Из самых благих намерений – борьбы с засухой и повышением урожайности культур – погибло Аральское море. Управляемая ядерная реакция для получения дешевой электроэнергии привела к Чернобылю. Отдельная строка – аварии и катастрофы на объектах добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов. Чем больше масштаб подобных катастроф – тем большие потери несет экологическая система региона, а иногда и всей планеты.
Масштабы огромного региона – Черноморских курортов России – затронула экологическая катастрофа, вызванная разливом мазута в результате аварии.
Два танкера «Волгонефть» потерпели бедствие в Керченском проливе днем 15 декабря. Волны достигали 9 м, скорость ветра превышала 20 м/с. Росморречфлот сообщил о разливе нефтепродуктов. Известно, что один танкер после дрейфа сел на мель в 80 м от берега в районе Тамани. У второго — в 8 км от берега оторвало носовую часть. Общая численность экипажей — 29 человек.
Одна из версий крушения — ошибка экипажа, сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на службу морского поиска и спасения. Впрочем, вероятно, у аварии был целый комплекс причин, считает один из экспертов капитан первого ранга в отставке Игорь Горелов:
«Что касается судов класса «Волго-Балт», то это суда типа река-море, предназначенные для плавания по внутренним водоемам и прибрежной полосе при волнении до 5 баллов.
Судя по видеозаписи (представлена в Интернете), как раз волна была от 3 до 5 баллов, и разлом судна в районе мидель-шпангоута мог произойти по причинам, во-первых, ветхости самой конструкции без поддерживающего ремонта, а, во-вторых, из-за его неправильной загрузки.
Если груз был залит в носовую цистерну, то тяжелые корма и нос обеспечили при предельном значении волнения разлом корпуса посередине.
Здесь в первую очередь виноваты человеческий и технический факторы, потому что при предельных значениях волнения не стоит выходить в море.
Судно идет по своему маршруту, который часто не зависит от направления волн. И когда оно выдерживает курс и испытывает дополнительные волновые нагрузки, тогда, невзирая даже на то, что волнение будет в 3 или 4 балла, может всякое случиться. Должна разбираться комиссия».
Два танкера, потерпевших крушение, в общей сложности перевозили более 8 тыс. тонн мазута. Росприроднадзор проводит замеры в проливе на месте аварий. В случае большого ущерба экологии владельцев судов и груза ждут санкции и серьезные финансовые потери, отметил партнер адвокатского бюро NSP Роман Макаров:
«Судовладельцы несут масштабную ответственность, исчисляемую в миллионах специальных прав заимствования, — это валюта МВФ, примерно равная $1,3. И вот она в каких-то случаях может быть ограничена.
Но если будет доказано, что судовладелец виновен, то есть не предпринял каких-то мер для предотвращения аварии либо судно не застраховал, хотя это обязательно, то эта ответственность вообще ничем не ограничена.
По сути, скорее всего, речь будет идти о банкротстве такого судовладельца, потому что расходы на приведение акватории и берега в прежнее состояние, до этой экологической аварии, крайне масштабны. Как правило, образуется значительное загрязнение на поверхности моря, и, естественно, что-то в какой-то момент вынесет на берег. Это повлечет ущерб и для морской флоры и фауны, и, разумеется, для побережья и туристической отрасли. То есть, по всей видимости, предстоят масштабные работы по очистке побережья и, возможно, дна. В целом надо отметить, что флот достаточно ветхий, то есть судам типа «Волго-Дон» минимум 30 лет. Древние морские законы, которые еще в первом тысячелетии до нашей эры были письменно сформулированы, предполагают, что все совместно несут расходы по спасению судна. То есть если потребуется для снятия судна с мели, например, выбросить, я упрощенно говорю, какой-то груз за борт, то пострадают его владелец, владелец фрахта и владелец судна».
Один из потерпевших бедствие танкеров приписан к Большому порту Санкт-Петербурга и принадлежит пермской компании «Кама Шиппинг». Вторым судном владеет «Волгатранснефть», оно приписано к порту Астрахани.
С момента аварии прошло уже достаточно много времени. Как же развивались события? Танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» потерпели крушение во время сильного шторма в Керченском проливе 15 декабря. В результате аварии из них вытекло около 40% мазута. Через двое суток, к утру 17 декабря, нефтепродукты достигли берегов Анапы и Темрюкского района, а затем Крыма. Буквально с первых часов были начаты и работы по ликвидации последствий. 25 декабря краевые власти ввели региональный режим ЧС, а на следующий день — федеральный режим ЧС.
Уже на первом в 2025 году совещании с членами Правительства РФ Владимир Путин заслушал доклад главы МЧС Александра Куренкова о ходе ликвидации экологической катастрофы в Керченском проливе.
«Наибольшего внимания требует обстановка в Краснодарском крае. Выявлены места выхода мазута на берег — от Анапы до Темрюкского района. Определены 6 основных участков по сбору нефтепродуктов протяженностью 63 километра. На берегу собрано более 139 тысяч тонн загрязненного песка и грунта, который в дальнейшем будет подвергаться очистке, — рассказал Куренков.
Также, по его словам, ежедневно фиксируются повторные выбросы мазута из моря. На береговой линии работают около 7 тысяч человек и 650 единиц техники.
Путин раскритиковал ход работ по ликвидации катастрофы. Президент назвал недостаточными меры, которые сейчас предпринимаются на месте ЧС.
«Из того, что я вижу, и из той информации, которую получаю, делаю вывод о том, что всё, что делается по минимизации ущерба, пока явно недостаточно. <…> Нужно организовать комиссию соответствующую, соответствующий штаб, который работал бы прямо на месте, и не на местном уровне, а чтобы он возглавлялся руководителями, ответственными работниками из министерств и ведомств, которые были бы делегированы прямо на место катастрофы. <…> Нужно всё сделать, для того чтобы решить вопрос о прекращении утечек нефтепродуктов из подтопленных танкеров. Далее — необходимо подумать и разработать планы подъёма этих подтопленных танкеров, — заявил Путин.
Вместе с тем он поблагодарил волонтеров, которые сутками работают на побережье Черного моря.
«Волонтёрам огромное спасибо за их гражданскую позицию. Надеюсь, что с не меньшим уровнем ответственности и должностные лица будут относиться к тому, чтобы минимизировать последствия это аварии, — резюмировал Путин.
Напомним, что сейчас штабом по ликвидации ЧС в Анапе руководит первый вице-губернатор Игорь Галась.
В чем опасность разлива мазута? И, есть ли разница с точки зрения последствий для окружающей среды, и технологий ликвидации последствий, разливов различных нефтепродуктов? Вот что рассказал на пресс-конференции, посвященной ликвидации последствий крупнейшей экологической катастрофы в российском Причерноморье, доцент кафедры промышленной экологии Российского государственного университета нефти и газа НИУ им. И. М. Губкина Сергей Остах:
«Особенность заключается в том, что, как правило, в первые часы море штормит и высота волн достигает более трех метров, в редких случаях до 7-8 метров. В таких условиях большая часть мазута из-за своих физико-химических свойств начинает перемещаться с поверхности в толщу воды. И, через какое-то время, мазут, достигает береговой линии, либо попадает в придонные течения.
Из мазутов очень быстро начинает выделяться легкая фракция, часть мазута остается в виде плавающей пленки на поверхности воды, а третья часть мазута через несколько часов, превращается в так называемый «шоколадный мусс», который представляет собой нефтяные агрегаты, то есть, своеобразные «комья», которые начинают заполнять всю толщу моря. В случае с мазутом всё остальное движение массива загрязнения возникает под действием ветра и придонных течений.
В целом, для мазутов характерно в первые часы после разлива высокая степень замазученности береговой линии и отложенный экологический ущерб, связан либо с выходом нефтяных агрегатов на берег через несколько суток, либо в следствие очередного шторма.
Эти нефтяные агрегаты механически стойкие. В тех мазутах, которые перевозят танкерами класса «река-море», как правило, очень много полиароматических углеводородов, такие мазуты обычно перевозят для того, чтобы продолжить переработку на каком-то другом предприятии.
У разливов сырой нефти таких «комьев» образуется очень мало, либо они не образуются вообще. Для нефтяных разливов характерен эффект, когда нефть насыщается воздухом, водой и меняет свой цвет. При нефтяных разливах загрязняется больше площади поверхности моря, за счет того, что меньше «комьев». Через какое-то время тоже происходит выброс загрязнения на береговую линию. Характерной особенностью является то, что первые 6-8 часов происходит обильное выделение легких высокотоксичных фракций.
В случае разливов дизельного топлива получаются промежуточные эффекты между нефтью и мазутом.
В ноябре 2007 года в Керченском проливе в результате сильного шторма произошло крушение нефтеналивного танкера «Волгонефть-139». Тогда в Азовское море вылилось около 2 тысяч тонн мазута. С последствиями ЧП удалось справиться за несколько месяцев.
Можно ли всё собрать с поверхности моря? Можно. Есть специальные нефтесборщики тяжёлого морского типа, которые работают со специальными морскими бонами. Но сложность заключается в том, что всё это эффективно работает, если высота волны сильно меньше трёх метров. Поэтому очень сложно в первые часы и даже иногда дни, когда высота волны выше этого, собрать всё с поверхности моря. И поэтому, собственно говоря, возникают сложности, потому что достаточно длительное время сохраняется волна высотой 1-2 метра.
Но, есть и такие системы, которые могут работать в условиях такого волнения на море. Есть системы, которые должны работать вместе с морскими береговыми бонами, которые должны работать совместно с якорными системами. Применять эти меры и такие технологии для разливов мазутов нужно в первые 6-10 часов, если же в эти сроки не уложится, то технологии будут, в принципе, бесполезны. После 8-10 часов в случае мазутных разливов, бонами уже получится отлавливать только отдельные, водонасыщенные пятна, которые не имеют ценности с точки зрения сборки, а также, размещаться по поверхности море будут достаточно хаотично, поэтому начинают использовать боны, которые должны защищать береговую линию. Ставятся совершенно другие нефтесборщики, которые улавливают выходящее загрязнение на береговую линию.
Что потом делают с собранной с берега смесью мазута с песком или с галькой?
Существует три варианта.
Вариант первый, когда присутствует береговая линия, для которой характерно наличие достаточно устойчивого слоя замазученных выброшенных на берег водорослей. Водоросли становятся естественным барьером, естественным боном, и нужно убирать эти замазученные водоросли и отчасти уже замазученный песок и вывозить их на специально подготовленные площадки. которые оборудованы специальными бентонитовыми матами, пленками.
Вариант номер два. Когда, водорослей нет, тогда идёт, эскавация, сбор в тару, мешки и так далее. Эти мешки вывозят на специальные полигоны для утилизации.
Третий вариант заключается в том, что, если берег скалистый, каменистый, приходится применять установки отмыва берега, также ставить нефтесборщики, откачивать нефтяной флюид и собирать замазученную гальку.
Таким образом, есть возможность образования трех совершенно разных функциональных групп нефтесодержащих отходов.
Первая группа отходов, там, где есть остатки водорослей, обладает достаточно эффективными аборигенными микроорганизмами, участвует в создании послойной системы, в которую такие отходы, вносятся со структураторами, функцию которых исполняют заранее заготовленные, срезанные ветки, солома и так далее. В этих же системах применяются, как правило, биоактивированные сорбенты. Вся эта масса буртуется и через 60-90 суток, в зависимости от начального содержания нефти и нефтепродуктов, получается грунтовая смесь. Очень часто отходы бывают третьего класса опасности, и в процессе переработки необходимо понизить их класс опасности до пятого. Если водорослей нет или аборигенных микроорганизмов очень мало, или они не могут окислять нефтяное загрязнение из-за содержания мазута или полиароматических углеводородов, то тогда вынуждены использовать алюмосиликатный сорбент, использовать «адресную» микробиологию, которая работает в строго определенных условиях и при изменении условий нужно применять другие микробиологические препараты. Кроме того, почти все микроорганизмы, выращенные искусственным путем, тяжело перерабатывают с полиароматическими углеводородами, содержащихся в мазутах.
В случаях, когда в нефтезагрязненных грунтах содержится галька, или какие-то комья, применяются термические методы для о…безвреживания этих отходов. В качестве остатка получается золошлак. Кроме того, для старых загрязнений, для загрязнений, содержащих нефтепродукты и мазут, есть попытки применять термокаталитические процессы с целю получения тяжелой смолянистой массы, которая по своим функциям схожа с битумом. Потом эту массу применяют как компонент строительных материалов. Вот три основные варианты переработки отходов.
А есть возможность использовать инсинератор** – просто сжечь всю собранную массу мазута?
Инсиениратор использовать можно, но есть нюансы. Первое, эта масса обводненная. Во-вторых, эта масса с высоким содержанием соли. И, как правило, зачастую банально может не хватить калоража это массы для того, чтобы это сжечь. В этом случае необходимо использовать горелки, работающие на дизельном топливе, для обеспечения полного сжигания массы. В варианте с аборигенными микроорганизмами, и водорослями, в термических методах утилизации смысла нет, потому что можно за счёт биоактивированных сорбентов обеспечить активный процесс в толще всего бурта.
Лучше использовать термические методы, для утилизации отработанных бонов, замазученной специальной одежды, для утилизации сорбентов, которые невозможно регенерировать.
Сколько времени может потребоваться природе на то, чтобы преодолеть последствия конкретно этой катастрофы?
Для экосистемы, а в данном случае, это природно-антропогенный комплекс, можно разделить ее буферность, то есть, время жизни и устойчивость на три раза по пять лет.
В первые пять лет, как правило, уходят достаточно токсичные фракции, многие компоненты разбавляются, однако, окончательного окисляющего действия еще нет.
На втором этапе, который продолжается тоже около пяти лет, природа начинает восстанавливаться: начинается рост аборигенных микроорганизмов, более тяжелые фракции переходят асфальтеноподобный вид. На этом этапе наблюдается вымывание загрязнения осадками, выветривание загрязнений.
На третьем этапе природа выходит из шокового состояния, включается метаболизм природной среды, возвращаются аборигенные виды растений, идет задернение территории, выравнивается окраска зелёной массы.
Вы уже также упомянули про сорбенты, есть ли возможность применения сорбентов при данной аварии?
Действительно, сорбенты, сорбционные материалы для аварий такого рода применимы. Универсальных сорбентов не бывает, и в данном случае сорбенты могут применяться для трех разных задач.
Первая задача, когда идет совместное применение нефтесборщиков, бонов и, собственно, сорбентов, причем применение сорбентов, в первую очередь, возможно для наиболее уязвимых участков разлива. Как правило, эти сорбенты успевают биоактивировать. Как правило, они должны быть инертны, большая часть этих сорбентов через какое-то время становиться отходом.
Вторая задача, сорбенты, применяемые для понижения класса опасности отходов. Сорбенты для этой задачи должны быть биоактивированы. Кроме того, эти сорбенты должны решать задачи удержания тяжелых металлов, достигаемая внесением определенных микроэлементов. Например, есть сорбенты, являющиеся калийными бесхлорными удобрениями, обладающие определенной нефтяной емкостью. Для этой группы сорбентов важно подобрать такие штаммы микроорганизмов, которые депонируют на сорбенты для понижения остаточного нефтесодержания и связывания тяжелых металлов. Судя по масштабам аварии, отходов будет сотни тысяч тонн, следовательно и количество сорбентов будет очень значительное.
Третий вариант сорбентов нужен для обеспечения эффективной рекультивации в конце технического этапа и на биологическом этапе рекультивации нарушенных земель.
Учитывая три задачи, для которых применяют сорбенты, для ликвидации последствий любого разлива нужна определенная комбинация сорбентов и технологий.
Кафедра промышленной экологии имеет серьезные научные исследования в разработке сорбентов. Есть ли те, которые можно было бы применять конкретно в этой аварии?
У кафедры есть опыт применения сорбентов, которые получены путем утилизации отходов. У кафедры есть опыт в совмещении сорбентов со штаммами микроорганизмов. Поэтому, я думаю, что разработки сорбентов кафедры промышленной экологии будут применяться для устранения последствий этой аварии. Образцы технологических проб для дальнейших исследований, естественно, будут нам предоставлены.
Кафедру промышленной экологии пригласили в штаб по ликвидации последствий, созданный при Комитете Государственной Думы. Штаб создан для выбора и оценки применимости технологий для всех этапов ликвидации последствий аварии. Руководят этим штабом Виктор Иванович Данилов-Данильян, член-корреспондент РАН и Вячеслав Александрович Фетисов, первый заместитель Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.
Наша справка
Некоторые крупные разливы нефти в мире:
Разлив на платформе Ixtoc I в 1979 году. 3 июня 1979 года на нефтяной платформе Ixtoc I, расположенной в Мексиканском заливе, произошла авария. Буровая установка обрушилась в море, и нефть стала свободно вытекать в Мексиканский залив. За всё время, пока скважина не была заделана, вылилось примерно 480 тысяч тонн нефти.
Разлив нефти на платформе Deepwater Horizon в 2010 году. 20 апреля 2010 года из-за взрыва метана произошла авария. Всего вылилось почти 800 тысяч тонн нефти, и она разлилась на 75 тысяч квадратных километров, что составляет около 5% площади Мексиканского залива.
Крушение танкера Amoco Cadiz у побережья Франции в 1978 году. В воду вылилось 223 тысячи тонн нефти, образовав пятно размером в 2 тысячи квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции.
Авария на танкере Exxon Valdez у берегов Аляски в 1989 году. Через образовавшуюся в судне пробоину в океан вылилось свыше 48 тысяч тонн нефти. В результате пострадало свыше 2,5 тысяч квадратных километров морской акватории, под угрозой исчезновения оказались 28 видов животных.
Ликвидация последствий выброса в море нескольких тысяч тонн мазута стала целой эпопеей. Уже сегодня очевидно – заниматься этой проблемой придется еще очень долго. И мы не раз вернемся к этой теме.