И в жару, и в холод

7 декабря 1995 года в Хабаровском крае потерпел крушение пассажирский самолет ТУ-154, на борту которого находилось 97 человек, включая экипаж. Поисковая операция осложнялась коротким световым днем, большими расстояниями от предполагаемого места падения самолета до аэродромов базирования, низкой температурой (-300С) и глубоким снежным покровом. Последнее существенно затруднило поиск «черных ящиков» с разбившегося самолета.

Поисковые работы велись с помощью вертолетов и пешим порядком в районах, где визуальное обследование с воздуха из-за сложного рельефа было затруднено. В течение 8 дней спасатели совершили несколько поисковых выходов по отрогам сопок и долинам рек, заваленных упавшими деревьями, по глубокому (1,5-2 метра) снегу. Поисковые работы и эвакуацию останков погибших удалось успешно завершить только к исходу второй недели - 18 декабря 1995 г.

В этот же день спасатели на самолете Ил-76 с размещенным в нем вертолетом Бо-105 были переброшены на аэродром Камрань (Вьетнам), где 12 декабря при посадке в сложных метеоусловиях потерпели крушение в скальной местности три истребителя Су-27, возвращавшиеся с авиационного салона в Малайзии. Первоначально поиск тел летчиков вели местные силы, но они результатов не дали.

Российские спасатели, попавшие после 30-градусного холода в 30-градусную жару, осложненную почти 100%-процентной влажностью, сразу же преступили к работе. К месту аварии добирались по бездорожью через заросли, кишащие тропическими насекомыми. Так как тела летчиков пролежали 10 дней в жарком, влажном климате, то при их эвакуации на вертолете пришлось работать в противогазах.

Поисковые операции, успешно проведенные как в условиях мороза, так и в жару, еще раз продемонстрировали высокие профессиональные и физические качества российских спасателей, их психологическую устойчивость.

«Прежде всего прорубили узкую тропу, пробираясь сквозь немыслимые дебри, богато усыпанные колючками, и каждую минуту ожидая нападения змей или еще какого-нибудь экзотического существа. Поэтому, несмотря на жару и духоту, приходилось двигаться полностью одетыми, в перчатках. На случай необходимости спасатели тащили с собой отрезную машинку на бензоприводе и портативную бензопилу. Целый день понадобился, чтобы выйти к месту падения самолетов».

Из воспоминаний Л.С.Радуна, спасателя международного класса Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России

Из материалов книги «Уникальные операции МЧС России во имя жизни».

Поделиться:
img
эксперт по визуальному контенту
Теги