… Ночной московский поезд и вот я в Сарапуле. Историю здешней каланчи – этакой византийской красавицы, грациозно и очень основательно расположившейся в центре города, мне удалось изучить заранее. Прямо с вокзала устремился к ней, уточняя у местных жителей правильность выбранного направления. Интересно было наблюдать, как сразу светлели лица, звучало уважительное: «Да как же, конечно, знаем, наша красавица…. Наша гордость…»
Еще в поезде бессловесно молил Господа Бога о том, чтобы он послал мне погоду, и… чудо свершилось. Буквально через несколько минут после долгожданного свидания с каланчой, ливень стал стихать, а на небо выползла разноцветная радуга. Это было потрясающе!
Надо сразу отметить, что пожарная каланча Сарапула – одна из немногих сохранившихся в архитектуре Урала, и единственная в Удмуртии. Здание хорошо просматривается с улиц нижней, приречной части города, поскольку возведено на одной из высоких точек городского рельефа. Композиционно подчиняет себе застройку Базарной площади. Каланча строилась по поручению городской думы и очень эффектно выглядит даже и сейчас, когда часть застройки конца XIX века давно снесена.
Решение о возведении пожарной каланчи приняла городская дума 14 февраля 1886 года. В документе говорилось, что Сарапулу требуется «…постройка для размещения городского пожарного обоза…».
К тому времени Сарапул уже был процветающим купеческим городом. Население составляло более 20 тысяч человек. В Сарапуле работало более полусотни предприятий, была дюжина учебных заведений, насчитывалось свыше 350 купцов! Работала пристань, а через какое-то время был построен и железнодорожный мост.
Но при всем этом у города не существовало организованной пожарной охраны. А ведь большинство построек города были деревянными. Нередкие пожары быстро распространялись и наносили большой ущерб. Создание городской пожарной охраны стало просто жизненно необходимым делом! Поэтому, наконец, было решено построить пожарную каланчу в Сарапуле и организовать пожарную службу.
Строительство каланчи осуществлял выигравший тендер подрядчик – купец Драгунов. Проект строения разработал известный архитектор И.А. Чарушин. Строительные работы начались в 1886 году, и уже год спустя, в 1887 пожарная каланча была полностью достроена. Практически все необходимые для этого деньги были собраны за счет пожертвований купцов, владельцев предприятий и судов, а также простых жителей города. Большой вклад внес и П.А. Башенин, по инициативе которого в Сарапуле был проведен противопожарный водопровод.
Интересно, что при строительстве каланчи было использовано более 150 тысяч кирпичей, почти 26 сажен камня, 1000 пудов извести, более 900 различных бревен и брусьев.
Здание пожарного депо в Сарапуле – массивное, двухэтажное, с высоко возносящейся башней-каланчой. В архитектурной композиции преобладает ярко выраженный центризм: все симметричные формы сходятся в одной центральной точке, которой собственно и является вышка.
Вышка Сарапульской пожарной каланчи состоит из трех частей – четвериков. Ее логическое завершение – смотровая площадка, с которой отлично просматривается большая часть Сарапула. Это и неудивительно, учитывая высоту пожарной каланчи (с современную девятиэтажку!) и то, что она расположена на одной из высочайших точек города (96 метров над уровнем моря).
Первый этаж здания предназначался для пожарного обзора. Этажом выше находилось общежитие для пожарных и членов их семей. На верхнем этаже вышки была оборудована смотровая площадка. А весь населенный пункт условно делился на четыре части.
В случае возгорания звучал набат. Каждый раз смотритель вывешивал сферическую конструкцию, которая соответствовала той части населенного пункта, где произошел пожар.
В наши дни в пожарной каланче находится действующая пожарная часть. Гости города и сарапульцы в специально отведенное время имеют доступ к смотровой вышке, откуда открываются великолепные виды и на величественную реку Каму, и на весь город.
Сарапульские пожарные, узнав о цели моего посещения, сразу предложили забраться на самый верх и там, с высоты, познакомится с городом. Проводить меня взялся Юра Меньков, улыбчивый, приветливый парень.
Поднимаясь по старой, морщинистой от прожитых лет лестнице, я представлял, сколько же людей прошли по ней, чтобы успеть разглядеть пожарище в городе и, соответственно, быстро сообщить об этом… И действительно, ведь это была самая главная функция пожарной каланчи…
А вот еще интересный факт: почти сразу на крыше пожарной каланчи установили флюгер, который показывал направление дующих в Сарапуле ветров. В особо морозные дни наверху вывешивали специальные флаги: красный – отменяющий занятия в школах, и синий – отменяющий занятия для всех, даже в училищах.
Самый беглый просмотр интернет-поисковиков показывает неизменно высокий интерес к нашему объекту. Пишет о нем и местная пресса, и многочисленные блогеры, связанные с активно развивающимся внутренним российским туризмом.
История пожарной каланчи в Сарапуле была бы неполной без байки про козла, которого пожарные держали там, как самого настоящего ночного сторожа. Жил тот козел на складе, сторожил каланчу и отпугивал мышей от фуражного зерна для пожарных лошадей. Кормиться козел–пожарный приходил на торговую площадь, где его узнавали и подкармливали. Похоже на городскую легенду, но пожарные стоят на том, что это чистая правда…
Сарапульская пожарная каланча – одна из немногих, что сохранились в Уральской архитектуре. Сегодня ей присвоен статус памятника федерального значения. В базе министерства культуры ему присвоен порядковый номер культурного объекта 1810035000 ( Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995, пост.СМ Удмуртской АССР № 362 от 05.12.1979), который охраняется государством.