Некоторые аспекты работы технической службы ГО СССР

Некоторые аспекты работы технической службы ГО СССР

img
Листая старые журналы...

История советской гражданской обороны продолжает хранить немало тайн и загадок. Причем многие из этих вопросов лежат сугубо в организационно-практическом поле. Еще бы: ядерная война настолько непредсказуемый процесс, что заранее предусмотреть все аспекты действий в условиях применения ядерного оружия практически невозможно. 

К написанию этой статьи меня подтолкнула статья «От знаний – к умению» в журнале «Военные знания» (1976, №2). Она рассказывает об учениях технической службы гражданской обороны Черкасской области (УССР). 

«– Стой! Стой! – кричали шоферы встречным водителям. – Поворачивай! Там такое творится, – махнув назад рукой, поясняли они, – ад кромешный: машины горят, тракторы перевернуты, техника покорежена, словно после бомбежки...

После таких пояснений не каждый стремился продолжать путь. Но тот, кто все же отваживался приблизиться к «аду», становился свидетелем не только отличной работы пиротехников, но и в целом технической службы ГО Черкасской области, созданной на базе объединения «Сельхозтехника».

В обстановке, максимально приближенной к боевой, практически отрабатывались организация выдвижения в исходный район эвакуационной и подвижной ремонтно-восстановительной групп, развертывание сборного пункта поврежденных машин, различные варианты строительства простейших противорадиационных укрытий. Реально было организовано бесперебойное снабжение объектов электроэнергией, водой и газом. Проверялась также надежность управления производством и подвижными формированиями по техническим средствам связи». 

Постойте, неужели речь идет про эвакуацию техники, «пережившей» в очагах массового поражения применение ядерного оружия? За пояснениями пришлось обратиться к специализированной литературе. Далеко не сразу, но все-таки в одном из учебников (тоже 1976 года, кстати) мне удалось найти информацию о целях и задачах ремонтно-эвакуационных формирований: 

«Техническое обеспечение организуется в целях поддержания всех видов техники в исправном состоянии и в постоянной готовности к использованию для действий в очагах поражения (заражения). Оно заключается в осуществлении технического обслуживания, ремонта и эвакуации поврежденных машин при выдвижении сил ГО в очаг поражения (заражения) и при ведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. В зависимости от объема ожидаемых работ определяются количество, состав и места расположения ремонтно-восстановительных и эвакуационных групп, а также сборных пунктов поврежденных машин (СППМ). Они организуются в незараженных местах или в местах, где произошел спад радиации до безопасных уровней».

Если упрощать: задачи по техническому обслуживанию техники должны осуществляться всегда и в любое время. Перемещение больших масс техники при вводе формирований гражданской обороны в очаг поражения неизменно будет сопровождаться неисправностями, поломками и авариями. Даже в обычной жизни эти события могут доставить массу хлопот. А если условный грузовик выйдет из строя на местности, зараженной стойкими кожно-нарывными ОВ? Если помочь не сможет даже техническая летучка из замыкания колонны, то машину и водителя нужно как можно скорее эвакуировать из опасной зоны. 

Учитывая некоторые особенности советских мобилизационных планов, можно смело утверждать, что с началом «Угрожаемого периода» самая лучшая техника, которой располагало народное хозяйство, должна была быть передана Вооруженным Силам для технического дооснащения кадрированных подразделений. Формированиям гражданской обороны остались бы преимущественно старые машины с малым моторесурсом и сильным износом, что самым худшим образом сказалось бы на их аварийности. 

К сожалению, во всем массиве открытой литературы по гражданской обороне мне так и не удалось обнаружить другие упоминания СППМ. Тем ценнее в качестве исторического источника статья, обнаруженная в старом номере «ВЗ». 

Если рассуждать здраво, то вряд ли сбор брошенной и поврежденной техники, обнаруженной в очагах поражения, являлся основной задачей эвакуационных групп. А что насчет внезапного ядерного удара? Или повторного удара, наносимого по силам, занятым в СНАВР? Ведь советская доктрина гражданской обороны предусматривала и эти варианты развития событий.

Нам неизвестно, пытались ли на учениях в Черкасской области в 1976 году отрабатывать именно вопросы. Но подготовка к практической части мероприятия все-таки поражает: 

«Имитаторы во главе с диспетчером оперативной группы областного объединения «Сельхозтехника», подполковником запаса А. Коростылевым, проявили немало умения и изобретательности, создавая правдоподобную обстановку. Ими было сделано все необходимое, чтобы обучаемые наяву ощутили то, с чем можно столкнуться в условиях применения оружия массового поражения, чтобы они психологически подготовили себя к возможным трудностям.

Вслед за ослепительно яркой вспышкой над рощей выросло черное грибовидное облако – это, согласно вводной, формирование уманцев оказалось в зоне поражения. Вызвали новые силы, которые, незамедлительно прибыв в указанный район, с ходу развернулись на сборном пункте поврежденных машин. В первую очередь прибывшие подразделения ГО приступили к эвакуации неисправной техники с незараженной территории с наименьшим объемом работ. По мере спада уровней радиации перешли к обслуживанию техники в зараженной местности. Причем прежде всего ремонтировались средства механизации спасательных работ, а также автотранспорт, занятый на эвакуации «пораженных». При этом строго соблюдалось правило: восстанавливать непосредственно в очаге только ту технику, на ремонт которой требуется не более 2–3 часов, в иных случаях машины тут же отправлялись на ремонтные предприятия. Буксируемая и следующая своим ходом техника в первую очередь попадает на площадку дезактивации – под струю сжатого воздуха, очищающего машину от радиоактивной пыли. Пущены также в ход вода, щетки, ветошь, дизельное топливо – все, что пригодно для этих целей. Затем – на площадку дозиметрического контроля».

Вывод из очага поражения – санитарная обработка – быстрый ремонт в импровизированных полевых мастерских – возвращение в состав сил гражданской обороны. При невозможности оперативно починить – разбор на запасные части. Примерно такой путь должна была проделывать каждая поврежденная машина в первые несколько дней ядерной войны. 

Работать явно пришлось бы в напряженных условиях. Еще бы: каждая восстановленная машина могла сыграть решающее значение на том или ином участке работ, спасти десятки и сотни жизней. Вскрытие заваленных сооружений, разбор завалов, эвакуация пораженных – все эти важнейшие вопросы практически невозможно решить в кратчайшие сроки без механизации спасательных формирований ГО. Тем еще важнее становятся задачи, возлагаемые некогда на эвакуационные и ремонтные группы, а также на пункты сбора поврежденных машин. 

Вот так одна небольшая заметка в старом журнале заставила меня глубже изучить еще один из вопросов сложной, но интересной науки гражданской обороны. Кто знает, сколько еще замечательных открытий таят старые подшивки? 

Поделиться:
img
Общество содействия ГО
Похожие публикации
Теги