История создания курсов достаточно подробно изложена во многих источниках. Однако, хотелось бы напомнить основные моменты. В научной статье Сергея Николаевича Алексеева, опубликованной в журнале «Высшее образование в России» №11 2006 г., читаем:
«Необходимость в подготовке профессиональных огнеборцев назрела к концу XIX столетия. В 1896 г. на съезде пожарных и страховых деятелей, проходившем в Нижнем Новгороде, было принято решение об открытии школы брандмейстеров для пожарной охраны городов Российской империи. Поскольку реализация этого мероприятия приняла затяжной характер, гласный Санкт-Петербургской городской думы Федор Эдуардович фон Ландезен, видный пропагандист пожарного дела, возглавлявший в то время Пригородное пожарное общество и 8 его добровольных команд, инициировал создание общеобразовательного учреждения по подготовке брандмейстеров для Санкт-Петербургской пожарной команды. Эта инициатива нашла понимание в Городской думе, которая в 1902 г. постановила: «Поручить городской управе представить особый доклад по вопросу об устройстве школы брандмейстеров». Но, очевидно, из-за финансовых трудностей лишь 6 апреля 1905 г. был принят ряд постановлений, положивших начало новому учебному заведению, которое получило наименование «Курсы пожарных техников».
Для размещения курсов выделили построенное для Ямского пожарного резерва здание на углу Лиговки и Обводного канала. На первом этаже размещались служебные помещения. Второй этаж отвели для образцовой (учебной) пожарной части. На третьем этаже находились помещения курсов: актовый зал с библиотекой и музеем, классы, лаборатории, столовая, казарма.
Для начала на первый курс было принято 20 человек. Понимая, что специалист в области пожарного дела должен обладать широким кругозором, Попечительский совет ввел в учебную программу более 20 предметов. Курсисты (так тогда называли курсантов) изучали устройство пожарных машин, теорию горения, электротехнику, физику, математику, иппологию (учение о лошади) и другие, необходимые для пожарного дела, дисциплины.
Уже на самом первом этапе обучение было тесно связано с практической деятельностью. Специально для этого был сформирован пожарный обоз и подобран личный состав образцовой пожарной команды, состоящей на курсах в виде «учебного пособия». Команда была организована по берлинскому образцу и состояла из 42 человек. На их вооружении находились: газовая труба завода Брауна, линейка завода Эвальд, паровая машина завода Буш, механическая лестница системы Либа, карета скорой помощи («прародитель» современной медицинской службы скорой помощи).
Курсисты по очереди состояли в пожарном расчете образцовой пожарной команды и регулярно выезжали на пожары. В специально оборудованных мастерских они овладевали навыками столярного, кузнечного, слесарного дела, выполняли работы по ремонту обоза, ковке лошадей и др. Наряду с изготовлением простейших пожарных инструментов (топоров, багров, различных крюков), курсисты выполняли работы на уровне новых технических решений.
Обучение второго года включало обследование различных зданий и предприятий, изучение производственных процессов. Такая всесторонняя подготовка позволяла не только осваивать требования службы, но и приобретать навыки руководителя команды - брандмейстера.
При курсах был организован технический совет, председателем которого являлся профессор Дмитрий Сергеевич Зернов. На совете рассматривались новые технические идеи в области пожарной безопасности, проводились научные опыты и др. В деятельности совета принимали участие видные ученые, инженеры Санкт-Петербурга, преподаватели курсов. При заслушивании докладов обязательно присутствовали и курсисты.
На первые выпускные экзамены пригласили представителей городского управления, министерства внутренних дел, членов Императорского российского пожарного общества, всех брандмейстеров петербургской пожарной команды во главе с брандмейстером А.В. Литвиновым.
О качестве работы свидетельствует тот факт, что ряд преподавателей и выпускников курсов стали основоположниками новых технических и научных направлений. Преподаватель Э.Э. Лунд, в соавторстве с василеостровским брандмейстером П.А. Федотовым, в 1907 г. написали книгу «Пожарная тактика», где впервые в популярной форме были даны рекомендации по действиям пожарных при ликвидации горения на различных объектах. В том же году было издано первое учебное пособие по химии горения - «Учение о пожаре». Его автор инженер-технолог Н.Г. Серговский последовательно изложил начала химии, огнетушения, исследования пожаров. Эти примеры можно продолжить - так постепенно формировалась учебно-методическая база.
Была достигнута главная цель пожарно-технического обучения - подготовка специалистов, способных решать практические задачи. В 1916 г., в 10-летний юбилей курсов, газеты отмечали:
«Россия не только обогатилась новым учебным заведением, но и создала новый тип его, дотоле неизвестный ни в одном государстве».
Последующие революционные потрясения 1917 г. приостановили работу курсов почти на полтора года...
Новая власть достаточно быстро вспомнила о необходимости пожарной охраны. И уже в феврале 1918 г. появилось решение переименовать учебное заведение в Пожарно-техническое училище и передать его в ведение Комиссариата по просвещению. После подписания 17 апреля 1918 г. Декрета совета народных комиссаров «Об организации государственных мер борьбы с огнем» в Пожарный совет, созданный при Комиссариате страхования и борьбы с огнем, была представлена программа подготовки кадров для пожарной охраны молодой Республики Советов. Она включала краткосрочные трехмесячные курсы инструкторов, средние учебные заведения (пожарный техникум, пожарно-техническое училище, пожарную школу), высшие учебные заведения (пожарно-технический институт, пожарно-технический факультет при вузе). Представленная стройная система учебных заведений пожарно-технического профиля оказалась настолько удачной, что в последующие годы была практически реализована.
Шли годы, менялись названия, но оставалась суть – подготовка квалифицированных пожарных специалистов, хорошо знающих теорию и способных применять ее на практике.
Самые яркие впечатления – личные. И, благодаря работе в ведомственных изданиях МЧС России, мне неоднократно приходилось бывать в стенах Санкт-Петербургского института, а потом и университета ГПС МЧС России. Это было время, когда учебное заведение готовилось сначала к 100-летию со дня своего рождения, а потом и к 105-летию. Именно тогда удалось познакомиться практически со всеми этапами подготовки современного специалиста пожарной охраны: от принятия присяги первокурсниками до вручения дипломов молодым офицерам.
И вот что запомнилось: следуя традициям первых организаторов пожарно-технического образования в России, учебный процесс был самым тесным образом связан с практикой.
Деятельность «пожарного» университета отличало и отличает постоянное стремление к развитию. Прежде всего - это своевременное реагирование на требования по подготовке профессиональных кадров для структур министерства, открытие новых специальностей и специализаций, совершенствование методик обучения, постоянное улучшение учебно-лабораторной базы.
Своеобразным ответом на требования времени стало появление специальностей «Системный анализ и управление», направление (профиль) «Системный анализ и управление в организационно-технических системах», введена специализация «Чрезвычайное гуманитарное реагирование». В специальности «Государственное и муниципальное управление», появились такие профили как «Материально-техническое обеспечение» и «Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». В «Судебной экспертизе» появилась специализация «Инженерно-технические экспертизы». В «Горном деле» - направление «Технологическая безопасность и горноспасательное дело». Появилась специальность «Психология служебной деятельности», со специализацией «Психология безопасности».
А если говорить в целом - университет осуществляет обучение по 72 направлениям подготовки по 91 образовательной программе.
На высоком уровне находится и научный потенциал университета. Вот только один из примеров. Совсем недавно, 30 сентября 2022 года газета «Спасатель МЧС России» опубликовала интервью с начальником Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России генерал-лейтенантом внутренней службы Богданом Васильевичем Гавкалюком под названием «Астралены потушат огонь за секунды». Богдан Васильевич рассказал журналистам:
«В учебно-научной лаборатории нанотехнологий много лет шли эксперименты с инновационными материалами — создали действительно уникальный и эффективный огнетушитель на основе углеродных наноструктур. Взяли за основу разработки петербургского ученого, профессора Андрея Пономарева и его запатентованные наноразмерные частицы — астралены. Это углеродные каркасные структуры, которые позволяют получать действительно качественные наномодифицированные огнетушащие и огнезащитные композиции. Наши опыты показали, что огнетушащая способность возрастает в три-четыре раза, а огнезащитная эффективность теплоизолирующих материалов в присутствии астраленов и некоторых других углеродных нанодобавок в среднем становится выше на 30% по сравнению с традиционными составами.
Особенно впечатляет эффективность в борьбе с так называемыми углеводородными пожарами, когда горят газ или нефтепродукты. Испытания на горящем бензине показали, что наносостав тушит его за секунды. Погасить горящее топливо без использования специальных пен или порошков трудно, если не сказать невозможно. И такой пожар очень быстро распространяется. Если тушить его простой водой, происходит более интенсивный разогрев и выход паров нефтепродуктов, что ведет лишь к увеличению площади пожара. Разработанный нами состав увеличивает отвод тепла и снижает температуру зоны горения, что позволяет справиться с углеводородным пожаром за несколько секунд. И если для тушения нужно добавлять в воду 2–6% пенообразователя, то наносостава требуется всего 0,1%.
В силу небольшого объема огнетушащего состава возможности его применения расширяются: его можно использовать в ручном оборудовании, в пожарной авиации и в робототехнике. Более того, опытным путем выяснилось, что эта смесь в отличие от пены с водой не замерзает при низких температурах, а значит, ее можно применять в условиях Арктики и Крайнего Севера.
На основе астраленов в нашем вузе были разработаны и огнезащитные составы для конструкций, используемых при возведении зданий. Если такими составами обработать поверхности строительных элементов, то на них образуется вспененный коксовый экран с высокой теплоизолирующей способностью, замедляющий перегрев при пожаре. Стальные металлоконструкции при пожаре нагреваются очень быстро — до 500 градусов за 10–15 минут. После этого они теряют свои несущие свойства, и здание может обрушиться. Для сокращения риска при строительстве могут использоваться огнезащитные составы, которые мы разработали.
Проведенные исследования показали, что введение в рецептуру всего 1% огнезащитного состава углеродных наночастиц позволяет повысить время защитного действия на 30–40 минут. Это существенный выигрыш времени.
«Патенты на эти изобретения получены. И, если нанотехнологии при создании различных огнезащитных смесей уже применяются, то огнетушащий состав на основе астраленов — первая разработка не только в России, но и за рубежом».
Вот такой путь от простых пожарных курсов до одного из ведущих мировых лидеров в области подготовки кадров для пожарной охраны и всей системы безопасной жизнедеятельности прошел научно-педагогический коллектив Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России.
С днем рождения, УНИВЕРСИТЕТ!