Огненный смерч с небес. Авиакатастрофа самолета Ан-124 «Руслан» в Иркутске

Огненный смерч с небес. Авиакатастрофа самолета Ан-124 «Руслан» в Иркутске

img

6 декабря 1997 года в 14:20 через 20 секунд после взлета с аэродрома Иркутск-2 потерпел катастрофу самолет Ан-124 «Руслан», на борту которого находились 2 самолета Су-27УБ (весом 20 т каждый). Самолет упал в 1 600 м от взлетной полосы на микрорайон поселка Авиастроителей.

Экипажу удалось отвернуть самолет от многоэтажек, но при падении он зацепил левым крылом деревянный 2-этажный дом, от чего машину развернуло на 180, и она рухнула на малоэтажную застройку. В результате падения самолета разрушены 4 жилых дома, здания школы и детского дома. Более 140 тонн горючего из баков самолета разлилось по земле и тотчас воспламенилось. Площадь пожара составила более 1 000 м2.

Спустя несколько минут после катастрофы пожарные машины прибыли на место катастрофы и начали эвакуировать людей. Из горящих квартир пожарные вынесли 27 человек. Хвостовая часть самолета опиралась на соседнее со сгоревшим домом здание и создавала угрозу для работающих спасателей. Спасателям удалось опустить хвост на землю. Выполнение этой задачи усложняло то, что при тушении пожара использовалась вода, а температура воздуха была ниже -20С, поэтому на хвостовую часть намерзли огромные ледовые глыбы. На следующий день все остатки потерпевшего крушение самолета и строительные конструкции разрушенного дома были убраны.

Оперативные и грамотные действия городских спасателей в ходе поисково-спасательной операции позволили своевременно провести эвакуацию людей из опасной зоны и спасти 162 человека. Опыт ее проведения используется в программе подготовки спасателей до настоящего времени.

В целях безопасности полетов авиации в Иркутске было принято решение об изменении направления взлета самолетов с иркутского авиационного ПО в противоположную от города сторону, а в городском аэропорту – удлинить взлетно-посадочную полосу на 800 м.

Справка
Ан-124 «Руслан» самый большой в мире военно-транспортный самолет, предназначенный для перевозки боевой техники и крупногабаритных грузов. Грузоподъемность – 120 т, размах крыла – 73,3 м, длина – 69,1 м, высота – 20,8 м. поступил в серийное производство в 1987 году.

«После падения начался страшный пожар. Баки «Руслана» были залиты под завязку, это почти две железнодорожные цистерны. От удара авиационное топливо выплеснулось, пожар вспыхнул мгновенно с огромной силой. Люди, попавшие под огненную волну, погибли в считанные секунды».

Из воспоминаний И.П. Уткина, заместителя начальника о отряда противопожарной службы г. Иркутска

«Горели дома и припаркованные рядом машины. Спасатели несли раненых. Страшно было увидеть, как погибших людей складывали перед зданием школы, которая к месту трагедии была очень близко. На месте работало огромное количество курсантов, пожарная служба, милиция. Через оцепление обычные люди передавали чай, булочки, пирожки какие-то. Многие плакали. Поразило чувство необыкновенного единства. Беда сплотила».

Из воспоминаний А. Николаева, очевидца, г. Иркутск

«Было ощущение нереальности происходящего. Такое чувство, что ты попал в фильм ужасов. На этом пожаре погибло несколько моих друзей. Были и такие, кто чудом избежал гибели. Просто отправился по делам за минуту до катастрофы и свернул за угол дома. Один из наших друзей погиб в своей квартире вместе с ребенком. Их нашли в кресле, сидящих в обнимку».

Из воспоминаний Н. Пушкаревой, жительница городка авиастроителей

Из материалов книги «Уникальные операции МЧС России. Во имя жизни».

Поделиться:
Фотографии 2
img
эксперт по визуальному контенту
Теги