За период с 12 по 26 августа 1994 года на значительном протяжении нефтепровода образовались многочисленные отверстия (свищи), через которые произошла массовая утечка нефти. По оценкам специалистов, возникшая экологическая катастрофа оказалась крупнейшей за предыдущие 20 лет в истории нефтедобычи на территории СССР и России.
Были загрязнены территории, на которых проживало свыше 63,5 тыс. человек. Особую тревогу вызывала возможность выноса нефти через притоки в р. Печора, а затем в Баренцево море и Северный Ледовитый океан. Это могло повлиять на состояние окружающей среды стран Северной Европы, Канады и США.
Выброшенная нефть скопилась в низинах, болотах, по берегам ручьев и на поверхности мха, откуда собирать ее исключительно трудно. Ликвидация последствий аварии, связанной с разливом нефти, потребовала привлечения значительных сил.
Поскольку авария на нефтепроводе явилась крупномасштабной чрезвычайной ситуацией, вопросами оценки масштабов катастрофы, ее конкретных последствий и стратегии их ликвидации вплотную занималось МЧС России и соответствующие звенья единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Благодаря принятым мерам развитие экологической катастрофы удалось предотвратить.
Опыт проведения этой операции потребовал существенного пересмотра государственной политики в области обеспечения безопасности добычи, перевозки и хранения нефтепродуктов, внесения изменений в организацию и технологии проведения подобных работ, и принятия Правительством Российской Федерации необходимых распорядительных документов.
Справка: Нефтепровод «Возей - Головные сооружения» длиной 46,6 км в республике Коми введен в эксплуатацию в 1975 году. Вплоть до 1994 г. на нефтепроводе практически не проводились ни техническое обслуживание оборудования, ни ремонтные работы, ни устройство антикоррозионной защиты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» организациям добывающим, транспортирующим, перерабатывающим и хранящим нефтепродукты предписано планировать меры по обеспечению безопасности объектов и обеспечивать готовность сил и средств к ликвидации аварийных ситуаций.
В целом координация деятельности по ликвидации разливов нефти на суше и в территориальных водах России возложена на МЧС России, а организация и проведение операций по ликвидации разливов нефти на море - на Минтрас России.
Там, где можно было подъехать, ликвидировать стали сразу. Строили временные дороги в виде обваловки. По воде загрязнение быстро распространяется, поэтому надо было отсыпать участки по периметру, чтобы остановить воду и потом с нее собирать нефть (это легче, чем с грунта). Мы поставили осенью 1993 года, наверное, одну из первых установок по переработке замазученных грунтов и собранной нефти на головных сооружениях, в период аварии она уже работала, принимала шлак.
На момент аварии 1994 года опыта ликвидации таких значительных загрязнений в России было немного, если не сказать, что не было вообще. Разлив нефти под Усинском грянул как гром среди ясного неба. Мировые банки выделили кредит на ликвидацию последствий ЧС, для освоения средств были привлечены иностранные компании, привезли оборудование для сбора нефти, расходные материалы и комплектующие. Но этого было недостаточно. После «оперативного освоения средств» и несколько преувеличенного по пафосу отчета иностранцев перед мировыми банками о завершении работ по ликвидации последствий, основную работу пришлось делать самим. Технологические решения появлялись чуть ли не на месте и каждый день.
Источник: Уникальные операции МЧС России, 2015
Авторы: В.А. Акимов, Э.Н. Аюбов, О.В. Белинская, А.В. Лебедев, В.Н. Лисица, В.Ф. Митрофанов, В.А. Новожилов, Д.З. Прищепов, А.Ю. Пучков