Именно начало XXI века стало отправной точкой для активизации работ в этом направлении. Сразу несколько больших тоннелей начали строить в Москве, мощное строительство дорожной инфраструктуры началось и в Краснодарском крае, где уже началась подготовка к будущим Олимпийским играм.
Автодорожные тоннели – объекты повышенной опасности. Опыт эксплуатации автотранспортных тоннелей, особенно расположенных в пределах города, показывает высокую вероятность аварий и дорожно-транспортных происшествий, сопровождающихся пожарами. Вероятность пожара на транспортном средстве считается наиболее опасной из всех видов опасности в тоннеле. По данным статистических исследований, ДТП в тоннелях в 1,4 раза чаще приводят к пожарам, чем на скоростном шоссе.
Летом 2002 года мне довелось побывать на региональном этапе чемпионата по многоборью спасателей МЧС России в поселке Красная поляна Адлерского района. Большое строительство там еще только начиналось; тогда два большегруза едва-едва разъезжались на узких виражах старой автодороги. В то время работы по проходке тоннелей уже начались. И буквально за два-три года Краснополянское шоссе было значительно выпрямлено и сокращено за счёт завершения строительства нескольких тоннелей и нового моста через реку Чвижепсе. Последний, самый большой тоннель длинной 2601 м был открыт 19 августа 2005 года.
Со строительством к Олимпийским играм - 2014 новой дороги, старое шоссе утратило свой федеральный статус и стало муниципальным. Скальный же участок пока никак не использовался в туристических целях и посещался лишь изредка отдельными любителями острых ощущений.
В наши дни реализуется план реконструкции скального участка и создании увлекательного экстремального аттракциона. Планируется, что работы по расчистке участка, укреплению отвесных склонов и восстановлению дорожного полотна.
В перспективе скальный участок старого шоссе «Адлер — Красная Поляна» станет отличным экскурсионным объектом. Здесь смогут совершать пешеходные путешествия многие туристы, в первую очередь гости расположенных неподалеку горнолыжных комплексов «Горки-город», «Лаура» и «Роза Хутор».
Сегодня в районе Большого Сочи десятки различных по продолжительности автотранспортных тоннелей. Большинство из них отличаются высокой интенсивностью движения, а соответственно и высокой степенью риска ЧС.
Вернемся в Москву. Вот лишь несколько примеров ЧС в тоннелях в разное время.
В Лефортовском тоннеле между четвертым и пятым эвакуационными выходами в результате ДТП загорелась автомашина «Волга». Возникло задымление. Были эвакуированы около 100 человек. Движение в тоннеле в сторону проспекта Мира было полностью перекрыто. Людей выводили из-под земли по специальному эвакуационному выходу. Дело в том, что если в тоннеле возникает пожар, об этом оповещают с помощью электронного табло и громкой связи. Водители останавливают машины и вместе с пассажирами покидают опасную зону через специальные эвакуационные спуски.
Прибывшие на место пожарные (шесть пожарных расчетов и два экипажа спасателей) быстро потушили горящее авто. Затем было произведено проветривание. Из-за этого происшествия на Третьем транспортном кольце Москвы возникла многокилометровая пробка.
В Лефортовском тоннеле сгорел автомобиль BMW. В связи с этим возникло сильное задымление тоннельно-эстакадной трассы. Движение по подземной магистрали было временно перекрыто.
В Лефортовском тоннеле столкнулись три легковых автомобиля. Пострадал один человек. Из-за ДТП было на время полностью остановлено движение транспорта.
В Лефортовском тоннеле бетономешалка столкнулась с легковым автомобилем. В результате аварии грузовик опрокинулся на дорогу и перегородил проезжую часть. На место ДТП были вызваны оперативные службы, а движение по внешней стороне ТТК полностью перекрыли. По данным ГИБДД, пострадавших нет. На кадрах, снятых камерой видеонаблюдения, видно, что во время аварии были задеты по меньшей мере три легковых автомобиля. Потерявшая управление бетономешалка, как взбесившаяся, мотается из полосы в полосу, кренится и в результате опрокидывается.
Такие происшествия в Лефортовском не исключение, а скорее, правило. Построенный двадцать лет назад тоннель занимает одно из первых мест среди аналогичных подземных путепроводов по аварийности. Периодически там разбиваются несколько машин, а облицовочные панели рабочие меняют почти каждую неделю.
Как считают психологи, основной виновник аварий в таких местах – страх замкнутого пространства. Опыт показывает, что многие водители боятся притормаживать, въезжая в тоннель. Внутри они, наоборот, превышают скорость, чтобы как можно быстрее покинуть неприятное место. А вот специалисты государственного бюджетного учреждения города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений «Гормост» с учеными не согласны. Они считают, что причина аварий кроется не в клаустрофобии, а в банальной недисциплинированности и халатности водителей. За происходящим во всех трех тоннелях Лефортова круглосуточно следят диспетчеры. Приборы, особенно по ночам, показывают постоянное превышение скорости. Абсолютный рекорд составляет 236 км/час. О какой безопасности при этом может идти речь?
В тоннеле проспекта Маршала Жукова на западе Москвы произошел пожар. Огонь вспыхнул в машине, которая двигалась в сторону выезда из города примерно под местностью Троице-Лыково, из-за чего образовалась пробка вплоть до съезда в Крылатское.
Очевидцы сообщили об открытом возгорании, которое уже тушат пожарные. В тоннеле наблюдалось сильное задымление.
Сильное задымление произошло и в Алабяно-Балтийском тоннеле. Внутри загорелся рейсовый автобус, площадь пожара составила около 10 кв. м. Система удаления дыма сработала штатно, и люди покинули туннель до прибытия спасателей.
Список ЧС можно продолжить. И, если не принимать действенных профилактических мер, опасность возникновения ЧС будет только возрастать.
Наша справка
В планах социально-экономического развития г. Москвы до 2035 г. в развитии дорожно-транспортной инфраструктуры активно развивается тоннелестроение. В административных границах города проектируются городские автотранспортные тоннели (АТТ). Они оправдывают свою эффективность. Но АТТ также относятся к объектам повышенной опасности, где могут произойти такие чрезвычайные ситуации как авария, дорожно-транспортное происшествие и пожар. Для обеспечения безопасности людей, находящихся в транспортной зоне тоннеля, уже на стадии проектирования предусматривается система противопожарной защиты тоннеля, в которую входят активные (пожаротушение, противодымная вентиляция) и пассивные (эвакуационные сбойки, секционирование, применение конструктивной противопожарной защиты) средства защиты. Существует и нормативная база, основанная на соответствующих СНиПах и Своду правил по требованиям пожарной безопасности, разработанному ВНИИПО МЧС России.
Опыт показывает, что одних только систем противопожарной защиты не всегда достаточно в случаях ЧС. Для ликвидации последствий ЧС в тоннелях нужны специализированные пожарные и аварийно-спасательные автомобили.
Разработкой такой техники в последние годы успешно занимаются учёные Академии ГПС МЧС России совместно с производителями пожарной и аварийно-спасательной техники.
Итогом выполнения целого ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) стал мобильный комплекс тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в транспортных тоннелях, состоящий из пожарно-спасательного автомобиля с реверсивным движением ПСА-Тоннель и высокоманевренного пожарно-спасательного автомобиля для эвакуации пострадавших при чрезвычайной ситуации ПСА-Челнок. Оба автомобиля созданы совместно с конструкторами Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования.
Главная особенность этих автомобилей – наличие двух кабин и возможность реверсивного движения, что делает крайне удобным выезд из тоннеля. Чтобы не тянуть из обеих кабин приводы переключения передач, машину снабдили автоматической коробкой передач. Для обеспечения одинаковой скорости движения автомобиля в обе стороны, между импортной коробкой и раздаткой установлен реверс-редуктор отечественного производства.
ПСА-Тоннель на передней части машины имеет клин-таран для расчистки дорог. Также с его помощью можно разъединить сцепившиеся вследствие аварии автомобили. Автомобиль оснащен четырехкубовой емкостью для пены или воды. Способность машины развивать скорость до 85 км/ч дает возможность оперативного выезда за дозагрузкой воды или пены. Насос заполняет емкость за 40 секунд. Для работы на сильнозадымленных участках ПСА-Тоннель оснащен баллонами со сжатым воздухом. Благодаря фильтровентиляционным установкам экипаж может находиться в обеих кабинах без противогазов. Одновременно это обеспечивает и бесперебойную работу двигателя машины. Для работы в условиях сильного задымления, автомобиль оснащен специальным навигатором — роботизированный комплекс для мониторинга окружающего пространства, состоящий из ультразвукового сканера пространства, тепловизора и лафетного ствола с дистанционным управлением. ПСА-Тоннель считается высокоманевренным благодаря специальным шасси. Автомобиль полноприводный, причем обе оси управляемые (вдоль рамы проходят тяги и рычаги) — так улучшается маневренность, уменьшается радиус разворота.
Пожарно-спасательный автомобиль ПСА-Челнок на полноприводном шасси с системой управления передних и задних колес предназначен для сбора, оказания первой помощи и эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях в транспортных тоннелях. А также для обеспечения эвакуации людей в случае аварии и/или пожара в дорожном тоннеле, доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации пожарно-спасательного расчета, осуществления безопасной транспортировки людей, обеспечивая им доступ к воздуху в условиях задымленности и отравления атмосферы в тоннеле токсичными газами. Автомобиль оснащен устройством, гарантирующим постоянную бесперебойную работу двигателя при недостаточном содержании кислорода в воздухе. Имеется запас огнетушащих веществ для обеспечения работы системы тушения и орошения. Установлены средства связи, освещения и защиты личного состава, укамплектован набором инструментов для проведения аварийно-спасательных работ.
Система жизнеобеспечения боевого расчета устроена таким образом, чтобы экипаж мог работать в кабине без противогазов на случай задымления. В качестве навигатора выступает роботизированный комплекс для мониторинга окружающего пространства, состоящий из ультразвукового сканера пространства и тепловизора. Автомобиль способен вместить в салон, оборудованный дыхательными масками, до 25 человек.
Завершая наш обзор, напоминаем несколько основных правил, обеспечивающих снижение рисков в результате ЧС в автотранспортных тоннелях.
Если ваша машина загорелась, то ее нужно немедленно остановить, заглушить и зафиксировать колеса. Причем, чем быстрее человек отреагирует на возгорание, тем меньше будет последствий.
В каждом автомобиле есть огнетушитель, но использовать его лучше, только если огонь не начал распространяться. В противном случае нужно как можно скорее отойти от машины, возможен взрыв топливного бака.
В тоннелях наши действия должны быть немного другими. Прежде, чем провести описанную выше процедуру, нужно постараться как можно скорее съехать на обочину, ближе к стене тоннеля. Так горящий автомобиль не станет помехой проезду.
Что делать, если загорелась машина впереди?
1. Включаем «аварийку»;
2. Съезжаем к обочине, выключаем двигатель, фиксируем колеса;
3. Если возможно, помогаем пострадавшим или тушим пожар;
4. Быстро уходим по направлению к аварийному выходу (или выходу из тоннеля, если он близко).
Надеемся, что даже тот минимум знаний, что вы смогли почерпнуть из этого материала, помогут вам в критической ситуации.
Автор фото старой дороги в Красную поляну Мария Шевченко