Осторожно: тоннель. Часть 2.

Осторожно: тоннель. Часть 2.

img
С каждым годом растет и обновляется дорожная сеть России. Все больше появляется современных транспортных развязок. Наиболее сложные участки трасс поднимаются на эстакады и опускаются в тоннели. Растут в таких условиях и риски различных чрезвычайных ситуаций. В первой части нашего материала мы рассказали о трагедии, произошедшей в тоннеле под Монбланом на границе Франции и Италии 24 марта 1999 года. Что же делается в нашей стране, чтобы противостоять огню и другим рискам?

 

Продолжение. Начало Часть 1.

Автомобильные тоннели в России ни по своему количеству, ни по протяженности пока еще не могут сравниться с теми уникальными сооружениями, которые появились за последние годы в мире. Однако, проблема обеспечения безопасности, и прежде всего противопожарной, существуют и у нас.

Самый длинный автодорожный тоннель на территории России сооружен в Дагестане и соединяет Буйнакск с селом Гимры. Тоннель обеспечивает наиболее короткую и не зависящую от погодных условий транспортную связь строительства Ирганайской ГЭС, а также 9 районов горного Дагестана с железной дорогой и центром республики. Длина - 4303 м. Пропускная способность Гимринского тоннеля - 4 тысячи автомобилей в час. Ширина проезжей части - 7 метров, высота габарита - 5 метров.

Первоначально Гимринский автодорожный тоннель был открыт в режиме временной эксплуатации в 1991 году. Окончательно сдан в эксплуатацию – в 2012 году.
Тоннель строили с двух сторон, в сложных климатических и геологических условиях, пробиваясь сквозь толщу известняка, песчаника, алевролитов и аргиллитов на глубине до 900 м от поверхности. Проходка северной оконечности началась 31 декабря 1979, а c южной стороны проходческие работы были начаты только в 1983 году. Встретились же две проходческие бригады, пробиваясь с двух сторон, в 1991 году.

Сбойка северного и южного забоев пришлась на разгар перестройки… Строительство тоннеля было заброшено, и он долгое время находится во временной, достаточно ограниченной эксплуатации, исключительно для подвоза грузов на Ирганайскую ГЭС. В связи с незавершённостью работ состояние его было неудовлетворительное: своды не были укреплены должным образом, проступали грунтовые воды. А когда в декабре 2007 года в селе Гимры был введён режим контртеррористической операции, тоннель и вовсе закрыли для проезда.

С середины 2000-х годов, когда жизнь в Дагестане вошла в нормальное русло, было принято решение по реконструкции тоннеля. Необходимо было укрепить его свод, практически заново переделать армирование бетонных поверхностей и гидроизоляцию, создать дренажную и вентиляционную системы.

Более 300 человек круглосуточно трудились на строительстве стратегически важного для Дагестана объекта. Для непрерывного цикла работ придумывали всевозможные новаторские разработки, например, чтобы зимой не замерзала бетонная смесь, её подогревали.
В итоге, дагестанская стройка века, на которую ушло несколько миллиардов рублей, завершилась лишь в 2012 году.

Параллельно тоннелю был расположен дублер, куда можно было перейти в случае аварии из основного тоннеля, выходы в него расположены каждые несколько сотен метров.

Сегодня Гимринский тоннель - самое современное подобное сооружение в России, он соответствует всем международным нормам и стандартам. В нем присутствует полная автоматизация всех систем – пожаротушения, вентиляции, видеонаблюдения, безопасности.
Освещение там лучше, чем во многих городах и сёлах страны. Тоннель оборудован современной телеметрией, позволяющей моментально реагировать в случае возникновения аварийных ситуаций.

Там есть внутритоннельная телефонная связь с дежурной службой и специальные автомобильные карманы для размещения поломанных машин и оперативного освобождения проезда.

В рамках его строительства была сооружена даже сейсмическая лаборатория, для прогнозирования сильных землетрясений.

 

Ровно год назад, 24 марта 2022 года на официальном сайте Главного управления МЧС России по Республике Дагестан появилось сообщение:

«Совместные тактико-специальные учения по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия прошли в Гимринском автодорожном тоннеле.
Учения прошли с целью отработки действий межведомственного взаимодействия при ликвидации ДТП, организации взаимодействия с администраций объекта, диспетчерскими службами ЕДДС, ЦППС, ЦУКС, медицины катастроф, дежурной частью МВД по РД.
По тактическому замыслу учений, в результате сигареты, выброшенной водителем, происходит возгорание сена на автомобиле КАМАЗ, который находился в центре тоннеля. При обнаружении языков пламени водитель совершил аварийную остановку для принятия мер по тушению очага пожара. К этому времени в тоннеле скопилось около 20 автомобилей. Оператор диспетчерской службы тоннеля сообщает о пожаре на ЕДДС. На место выдвигаются пожарные расчеты.
Экипажи ДПС МВД по РД перекрывают проезд на посту Временный и на кольцевой развязке. Прибывшие к месту происшествия пожарные производят разведку и приступают к тушению. На месте разворачивается оперативный штаб по тушению пожара. Вскоре пожар был локализован, а затем и ликвидирован. Отметим, что оперативные службы сразу действовали с двух сторон тоннеля.
Всего на учения были задействованы силы и средства в количестве 86 человек личного состава и 16 единиц техники.

«В целом учения прошли на «хорошо», все службы оперативно отреагировали и слаженно сработали. Для нас это масштабные учения, так как тоннель имеет стратегическое значение, соединяет горную часть со столицей» - заявил начальник территориального главка МЧС России, генерал-майор Нариман Казимагамедов.

Второй по протяженности автомобильный тоннель в России – Рокский – находится на границе России и Южной Осетии. Длинна его 3730 метров. Построен он был еще в советские времена в 1984 году.

За четверть века эксплуатации сложное сооружение в толще горного массива потребовало серьезного ремонта. После известных событий 2008 года, тоннель решено было остановить для ремонта.

Реконструкция проходила в три этапа. Строители проделали большую работу, сняли старое покрытие, проходили заново горную породу. Теперь тоннель полностью гидроизолирован, оснащен современными системами вентиляции, пожаротушения и видеонаблюдения. Длина Рокского тоннеля осталась неизменной, это почти четыре километра. На реконструкцию затратили более 2 миллиардов рублей. Средства из федерального бюджета были выделены и на ремонт вспомогательной штольни, ведь пока тоннель был закрыт, движение осуществлялось по ней.

Рокский тоннель, как главная составляющая Транскама (Транскавказской автомобильной магистрали), имеет не только важное экономическое значение, но и связывает два братских осетинских народа. Сегодня безопасность сооружения находится на достойном уровне. Если не считать состояние участка дороги у северного портала: он подвержен воздействию снежных лавин. Однако, благодаря этому, рядом с порталом в постоянной готовности находятся спасатели и лавинщики (сотрудники Северо-Кавказской военизированной службы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы Росгидромета).

И все-таки, ни Рокский, ни тем более Гимринский автомобильные тоннели не имеют такой интенсивности движения как подземные автомагистрали Москвы или олимпийского Сочи. Но об этом в следующий раз.

Продолжение следует.

 

Материал подготовлен на основе собственного архива автора и открытых источников.

 

Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества
Похожие публикации
Теги