Мотоспасатели. Без пробок и преград

Мотоспасатели. Без пробок и преград

img

29 августа день рождения отмечает одно из самых быстрых транспортных средств — мотоцикл. Высокая скорость и маневренность сделали его надежным инструментом для спасателей. В системе МЧС России эти современные и скоростные средства передвижения позволяют спасателям за считанные минуты пребывать на место вызова и выполнять первоочередные работы до прибытия основных сил, что имеет большое значение в условиях загруженности города или бездорожья.

Самодвижущиеся двухколёсные машины стали появляться в 60-х годах XIX века. Единственная доступная в то время силовая установка – паровая машина – уже была достаточно компактной для установки на лёгкий двухколёсный экипаж. Однако малая удельная мощность (двигатель парового мотоцикла Коупленда (1884 г.) развивал всего 0,25 л.с. при весе 9 кг), непрактичность из-за длительного разведения паров и крайне малый КПД (единицы процентов) обусловили появление лишь единичных экспериментальных образцов. Служившие базой для них примитивные велосипеды целиком из металла или с деревянными элементами, с педальным приводом непосредственно на переднее колесо были тяжелы и некомфортны.

Паровой велосипед Пьера Мишо, 1869 год.

Мотоцикл в современном представлении был впервые продемонстрирован 29 августа 1885 года. С той поры технологии его производства совершенствуются и модернизируются.

Первый мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания (Daimler Reitwagen) был построен в 1885 году в Германии немецкими инженерами Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом, впоследствии – «отцами» знаменитых автомобильных марок. Машина создавалась всего лишь как простейший стенд для испытаний изготовленного изобретателями двигателя будущих четырёхколёсных экипажей и напоминала первые беспедальные велосипеды-«костотрясы» начала XIX века.

Бензиновый карбюраторный двигатель Даймлера и Майбаха имел мощность 1,5 л.с. и был установлен на деревянной раме с деревянными колесами. При испытаниях аппарат развил скорость 12 км/ч. В том же 1885 году Даймлером был получен патент на «повозку для верховой езды с керосиновым двигателем». Таким образом, классический мотоцикл появился раньше классического автомобиля с ДВС (1886). Фирма Даймлера более к конструированию мотоциклов никогда не возвращалась. Исторический мотоцикл сгорел при пожаре в мастерской Даймлера в 1904 году. Однако к столетию мотоцикла, в 1985 г., изготовлено порядка десятка ходовых реплик для демонстрации на шоу и в музеях. В музее концерна Daimler-Benz в Штутгарте выставлена также реплика.

Мотоцикл Даймлера с ДВС 1885 года

В СССР начиная с начала 1930-х впервые налаживается серийное производство мотоциклов на заводах в Ленинграде (Л-300, Л-600, Л-8), Ижевске (Иж-7, Иж-8, Иж-9), Подольске (ПМЗ-А-750, МЛ-3), Таганроге (ТИЗ-АМ600) и Серпухове (МЛ-3, Л-8). Мотопром создавался с нуля, и при отсутствии опыта приходилось копировать европейские модели. Так, в основе первого советского мотоцикла Л-300 и созданных на его базе Иж-7 и Иж-8 лежал немецкий DKW Luxus 300, а ТИЗ-АМ600 создавался на базе английского BSA-600. Однако уже к середине 1930-х стали появляться оригинальные идеи: поначалу совмещать черты разных зарубежных моделей (ПМЗ-А-750 сочетал двигатель, конструктивно повторяющий агрегаты Харли-Дэвидсона, и ходовую часть по типу BMW), а затем и оригинальные разработки (Л-8, МЛ-3). Тогда же получила путёвку в жизнь идея массового народного мотоцикла. Им должен был стать МЛ-3, но он появился перед самой войной и широко распространиться не успел.

Первый советский серийный мотоцикл Л-600 для нужд пожаротушения появился в 1934 году и назывался «Советский мотоцикл по борьбе с огнем». В журнале «Пожарное дело» вышла статья, рассказывающая о мотоцикле Л-600. Это был первый в СССР серийный мотоцикл специального назначения и первый – с двухцилиндровым двигателем принудительного воздушного охлаждения.

Первые советские мотопробеги, г.Орел, 30-е годы

Сконструировал и в конце 1932 года собрал опытный экземпляр этой машины коллектив ударников соцтруда ленинградского завода «Промет», руководимый Георгием Марковичем Бойковым – известным мотоспортсменом и талантливым механиком. Конструкция мотоцикла вобрала в себя черты двух машин, выпускаемых Тремассом, в состав которого входил «Промет», мотоцикла Л-300 и мотопомпы МП-2. Двигатель Л-600 мощностью 11-12 л.с. при 2800 об/мин представлял собой пару поставленных друг за другом моторов Л-300. Система охлаждения, позаимствованная частично у МП-2, состояла из крыльчатки вентилятора, установленной спереди двигателя, и кожуха, облегающего цилиндры, в который она нагнетала воздух.

Привод колеса осуществлялся посредством вала с двумя карданными шарнирами. Коробка перемены передач имела три скорости вперёд и одну назад, а также могла передавать мощность на пожарный центробежный насос, размещённый в коляске. Сцепление – однодисковое сухое.

Рама мотоцикла – штампованая коробчатого сечения. Рама коляски – трубчатая, кузов коляски подвешивается к ней на двух продольных полуэллиптических рессорах. Передняя вилка – паралеллограмная с двумя спиральными пружинами. Органы управления – такие же как у Л-300, кроме управления сцеплением – оно было ножным, педалью у левой подножки. Колёса значительно более массивные, чем у Л-300 с шинами размерностью 28х4,75. Тормозная система имела особенность – колесо коляски затормаживалось синхронно с задним колесом мотоцикла.

Пожарное оборудование «шестисотки» состояло из центробежного насоса производительностью 600 л/мин при рабочем давлении 5 атмосфер, заборного рукава длиной 4 метра, двух рукавов с разветвлениями и брандспойта.

11 декабря 1932 года опытный экземпляр Л-600 предстал перед комиссией из ленинградских пожарных и автодоровцев. Испытания проводились на пробег и работу насоса. С полной нагрузкой мотоцикл развивал скорость 50-60 км/ч. Для проверки работы насоса Л-600 был установлен на набережной Мойки и из реки качал воду на 4,5 метра в высоту. Аппарат работал в течение часа, давая струю длиной до 30 метров. Комиссия отметила хорошие качества мотоцикла, претензий по конструкции не возникло. 23 декабря машина предстала перед Госкомиссией Главмотовелопрома в Москве.


 
Результаты испытаний были признаны удовлетворительными, и Л-600 рекомендован для серийного производства. В тот же день Л-600 демонстрировался в Колонном зале Дома Союзов на заседании, посвящённом 5-летию Автодора и четвёртой годовщине Пожарного бюро. Единственным предприятиям в стране, способным организовать серийный выпуск Л-600, был «Промет», имевший к тому времени почти 20-летний опыт производства пожарного оборудования, но мелкосерийный выпуск был освоен им лишь в 1935 году. Конструктору машины Г.М. Бойкову не суждено было дожить до этого момента – он скончался 17 декабря 1934 года. В память о нём заводчане присвоили мотоциклу обозначение «ГМБ».

Выпускалась эта замечательная машина до середины 1939 года. Всего, по данным Главмотовелопрома, с 1935-го по 1939 год завод «Промет» изготовил 235 мотоциклов модели Л-600.

Это был самый неординарный из советских серийных мотоциклов. На его базе делали также и другие мотоциклы специального назначения: шестипрожекторную осветительную станцию с генератором, ремонтную летучку для связистов и электриков и передвижной генератор.

В расчете современных пожарно-спасательных частей тоже стоят пожарные мотоциклы. От своих «предков» они отличаются легкостью и маневренностью.

С их помощью можно легко организовать оперативное прибытие на пожар личного состава пожарных подразделений и доставку оборудования к месту вызова. Также пожарные мотоциклы применяются для патрулирования и мониторинга пожарной обстановки.

С наступлением весенне-летнего периода мобильные группы мотоциклистов-спасателей начинают работу в регионах России. Основная задача – патрулирование и профилактика природных пожаров. Для этого разрабатываются специальные маршруты. Также у сотрудников чрезвычайного ведомства появилась возможность быстрее приезжать на место вызова, маневрируя в плотном трафике дорожного движения. Мотоциклы оборудованы световой сигнализацией и сиреной.

Так, в Екатеринбурге мотоспасатели работают уже несколько лет. На вооружении огнеборцев – 4 мотоцикла, которые находятся в двух пожарно-спасательных подразделениях. Все специалисты расчетов быстрого реагирования прошли специальную профессиональную подготовку, одновременно являются и спасателями, и пожарными, и медиками. Вес каждого мотоцикла в полной экипировке составляет около 400 кг.

Спасательные байки не только быстрее доставляют огнеборцев к месту вызова, но и помогают перевозить пожарно-техническое оборудование. В частности, это аварийно-спасательный инструмент для разжима и резки металла. При помощи этого оборудования можно оказать первую помощь блокированным в результате ДТП людям. Также на мотоциклах имеются аптечки первой медпомощи – спасатели-универсалы способны помочь пострадавшему до прибытия скорой помощи.

В оснащение мотоциклов входят ручные установки пожаротушения емкостью 20 л воды каждая, что позволяет справиться с возгоранием на площади до 10 квадратных метров. В арсенале также имеется порошковый огнетушитель, оградительные конусы, фонарь, стеклобой и резак для ремней безопасности и прочее снаряжение, необходимое для проведения спасательных работ.

Для защиты спасателей-байкеров разработана специальная экипировка. В костюмы пожарной формы вшиты защитные элементы для спины, ног и рук, а также форма включает специализированный шлем пожарного, в котором стоит громкая связь, и в этом же шлеме можно работать во время тушения пожара.

В Краснодарском крае мотогруппы специализированной части экстренного реагирования ежедневно патрулируют город Краснодар, следуя по 4 маршрутам. При осуществлении мониторинга обстановки в городской среде по пути следования высокая маневренность мотоциклов позволяет в кратчайшие сроки прибыть к месту ДТП и в случае возгорания автомобиля произвести тушение и оказать первую помощь пострадавшим.

Сейчас на вооружении пожарных 8 мотоциклов. Техника оснащена ранцевой установкой пожаротушения ГИРС, огнетушителем, аварийно-спасательным гидравлическим инструментом, медицинскими средствами для оказания первой помощи.

Группа экстренного реагирования Главного управления МЧС России по Ростовской области на мотоциклах так же осуществляет патрулирование по определенному маршруту, в целях выявления природных пожаров и своевременного информирования о складывающейся пожарной обстановке.

Мотоциклы оборудованы спецтехникой, которая позволяет не только тушить пожары, но и спасать людей, попавших в ДТП. Комплекты экипировки мотоциклов имеют различное оборудование и отличаются друг друга. Сделано это для того, чтобы при выполнении аварийно-спасательных работ действия водителей дополняли друг друга с наибольшей эффективностью.

Кроме этого, к работе по профилактике пожаров активно привлекают мотоклубы и байкерские сообщества. Договоренность о проведении мониторинговых объездов уже достигнута с 8 байкерскими клубами в Ростове-на-Дону, Таганроге, Шахтах, а также в Азовском и Семикаракорском районах. Взаимодействие патрульных групп байкеров осуществляется через начальника местного пожарно-спасательного гарнизона, которым определяются маршруты и время осуществления патрулирования. Информация от байкеров передается диспетчеру пожарно-спасательной части, после чего следует высылка сил и средств к месту пожара.

Эффективно используют мотоциклы и добровольцы. Добровольные пожарные столицы Северо-Кавказского федерального округа выезжают на тушение возгорания на мотоциклах. И это не случайно, ведь байки могут беспрепятственно проехать и в лесистой местности, и в горной, а также по узким городским улочкам и бездорожью.

Опыт использования мотоциклов в деле спасения расширяется.

На международном салоне «Комплексная безопасность» в экспозиции новаторских решений Академии ГПС МЧС России была представлена новейшая модель спасательного электромотоцикла «Аурус».

Разработка российского электромотоцикла началась в 2019 году по поручению Минпромторга. Его основной задачей должно было стать сопровождение кортежей первых лиц государства и дипломатических миссий. В число требований ведомства входили представительный вид, эксплуатация при низких температурах и возможность быстрого передвижения по скользким поверхностям.

В 2022 году ФГУП НАМИ представил на международной промышленной выставке «Иннопром» мотоцикл Aurus Merlo, созданный по этому поручению. Испытания транспортного средства стартовали в том же году.

Высокий интерес был проявлен к электромотоциклу «Аурус»

С днем рождения, МОТОЦИКЛ!


По материалам открытого доступа и книги
«История советского мотоцикла. Часть I 1924-1945» Андрея Мятиева.
Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества
Похожие публикации
Теги