О мудром Филине и содержательном досуге

О мудром Филине и содержательном досуге

img
Работа по профилактике детской шалости с огнем остается актуальной с тех пор, как в пещере первобытных людей дети тайком от взрослых стащили из костра тлеющую веточку… Так возник первый пожар по причине «детская шалость с огнем». В работе не только учителя, но и других педагогических работников, в том числе педагога-организатора, библиотекаря, имеется большой потенциал для формирования у обучающихся культуры жизнедеятельности. Лидия Ядгаровна Калашникова делает это любым доступным из педагогически целесообразных способом. Под ее руководством агитбригада «Лесные пожары» занимала призовые места на творческих конкурсах по пожарной безопасности. В библиотеке она проводит знакомство с классическими детскими произведениями о пожаре и пожарных – С. Маршак, Б. Житков. Но это традиционные формы профилактической работы. И молодой педагог не боится пробовать новое. В данной статье – как Л.Я. Калашниковой пришлось буквально в «пожарном» порядке проводить занятие по пожарной безопасности с ресурсами библиотеки МЭШ.

Калашникова Лидия Ядгаровна, педагог-организатор ГБОУ города Москвы Школа №32101,
награждена медалью «25 лет ВДЮОД Школа безопасности».

В работе педагога-организатора много ситуаций, когда надо срочно занять детей чем-то захватывающе интересным и без подготовки. Как у фокусника в рукаве, у педагога-организатора должны быть и хороводные игры, и такие, чтобы не помешать остальным кабинетам вести уроки.

В этом деле хорошим подспорьем является интерактивная доска. Можно и мультфильмы показать, но есть серьезное препятствие: поисковики параллельно с тем, что тебе нужно срочно, выдают попутно рекламу и не лучший контент, поэтому в обычном режиме работы все педагоги ищут заранее. Надежнее пользоваться контентом МЭШ – там точно ничего лишнего на большом экране не промелькнет перед всем классом.

И второй аргумент против идеи «показать им мультик» - даже если это просто организация досуга, например, в группе продленного дня, каждый наш шаг должен вносить вклад в образование, а не развлечение.

Мне часто приходится организовывать спонтанно содержательный досуг в «продленке», проводить замены на внеурочной деятельности. И всегда стараюсь поделиться с детьми тем, что считаю важным: навыками культуры безопасности. Но опыт подсказывает: просто традиционная беседа «не заходит», как выражаются сами дети.

Итак, вбегаем на замену во 2 класс, на внеурочную деятельность. Прекрасно. Будем развиваться вместе. Доска. МЭШ. И ищем материалы Всероссийского добровольного пожарного общества. Что тут у нас? Загадки! Мудрого Филина. Так как я занимаюсь и библиотекой, то уже радостно «заходит» второклассникам. Кто тут Филин, вопросов нет…
21 марта отмечается Всемирный день леса. Окружающий мир-пожарная безопасность – лес… Идеально! Игра «Загадки Филина: Пожарная безопасность. Лесной пожар».

На экране, на фоне библиотеки, мы видим, и мы его слышим – небольшое стихотворение. Ввод букв идет с интерактивной клавиатуры прямо на доске, но можно и с ноутбука. Дети в начальной школе вообще любят загадки, а тут повод и обсудить само стихотврение, и правописание слова «молния». И заодно словарный запас расширить: «Это опасная молния. А какая безопасна для нас?» - «Та, которая на одежде!» - «А еще в каких случаях мы вспоминаем молнию?» - «Молнией промелькнул! Когда кто-то быстро пробежал!». Интересно: в этих значениях слово «молния» дети 8-ми лет знают хорошо, а вот в смысле «срочное объявление» или стенгазета с критикой нарушителя дисциплины – это уже не их реальность. Как и срочная телеграмма-молния.
Следующая загадка ставит в тупик даже меня: «Без рук, без ног, на гору ползет». Явно не о Хозяйке Медной горы речь, но начинаем думать.

Загадка про телефон оказалась понятной, и возник повод обсудить номер вызова экстренных служб в России. Оказалось, что под «тройкой кнопок», которые надо нажимать при беде, некоторые дети понимают 911. Пришлось рассказать про 112, а также поделиться историческим фактом о дисковых телефонах и почему на них набирали именно 01 – чтобы палец в дыму и в дрожи от страха цеплялся за ограничитель набора и попадал в нужное отверстие, сначала под ограничителем, затем над ним.

Предлагаю заодно вспомнить стихи, посвященные такому телефону и тоже о пожаре. Второклассники ту речевку, которую в моем детстве заучивали наизусть хором, про «Пусть помнит каждый гражданин пожарный номе 01» уже не знают. Как и то, что это строки стихотворения С. Маршака «Пожар»:

Теперь не надо каланчи,
Звони по телефону,
И о пожаре сообщи
Ближайшему району.

Восполняем этот пробел и двигаемся дальше.
Загадка про спички раздумий не вызвала, как и написание самого слова. Искры тоже, но были сомнения, пишем в единственном или множественном числе. Решили, что если в загадке говориться во множественном, то так и надо записать. Не ошиблись.
А вот дальше было интересно. Звучит загадка:

На привале он помог,
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесешь.

И дети дают волю фантазии. Мысль о приготовлении пищи оказалась основной. Повар? Не хватило букв, одна клетка свободна. Убираем. Огонь? Тоже не хватает, хотя уже близко в рассуждениях. Костёр? И тут оказалось важным не забыть букву Ё. снова вносим исправление, и вовремя. Нажимаем кнопку «Проверить».

Продолжаем развивать тему , и выбираем задание с этим же тегом, но другого типа - Игра «Восстанови стихотворение. Лесной пожар». Огнетушитель и Капелька – персонажи довольно приятные. Выясняем, почему вдруг такие разные вещи вместе. Для ребят ответ очевиден, и это радует, значит, на Окружающем мире они это усвоили: и вода, и огнетушитель являются средствами пожаротушения.

Перемещать слова на интерактивной доске не сложно. Стихи сами по себе короткие, понятные детям по содержанию. Пожалуй, дополнительные комментарии понадобились только в стихотворении: Ты гулял, играл в пятнашки // Не бросай в лесу стекляшки…

Второклассники еще не знают физики, увеличительные стекла и лупы тоже стали редкостью в обиходе. Поэтому свойства изогнутого стекла фокусировать солнечные лучи, в том числе от обычной бутылки лимонада, ребята не знали. Но мы обсудили, пришли к выводу, что лимонад в стекле – слишком тяжелая ноша для дальней прогулки, проще взять в пластиковой бутылке. Но и ее не надо ни бросать, ни сжигать в костре тоже – так она будет отравлять не землю, а воздух ядовитым дымом.

Дальше у нас были викторины «Безопасный костер» и «Безопасный костер-1». Они оказались по силам, хотя и адресованы 3-4 классам. Особенно вызвал восторг звук радостных криков при правильном ответе, и уже со второго ответа они стали кричать хором вместе с игрой, пришлось просить быть потише. Правда, на второй викторине мы забыли про таймер, и игра для нас закончилась…

А вот дальше нас ждал сюрприз – программа сама предложила перейти прямо на сайт ВДПО.рф, где еще больше таких увлекательных игр по пожарной безопасности. Оказалось, 2 класс только распробовал эти игр и готов играть дальше! Находим викторину про детские шалости – это логично после разговора о лесном пожаре.

Занятие подошло к концу, подводим краткие итоги: пожарную безопасность можно изучать весело. И изучать ее нужно, чтобы в том числе беречь леса, которыми так богата наша страна.

Поделиться:
img
кандидат педагогических наук, автор более 100 научно-методических публикаций в области культуры безопасности жизнедеятельности