резкий подъем воды и затопление обширных территорий.
Далеко не новичками в такой работе были и остальные находившиеся на борту специалисты.
НАША СПРАВКА
Еще в начале 2000-х Федеральный центр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» представил технологию выполнения работ и результаты испытаний дистанционной вертолетной системы дробления льда и уничтожения ледяных заторов. Группа ведущих ученых института провела целую серию натурных испытаний, позволивших рекомендовать технологию в широкую практику.
В 2002-м году летные испытания системы прошли на Енисее в районе села Ворогово Красноярского края. Использовался штатный вертолет Ми-8МТ, вертолетный раскладчик ФРЗ ( специальная конструкция, которая устанавливается внутри вертолета); многоцелевые взрыватели МВЗД; промежуточные детонирующие устройства; ящики (деревянные) с зарядами литого тротила массой до 30 кг; мешки полимерацетатные с литыми тротиловыми зарядами по 40 кг.
Установка зарядов и активация детонирующих устройств происходит на минимальной высоте и скорости движения вертолета, в строгом соответствии с требованиями безопасности.
На практике было доказано, что разработанная технология значительно эффективнее по сравнению с бомбометанием, позволяет при установке зарядов не выходить на лед. Время взрывания десяти зарядов взрывчатых веществ общей массой 400 килограммов со всеми подготовительно-заключительными операциями не превышает 15 минут, при этом обрабатываемая площадь льда толщиной 1,1 м может составлять до 1000 квадратных метров.
Все последующие годы технология продолжала совершенствоваться. В это же время в различных регионах страны спасатели-взрывники проходили специальную подготовку. Принять участие в одном из таких практических семинаров довелось в Красноярске. Организован он был силами Сибирского регионального центра МЧС России. А спасатели в нем участвовали от Урала до Дальнего Востока.
Возвращаясь к теме нашего материала, можно с большой долей уверенности сказать: все, кто находились в том роковом полете на борту, были знакомы с техникой безопасности.
И все-таки трагедии избежать не удалось. Падение произошло в труднодоступном месте. Очевидцы говорят о том, что даже из поселка было заметно огромное облако дыма. Долгое время спасатели не могли туда добраться. Уже затем с помощью катера на воздушной подушке и моторных лодок удалось найти обломки Ми-8. Фрагменты фюзеляжа, обшивки и шасси были разбросаны в радиусе трехсот метров. Позже обнаружили и фрагменты тел. После сильного взрыва установить, кому они принадлежали, можно было только с помощью генетической экспертизы.
Позже по данным, взятым с бортовых самописцев, установили, что на высоте около ста метров на борту действительно произошел мощный взрыв.
«Они проявили героизм, смелость, выполняя свою работу. На протяжении всего паводкового периода они не допустили тяжелых последствий и угрозы жизни населению, предотвратили ледяной затор, рискуя своей жизнью», — оценило труд своих погибших при крушении вертолета подчиненных руководство МЧС России.
В мае 2014 года (ровно через год) в Иркутской области было завершено расследование уголовного дела о крушении в Катангском районе вертолета Ми-8МТ авиакомпании «Ангара». В результате проведенных судебных экспертиз, было установлено, что смерть экипажа и пассажиров наступила вследствие взрыва. Как сообщает 26 мая 2014 года Следственный комитет РФ, причиной взрыва стала детонация взрывчатого вещества, перевозимого на борту воздушного судна. Экипажем и работниками авиакомпании, а также находившимися на борту лицами и организаторами работ не были нарушены требования нормативных актов гражданской авиации и правил, регламентирующих проведение взрывных работ. Они были подготовлены к их выполнению, а также к выполнению полетного задания, взрывным работам и перевозке опасных грузов. Вертолет Ми-8Т RА-24410 был технически исправен и подготовлен к полету. С учетом изложенных обстоятельств, по результатам расследования принято решение о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления.
Время неумолимо. На следующий год исполнится 10 лет с момента трагедии. И только в нашей памяти каждый из участников этой незавершенной операции по защите людей от паводка останется навсегда. Светлая им память!