В результате сильнейшего шторма, разыгравшегося в ноябре 2007 года, в районе Керченского пролива произошло самое крупное массовое кораблекрушение в истории современной России. В период 11-12 ноября в результате штормового ветра, достигавшего скорости 25 м/с и высоты волн до 7 м, получили повреждения 13 судов, из них 4 затонули. Разломился на две части нефтеналивной танкер серии «Волга-нефть». В море вылилось более 5 тысяч тонн мазута. Кроме того, в море оказалась гранулированная сера с двух затонувших судов. Ликвидировать столь масштабные последствия шторма удалось совместными усилиями спасателей двух стран России и Украины. В ходе немедленно начавшейся спасательной операции было спасено 32 человека из экипажей затонувших судов. Сбор мазута затруднялся неутихающим штормом. Кроме того, в холодной воде он уходил на дно, и проблема его сбора становилась многолетней. На побережье, особенно Таманского полуострова и Керченского пролива, могла возникнуть экологическая катастрофа. Отмечалась гибель водоплавающей птицы, рыбы, морских водорослей и др.
Большая часть мазута была откачана, а сам танкер (кормовая поврежденная часть) отбуксирован в порт Кавказ. Для сбора легкой фракции нефтепродуктов с поверхности моря российские спасатели разбросали сорбент (торф – 25 т), который образовывал на поверхности пленку и облегчал сбор мазута спецсудами. На побережье мазут собирался с помощью лопат, граблей, а затем и техники. Всего со стороны МЧС России и Краснодарского края участвовали до 2,5 тыс. спасателей и 200 единиц техники.
В результате проведения спасательной операции по ликвидации последствий крупнейшего кораблекрушения удалось предотвратить масштабное загрязнение курортных зон побережья Азовского и Черного морей, мест гнездовий и заказники птиц.
В ходе проведения операции впервые отработано взаимодействие российских и украинских спасателей, технология масштабного применение природного сорбента (торфа) для сбора разлившейся нефти и широкое привлечение волонтеров из России и Украины для ликвидации последствий разлива нефти.
Справка
В первой декаде ноября 2007 года в районе Керченского пролива находилось в движении и на якорной стоянке свыше 150 судов. 10 ноября во второй половине дня метеорологические условия стали ухудшаться, ветер усиливаться, и к 3:00 11 ноября достиг 25 м/с, а высота волн – 7 метров. В 3:40 11 ноября теплоход «Волго-нефть-139» сломался пополам на высокой волне. До 7:00 12 ноября утонули три теплохода, два из которых перевозили серу. Шесть судов сели на мель.
«Ураган был жестокий, огромная волна, страшный ветер. Далеко уйти от шторма в безопасное место не успели. Напор стихии наш теплоход выдержал: только лопнула якорная цепь. Для каждого из экипажа это была, наверное, самая ужасная ночь в жизни. Рядом суда тонули друг за другом, гибли люди. Да и мы сами не знали, что нас ждет дальше. Говорят, что такой шторм случается раз в сто лет…».
«Разлив нефти – это большая проблема, но еще большая проблема - затонувший груз серы. Сейчас масштабы возможного экологического ущерба зависят от оперативных действий МЧС и спасательных служб, но в любом случае это серьезная экологическая катастрофа».
Из материалов книги «Уникальные операции МЧС России. Во имя жизни».