Республика Тыва является регионом традиционного яководства. Эта отрасль развита в высокогорных районах республики, к которым относятся Монгун-Тайгинский, Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Овюрский кожууны. Здесь исстари занимаются разведением местных яков - сарлыков. Обширные территории, находятся на большой высоте над уровнем моря, имеют сложные природно-климатические условия. Сраженные болезнью яки замертво падали среди горных вершин на скальных кручах и в заваленных снегом лощинах. Низкие зимние температуры воздуха около 30 градусов, а в отдельные дни до 35 предотвратили распространение чумы.
С наступлением весны, периода таяния снегов, возбудитель болезни мог быть вынесен талыми водами в населенные районы, что грозило не только экономическими проблемами, связанными с международной торговлей, но и биолого-социальными.
По поручению Правительства России спасатели Центроспаса и врачи госпиталя Института медико-биологических проблем на арендованном самолете (собственной авиации в Чрезвычайной службе России еще не было) 28 января вылетели в Кызыл. Сюда же прибыли спасатели из Красноярска и самолет из Омска с взрывчаткой, которая была необходима для создания скотомогильников в промерзшем скальном грунте.
В районе населенного пункта Мугур-Аксы был создан специальный лагерь, где разместились спасатели, где им предстояло выполнить сложнейшую операцию на сложном горном рельефе. На высоте до 3000 метров, найти и вывезти сотни туш погибших животных, при сильном морозе наши спасатели должны были отыскивать туши яков, а затем своими силами тащить тяжеловесных животных к площадке, с которой их смог бы забрать вертолет и перенести в скотомогильник. Работа началась 31 января и в условиях сильных ветров и морозов продолжалась две недели. За это время свыше восьми сотен павших яков были захоронены в двух скотомогильниках.
Своевременно принятые меры позволили не допустить распространения эпизоотии на домашних животных.
Успешно выполнив задачу, спасатели вернулись в Москву. Они прошли первое серьезное испытание на прочность, приобрели уверенность в том, что их труд востребован Родиной, почувствовали гордость за профессию.
Из воспоминаний участников:
«Алгоритм действий выработали такой. К месту, где были обнаружены погибшие животные, вертолет доставляет группу спасателей. Те при помощи веревок спускают замерзшую тушу со скал или вытаскивают ее из лощины на ровную площадку, чтобы вертолетчики могли зацепить яка на подвеску и затем доставить его в скотомогильник. На первый взгляд, ничего особенного. Но представьте себе, каково на ветру, в сильный мороз тащить на себе рогатое чудище весом около полутоны. К счастью, все обошлось без ЧП».
Из воспоминаний спасателя международного класса
(Центральный аэромобильный спасательный отряд)
Владимира Донина
«Одна из самых первых операций МЧС России - ликвидация вспышки чумы крупного рогатого скота на границе Тувы и Монголии в феврале 1992 года. Она вошла в историю министерства и Сибирского регионального поисково-спасательного отряда, который на тот момент еще формально не был создан. Началось все с границ с Монголией, там много природных очагов. Привлекли авиацию. У нас была задача - находить туши яков в горах и прицеплять их потом на подвеску вертолета, чтобы можно было отвезти к месту утилизации. Тут со мной своя история произошла. То ли ветром тушу сдуло, то ли закрепили недостаточно крепко - но як этот упал на меня. А вес яка достигает 500 килограммов, а то и тонны. Итог - полгода на больничном».
Из воспоминаний Начальника поисково-спасательного подразделения поисково-спасательной службы, спасатель 1 класса, заслуженный спасатель РФ
Захар Залиев
«Находились мы в Тыве около 3-х недель, и поначалу было, действительно, очень сложно. Все-таки морозы там нешуточные, а нам приходилось ходить по горам целыми днями. Сложно пересеченная местность … снег - по пояс. Но больше всего нас сначала впечатлили поистине Рериховские пейзажи - идешь, а перед тобой это розовато-синее небо, белые холмы и такие колоритные елки - ну, совершенно как на картине!
Но когда мы стали одну за другой находить мёрзлые тиши животных, стало уже не до красоты окрестных Саян. Ведь тела надо было подтащить к более-менее открытой площадке, над которой мог бы зависнуть вертолет, затем вызвать его по рации, дождаться, и после этого нам сбрасывали веревки, и мы привязывали туши для транспортировки. А надо сказать, что летчики сначала боялись этой заразы. Но потом они увидели, что с нами все как будто в порядке и стали подлетать совсем близко, буквально колесами касаясь склона.
Интересно, что вспоминается не только, собственно работа, но и наше «знакомство» со статическим электричеством. Когда с вертолетов сбрасывали железные тросы или мокрые веревки, помню, что било прилично. А однажды надо нам было эвакуироваться прямо со склона, и я был последним в группе. Вертолет буквально висел над пропастью, едва касаясь склона, а подножка его тоже ходила ходуном. А поскольку раньше в вертолет так не запрыгивал, о, недолго думая, подошел и схватился за поручни, а там статическое электричество, и меня так метра на 2 как откинет! Я упал и был, прямо скажем, впечатлен. Потом мне коллега, который был в вертолете, говорит - давай, за меня хватайся, т.е. я должен был подпрыгнуть из сугроба - а там снег где-то по пояс - и ухватить его за руку. В общем, я ухватился только с третьей попытки, ударился сильно коленями, но все-таки запрыгнул в машину»
Из воспоминаний спасателя международного класса
Кирилла Бородина