Поездом на пожар

Поездом на пожар

img
В апреле нынешнего года советская пожарная охрана отметила свое 105-летие. Теперь это уже праздник, скорее, для ветеранов - День памяти и традиций. Однако именно в послереволюционный период пожарная охрана получила наиболее мощное развитие, позволившее ей стать основой государственной системы спасения и оперативного реагирования на самые различные ЧС. Одной из составляющих этой системы стали пожарные поезда.


Обратимся к истории. Шел апрель 1921 года. Обстановка в молодой советской республике оставалась крайне сложной. Продолжалась еще гражданская войны, но в то же время, полным ходом шло и налаживание мирной жизни. После известного ленинского декрета от 17 апреля 1918 года «О государственных мерах борьбы с огнем», тема пожарной безопасности прочно заняла свое место в системе государственных органов республики. Так и на заседании Совета Труда и Обороны РСФСР (СТО) 20 апреля 1921 г. обсуждался вопрос о проведении противопожарной кампании в текущем году. Был предложен ряд проектов по этому вопросу, в их числе — об организации дежурных пожарных поездов. И уже 4 мая 1921 года В.И. Лениным было подписано постановление СТО об организации дежурных пожарных поездов. Документ утвердили с целью своевременной и быстрой переброски организованной пожарной помощи при возникновении стихийных пожаров в Советской Республике. Так на деле появилась ведомственная охрана железнодорожного транспорта и ее основная, движущая (во всех смыслах) сила – пожарные поезда.

Впервые такие поезда появились в России тогда же - в далеком 1921 году на территории шести губерний. Они были оснащены паровыми насосами, емкостями, вмещающими 1500 ведер воды, водонапорным рукавом длиною до 1 км и другим необходимым инвентарем.

Сохранились записи о создании "прототипа" пожарного поезда на станции Окуловка Нижегородской области. 12 января 1892 года этот поезд, составленный из платформ с насосами и бочками, а также из двух цистерн и вагона для команды, был приписан к участку от Малой Вишеры до Вышнего Волочка. Хоть поезд и участвовал во Всероссийском пожарном съезде в Петербурге (тот же 1892 год), оценку он получил невысокую, и, в основном, из-за подготовки личного состава. Поэтому полноценные пожарные поезда, как разновидность железнодорожного транспорта, стали работать на линиях лишь в 20-е годы XX века.

Один из первых пожарных поездов, 1909 г.

Сейчас пожарные поезда отнесены к силам и средствам функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ж/д транспорте. Каждый поезд имеет свой район обслуживания. Этот район определяется приказом вышестоящего руководства региона или отделения РЖД.

Самое главное, что эксплуатация пожарных поездов не зависит от ведомственной принадлежности. Их постоянно используют для тушения различных объектов, не входящих в состав РЖД. Статистика же уверяет, что пожарные поезда все чаще становятся основной силой в тушении больших пожаров.

Пожарные поезда предназначены для тушения пожаров, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ, обеспечения средствами пожаротушения (вода, пенообразователь) и других работ на железной дороге, на объектах, которые примыкают к железнодорожному полотну или объектах, предприятиях, которые находятся в радиусе тактико-технических возможностей оборудования поезда. По своему потенциалу и тактическим возможностям пожарный поезд (в зависимости от комплектации) можно приравнять к 30 пожарным автомобилям АЦ-40 (130).

Пожарный поезд – специальный состав, оснащенный навигационной системой ГЛОНАСС и современными электронными датчиками, представляющий из себя вагон-насосную станцию, предназначенную для перевозки работников, пожарно-технического оборудования и вооружения, а также двух цистерн-водохранилищ, объемом 62 и более тонн каждая.

Современные модели пожарных поездов прошли существенную модернизацию: была увеличена длина рукава до 1,5 км, повышен объем пенообразователя до 10 тонн. Тактические характеристики были усилены так, что стало возможным проводить одновременно несколько операций: тушить пожар, собирать разлитые вещества, перекачивать жидкости из поврежденных цистерн.

Боевой расчет аварийно-спасательного поезда, как правило, включает в себя несколько человек: 4 пожарных, 2 машинистов насосных установок, начальник караула. Смена идет в круглосуточном режиме, в карауле всегда находится от 6 до 8 чел.
Пожарные поезда относят к мобильным средствам пожаротушения.. Транспорт всегда находится в состоянии постоянной готовности к перегону на максимальной скорости, независимо от времени года. У пожарного поезда есть преимущество на движение по дороге перед всеми другими поездами, а локомотив выделяется оперативно с любого поезда. Независимо от категории, все составы оборудуются связью (радиостанция, телефон, мегафон) и имеют фонари для работы в ночное время.

Пожарный вагон должен вмещать:

  • аппараты со сжатым воздухом, позволяющие газодымозащитникам работать в условиях, непригодных для нормального дыхания;
  • компрессор для заправки баллонов;
  • 2 насосные установки, которые способны заменить работу от пожарных автомобилей;
  • ручные и переносные пожарные стволы;
  • аптечки первой помощи;
  • питьевой бак для личного состава, теплые вещи и предметы первой необходимости.

Основанием отправления пожарного поезда являются пожары в поездах, на стационарных объектах ж/д транспорта, объектах, расположенных на расстоянии технических возможностей поезда, в лесах и прочих природных ресурсах. Причинами вызова могут также быть аварии, крушения или столкновения ж/д составов. Вызвать поезд может только руководитель МЧС высокого ранга регионального уровня. К месту происшествия состав двигается с максимально возможной скоростью, его пропускают везде без остановок. Руководит подвижным составом после его отправки к месту пожара начальник поезда.

Станция, на которой дислоцируется пожарный эшелон, располагается так, чтобы от нее до места конечного назначения расстояние могло покрываться за 1,5 часа. Это приблизительно 100 км. Чаще всего место дислокации – это крупная станция любого назначения: пассажирская, сортировочная или грузовая. Обычно в проекте такой станции закладывается место стоянки. Если было принято решение создать место дислокации на уже эксплуатируемой станции, тогда место для поезда определяет комиссия.

Пожарные поезда бывают двух категорий.

Поезда первой категории имеют расширенную комплектацию, благодаря чему могут решать больше тактических и организационных задач, способны перекачивать легковоспламеняемые и горючие жидкости, ликвидировать их утечку, проводить аварийно-спасательные работы.

В их составе:
Вагон-насосная станция – это цельнометаллический вагон с насосной установкой, электростанцией, оборудованием для пожаротушения, здесь же может размещаться личный состав.
Не менее двух цистерн-водохранилищ объемом до 73,1 м³.
Крытая платформа с контейнером для размещения пожарной техники, оборудования, нейтрализующих и других материалов.
В зависимости от потребностей и предназначения поезда 1 категории могут быть доукомплектованы другими инструментами и установками, портативными компрессорами и прочим. По своей сути, это маленький гарнизон МЧС России.
Интересно, что локомотив для пожарного поезда выдается по тревоге. Изначально он в состав не входит.

Ко второй категории относятся пожарные поезда, укомплектованные цистернами с водой объемом до 50 м³, вагоном-насосной станцией, пенообразователем до 10 тонн, напорными рукавами общей длиной до 1,5 км, регенеративными аппаратами для организации работы ГДЗС. Перевозить такие составы могут до 32 человек. Отличие поездов второй категории еще и в наличии углекислотных и порошковых огнетушителей (по 5 шт) и двух порошковых передвижных огнетушителей.

Для спасателей есть 7 дыхательных аппаратов со сжатым воздухом, два лафетных ствола, установка комбинированного тушения пожаров. Для спасателей предусмотрены противохимические костюмы КИХ-4.
В таких поездах, как правило, много дополнительного инструмента – лопаты, ломы, топоры, пилы, гидравлические аварийно-спасательные инструменты, теплозащитная одежда.
Для связи и возможности подавать сигналы составы оборудованы радиостанциями, электромегафонами, телефонами, фонарями.

Все пожарные поезда окрашены в красный цвет, на каждом вагоне две продольные белые полосы 80 и 230 мм. Обязательно белым цветом должна быть нанесена надпись «Пожарный поезд».

Боевой расчет

За каждым поездом закреплены 6-7 человек боевого расчета. При необходимости их количество увеличивается за счет личного состава военизированной охраны, свободных от дежурства работников пожарного поезда, добровольных пожарных дружин, работников ОАО «РЖД».

Если на железной дороге или вблизи нее случился пожар, вызвать пожарный поезд по номеру 101 не получится. Такое право есть только у должностных лиц МЧС России. Они связываются с диспетчерской службой ОАО «РЖД» или ФГП ВПО ЖДТ России, тогда состав отправится к месту происшествия. При отсутствии свободного локомотива руководство вправе выдать локомотив из любого поезда, находящегося на станции.

В 2022 г. на сети железных дорог в режиме постоянной готовности функционировали 309 пожарных поездов. Пожарные поезда выезжали в различных целях 995 раз, что на 33 выезда меньше, чем в 2021 г.

Больше всего пожарные поезда в 2022 г. привлекались для проведения аварийно-спасательных работ (АСР), связанных с тушением пожаров, для участия в обеспечении пожарной безопасности в местах проведения работ по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, для оказания помощи пожарным подразделениям МЧС России и на учения:

  • на Дальневосточной железной дороге – 106 раз;
  • на Свердловской железной дороге – 93 раза;
  • на Московской железной дороге – 90 раз;
  • на Южно-Уральской железной дороге – 80 раз;
  • на Западно-Сибирской железной дороге – 77 раз;
  • на Октябрьской и Красноярской железных дорогах – по 72 раза

Как же работают пожарные поезда? В центре Сибири, например. На сайте www.krsk.kp.ru читаем:

«Всего на Красноярской железной дороге четырнадцать пожарных поездов, которые дислоцируются на станциях, равноудаленных друг от друга – чтобы в случае необходимости помощь могла прибыть в любую точку магистрали максимально быстро. Мы отправились на экскурсию на станцию Бугач, где «живет» один из таких поездов.
По сути, пожарный поезд – это пожарная часть на колесах, в которой компактно и функционально размещено все необходимое. Как рассказал заместитель начальника Красноярского отряда ведомственной охраны по пожарно-технической части Олег Воробей, поезд состоит из вагона-насосной станции и двух цистерн, в теплое время года прицепляют еще одну «летнюю» цистерну. Логично: лето – самый пожароопасный период.

- Боевой расчет нашего поезда – это пять человек: четверо пожарных и машинист насосной установки, - рассказывает Олег Воробей. – В течение пяти минут после поступления вызова они должны занять свои места в поезде и отправиться на место. На рельсах есть правила приоритета: пожарный поезд пропускают в первую очередь, и он мчится с максимально разрешенной скоростью для участка пути, сам поезд может развивать скорость до ста километров в час.

Боевой расчет располагается в «жилой» части вагона-насосной станции. Вахту несут круглосуточно, поэтому здесь созданы все условия, чтобы люди могли перекусить, отдохнуть и привести себя в порядок: спальное купе, душевая комната, место для приема пищи с электроплитой и холодильником.

Кроме того, в вагоне есть связь с машинистом и МЧС, переносные радиостанции, пожарное и аварийно-спасательное оборудование, средства спецзащиты. Здесь же расположены емкости с пятью тоннами пенообразователя. Сама насосная станция – это две стационарные установки с насосами, оснащенные обычными двигателями внутреннего сгорания, как в автомобиле. Они перекачивают воду из цистерны в пожарные магистрали (рукава). Бак на 70 литров топлива находится в машинном отделении вагона. Если этого не хватит, насос снабжается из резервного 200-литрового бака под вагоном.
- Обычно для работы достаточно мощности одного двигателя, но иногда, чтобы обеспечить нужный расход воды, необходимо подключать оба, - рассказывает Олег Воробей. – Поезд оборудован шестьюдесятью рукавами по 20 метров длиной каждый, но это не значит, что мы всегда можем подать воду или пену на 1200 метров, растянув рукавную линию. Многое зависит от рельефа местности: на каждые сто метров линии на ровной поверхности теряется единица давления, а если вода подается «в горку», то на каждые десять метров, а без хорошего напора работа будет неэффективной.
Иногда, когда происходит пожар вдали от железной дороги, в труднодоступном месте, где автоцистернам сложно добраться до источника воды, по словам Олега Воробья, МЧС вызывает пожарный поезд на помощь в качестве «водоема». Запасов в его цистернах хватит, чтобы наполнить примерно 50 пожарных автомобилей. «Зимняя» (основная) цистерна вмещает в себя почти 60 тонн воды, «летняя» (дополнительная) еще больше: 73,1 тонны!
Кроме того, пожарный поезд оснащен установкой комбинированного тушения пожаров «Пурга», необходимой для пенного тушения. Она как бы смешивает пенообразователь с водой, преобразуя все это в пену. Почему «Пурга», легко понять, если хотя бы раз увидеть ее в работе: в считанные секунды установка покрывает место пожара густыми хлопьями пены».

В Башкортостане пожарную безопасность на железной дороге обеспечивают 5 поездов федерального государственного предприятия ведомственной охраны железнодорожного транспорта России, которые находятся на станциях Дёма, Инзер, Стерлитамак, Туймазы и Янаул.

В настоящее время территорию Москвы охраняют от пожаров 6 поездов, каждый из которых состоит из минимум двух цистерн объемом по 62 тонны воды. Есть и запас пенообразователя, и установка комбинированного тушения "Пурга", и запас рукавов, позволяющий составить линию длиной до полутора километров. Пожарные большинства поездов сдают нормативы и получают право работать в аппаратах, защищающих органы дыхания.

Чаще всего пожарный поезд применяется там, где необходимо потушить большие объемы, особенно с наличием легковоспламеняющихся жидкостей или предметов. Так, в последние несколько лет пожарные поезда участвовали в тушении складов с покрышками, пластиковыми изделиями. И, конечно, поезд находится в постоянной боевой готовности, в том числе и для обеспечения пожарной безопасности на железнодорожных путях и прилегающей территории.


Подготовлено по материалам из открытого доступа
Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества
Похожие публикации
Теги