Пожар тушили больше года

Пожар тушили больше года

img
23 июня 1985 года в 14 часов 20 минут в Прикаспии на скважине №37 месторождения Тенгиз (Казахстан) произошла небывалая техногенная катастрофа. На глубине 4 467 метров начались сложности, произошло поглощение бурового раствора. Попытки решения проблемы результата не дали. К 15 часам 30 минутам неуправляемый фонтан из нефти и газа высотой более двухсот метров воспламенился. Еще через 12 минут от высокой температуры металлические конструкции буровой вышки деформировались и рухнули на землю. Тушением этого нефтегазового факела занимались в общей сложности 400 дней.

Сегодня месторождение Тенгиз – крупнейший источник нефти Западного Казахстана. Освоением его занимается крупная международная компания – Каспийский трубопроводный консорциум.

История КТК началось летом 1992 года, когда состоялось подписание первого рамочного Соглашения о создании нефтегазовой компании между Республикой Казахстан и Султанатом Оман. Вскоре к участникам присоединилась и Российская Федерация.

24 марта 1994 года вышло Постановления Правительства РФ «О строительстве экспортной трубопроводной системы КТК Тенгиз-Астрахань - Новороссийск». 

По решению учредителей 50% акций КТК было передано крупнейшим международным нефтяным компаниям под обязательство полного финансирования строительства и ввода в эксплуатацию первой очереди нефтепроводной системы. В проект вошли 8 частных акционеров, представляющих интересы крупнейших мировых добывающих компаний семи различных государств: Chevron (США) - 15%, «ЛукАрко» (Россия) - 12,5%, «Роснефть - Шелл» (Россия - Нидерланды) - 7,5%, Mobil (США) - 7,5%, Agip (Италия) - 2%, British Gas (Великобритания) - 2%, «Казахстан Пайплайн» (Казахстан - США) - 1,75%, Orics (США) - 1,75%. Доля акций, оставшаяся под государственным контролем, распределилась следующим образом: Россия - 24%, Казахстан - 19%, Оман - 7%.

12 мая 1999 года началось строительство нефтепроводной системы у посёлка Южная Озереевка. Тогда же в окрестностях этого ранее малоизвестного поселка появился памятный камень.

13 октября 2001 года прошла пробная загрузка первого танкера на Морском терминале консорциума. Особенность его заключалась в том, что танкер не пришвартовывался к пирсу, как в соседнем Новороссийске, а заполнялся нефтепродуктами «на плаву», с помощью специальных плавающих устройств.

Объёмы нефти, сдаваемой в трубопровод КТК, ежегодно увеличивались и уже в 2010 году достигли значения в 35 миллионов тонн в год.

Тогда же акционерами был утверждён Проект расширения пропускной способности магистрального трубопровода КТК до 67 млн тонн нефти в год, включающего комплекс организационно-технических, финансовых и коммерческих вопросов. Сегодня годовые поставки КТК уже превышают 70 млн тонн. А общий объем отгрузок вплотную подошел к миллиарду тонн.

Всего этого могло и не быть, если бы не самоотверженные действия самых различных служб, включая пожарных, которые сорок лет назад занимались ликвидацией серьезной аварии и последовавшего пожара..

Для разработки мер по ликвидации гигантского огненного фонтана был создан штаб, в него вошли представители различных служб во главе с первым заместителем министра нефтяной промышленности СССР Валерием Игревским (одним из крупнейших в мире специалистов по ликвидации мощнейших нефтяных и газовых фонтанов).

Первым заместитель министра нефтяной промышленности СССР Валерий Иванович Игревский, ученый, изобретатель.

В ликвидации фонтана участвовали работники военизированных частей Миннефтепрома и министерства геологии СССР, пожарных частей Гурьевской, Мангышлакской, Актюбинской и других областей, завода «Союзнефтемашремонт», а также иностранные специалисты.

Участники тушения пожара вспоминали: горело все на 450–500 квадратных метрах. К огромному огненному факелу невозможно было даже подступиться. Земля буквально горела под ногами. 

В мировой практике нефтегазодобычи еще не случалось аварий такого масштаба, следовательно, не было опыта и средств ликвидации подобных катастроф. Огромное давление и высокое содержание в выбрасываемой смеси агрессивного сероводорода (около 20%) делало невозможным применения методов, которые использовались раньше. Из сероводорода и воды образовывалась серная кислота.

Кроме того рухнувшая буровая (более 300 т. металла), её бетонный фундамент и расплавившийся от высокой температуры грунт создали на месте скважины мощный завал, который мешал работать и который нужно было расчистить. Этому мешала высокая температура. На расстоянии 100 м от фонтана температура воздуха достигала 150°С, а температура грунта 200°С.

Люди, работающие в районе аварийной скважины, одевали на себя хлопчатобумажное бельё, хлопчатобумажные костюмы, костюмы из шерстяного шинельного сукна, валенки, шлемофоны (как у танкистов), кислородный дыхательный аппарат поверх которых специальные противопожарные огнезащитные костюмы. Людей непрерывно поливали водой из пожарных стволов, но, несмотря на это больше трех-пяти минут работать было невозможно. Огнестойкие костюмы вспыхивали, суконные костюмы тлели, вода на земле кипела. За время ликвидации аварии сгорело более 2 тыс. противопожарных костюмов.

Всего в сутки для снижения температуры факела расходовали до 4 тыс. т воды, которую качали из Каспийского моря по специально проложенному водопроводу. В особо ответственные моменты в огонь закачивали до 1 тыс. т воды в час.

Пожарные рукава с водой воспламенялись и горели как свечки. Люди проваливались в заполненные кипящей водой неровности на земле, получая серьезные ожоги. Из-за высокой температуры и большого процента минеральных солей (устье скважины охлаждали соленой водой) вода быстро кристаллизировалась и закупоривала отверстия стволов. К тому же людям приходилось ощущать воздействие серной кислоты, образующейся при взаимодействии воды с продуктами сгорания.

Внушительный факел продолжал освещать казахстанскую степь днем и ночью. Усилия противофонтанных служб и пожарных, съехавшихся со всего Советского Союза, не приносили результата. Было ясно, что традиционными методами и техническими средствами из-за высокой концентрации токсических компонентов и огромного запаса нефти ликвидировать фонтан сложно.

В результате была разработана система дистанционного наведения запорной арматуры и герметизации устья горящего фонтана. Определили главные стратегические направления – опробовать бурение двух технологических наклонных скважин с выходом на аварийный ствол на глубине 3 500 метров с последующим применением глубинных взрывов. Из ФРГ доставили противовыбросовое оборудование, из Голландии – установку для спуска труб под давлением.

Металлоконструкции растаскивали тракторами, бульдозерами в очень тяжелой атмосфере неполного сгорания нефти и высоченной температуры. Ликвидаторам аварии необходимо было создать устье для размещения запорной арматуры, которой планировали заглушить скважину.

Расчленить нагромождения металлоконструкций помогала военная техника – танк Т-54. Отстрел нагромождения металла помог частично очистить устье. В скважине находилась колонна бурильных труб, через минут пять после отстрела, они стали вращаться и медленно подниматься. А дальше за 15–17 минут в воздух выбросило 3 840 метров бурильных труб общим весом 152 тонны. Спекшийся грунт и железобетонный фундамент на устье не могли взять ни экскаватор, ни мощные бульдозеры. Требовались взрывные работы – ничего подобного в таких условиях в мировой практике не делали. Но другого выхода не было. С 1 по 24 октября произвели 12 взрывов. Зарядами дробили бетонное основание буровой, делали дренажные воронки и канавы. После расчистки площадки для охлаждения подходов к устью в струю газонефтяного фонтана стали подавать воду – 160 литров в секунду.

Только с третьей попытки – 31 декабря 1985 года – запорное оборудование удалось надежно закрепить на устье скважины. Впервые в практике ликвидации нефтяных фонтанов с большим содержанием сероводорода была разработана и применена система гидроцилиндров. С их помощью противовыбросовое оборудование навели на горящий фонтан. В результате резко понизилась температура воздуха и грунта.

После этого началась подготовка к окончательному задавливанию скважины и ее цементированию. Но полное глушение фонтана удалось завершить только через 400 дней после аварии – 27 июля 1986 года.

Интересный факт 
Именно при ликвидации газонефтяного фонтана на Тенгизе испытывали новый теплоотражательный материал – асбестофиниловую ткань. Отрезки материала нашивали на места возможных прогаров существовавшей тогда спецодежды пожарных и на расстоянии 4 метров от устья скважины проверяли в течение трех минут. Впоследствии из этой ткани изготавливали теплоотражательные костюмы двух видов – легкие, в которых можно было работать в условиях сильной температуры целых 15 минут, и тяжелые, напоминающие костюмы космонавтов.

Даже, спустя годы, работа по созданию концепции обеспечения пожарной безопасности уникальных объектов КТК – Каспийского трубопроводного консорциума – безусловно, предмет гордости для любого творческого научного коллектива. Понимали это и в Академии ГПС МЧС России (в те годы – Московский институт пожарной безопасности), когда брались за комплексную разработку системы защиты важного объекта. Инициативная группа во главе с В. В. Рубцовым, в составе В. Роенко и Ю. Журавлёва успешно выполнила задачу по разработке «Концепции обеспечения пожарной безопасности объектов Каспийского  трубопроводного консорциума». Работы проводились по договору с совместным российско-американским обществом «КТК-Р».

Профессор Владимир Валентинович Рубцов с огромным удовольствием вспоминает этот важный этап своей научной деятельности. 

«Существенной особенностью было уже то, что головную роль в консорциуме играли американцы. Соответственно, при проектировании объектов, а их в общей сложности несколько сотен, закладывались американские технологии, американские принципы. Даже труба больше метра диаметром была американская. Естественно, перед нами стояла задача мирового уровня: внести свои решения, обосновать их, защитить как наиболее рациональные».

Пожарная защита КТК

Почти двадцатипятилетний опыт эксплуатации КТК показал эффективность системы противопожарной защиты, предложенной учеными пожарной Академии. Современные технические решения здесь были органично сопряжены с профилактикой. Одни только «Правила пожарной безопасности при эксплуатации нефтепроводной системы КТК» занимают около 120 страниц.

…Полторы тысячи километров трубы диаметром более метра (1020 мм), 14 мощных нефтеперегонных станций, резервуарный парк-хранилище на миллион кубометров нефти и уникальный морской терминал поплавкового типа, позволяющий закачивать продукт в танкеры круглосуточно в любую погоду. Владимир Валентинович Рубцов вспоминает:

«Повторюсь – всё оборудование, которое туда поставляли, в том числе и противопожарное, было американского производства. В крайнем случае – европейского. Пожарные части, которые понастроили по ходу строительства объектов консорциума, существенно отличались от советских (российских) пожарных частей. Люди стояли в очереди, чтобы в них послужить. 
На самом деле работа была большая, концепция интересная. И мне, как инициатору этой работы, как одной из движущих сил, пришлось ездить в наше главное управление пожарной охраной, согласовывать все этапы. А спорить нам было о чем: никто из нас ни в Академии, ни во ВНИИПО, ни в главке видеть не видели «стотысячных» резервуаров, как будет на них работать автоматическая система пожаротушения? Сколько надо поставить дистанционно-управляемых стволов? И много много других вопросов. В конечном итоге победила именно наша концепция, она и была реализована!».

Автору этих строк удалось побывать в Южной Озереевке летом 2006 года. Резервуарный парк был построен только наполовину. Работали 4 «стотысячника», два готовились к приемке, остальные только закладывались. 

Объект поражал своим масштабом. На видеомониторах в центральном оперативном зале просматривались все объекты консорциума от Тенгиза в Казахстане до Южной Озереевки: насосные перекачивающие станции, инфраструктурные сооружения, участки трубы. Безлюдные автоматизированные технологии безопасности, практически исключающие отрицательное воздействие человеческого фактора.

Как работает противопожарная система КТК сегодня? Вот простой пример: учения 2023 года.

По легенде, на пульт сигнализации пожарного депо Кубанской пожарной охраны поступил сигнал о возгорании на резервуаре РВСПК №3. По тревоге личный состав пожарного поста Резервуарного парка во главе с начальником караула выехал на место, где установил, что произошел «взрыв», а огонь распространился по всей площади поверхности нефтяного резервуара емкостью 100 тыс. куб. м. Разведкой также было выявлено, что система автоматического пожаротушения эффективно сработала.

Одновременно диспетчер главного центра управления КТК отдал команду о том, что необходимо условно остановить погрузку танкера и также условно отвести судно от выносного причального устройства.

К РВСПК №3 оперативно прибыли четыре пожарно-спасательных расчета, которые успешно развернули мобильную систему пожаротушения высокой производительности «Фишкон» и провели пенную атаку. 

Во время условного тушения пожара также выполнялись действия по охлаждению «горящего» и соседних резервуаров. Была запущена главная насосная пожаротушения резервуарного парка Морского терминала КТК, применялись две системы сухотрубов — для подачи воды от противопожарного пруда объемом 35 тыс. куб. м и для подачи пенообразователя от склада его хранения.

В ходе учений представители пожарной охраны объекта, участники добровольной пожарной дружины, главного управления МЧС России по Краснодарскому краю отработали приемы и способы управления подразделениями, слаженность действий при тушении пожара и практические навыки применения специализированного оборудования. Все цели и задачи мероприятия были успешно выполнены.

КТК ежегодно проводит не менее 10 крупных учений по ликвидации разливов нефти и тушению пожаров. Масштабные тренировки проводятся  на регулярной основе и позволяют оценить готовность подразделений по эксплуатации нефтепровода, службы безопасности и оперативно-диспетчерского персонала Консорциума к нештатным ситуациям.

Генеральный директор Каспийского трубопроводного консорциума Николай Николаевич Горбань отметил, что в 2025 году через систему КТК планируется отгрузить порядка 74 млн тонн нефти вместо заявленных ранее 76 млн.

«Сейчас мы видим отклонение более чем на 1,8 млн тонн, и это связано с различными факторами: тут и влияние ремонтов на месторождениях, и ОПЕК, и атака БПЛА, и использование Казахстаном других маршрутов», — сказал глава консорциума. 

Напомним, важный объект Каспийского трубопроводного консорциума — нефтеперекачивающая станция «Кропоткинская» — подвергся, по заявлению российских властей, атаке беспилотников Вооруженных сил Украины 17 февраля 2025 года. Как заявили в пресс-службе консорциума, удар был нанесен семью БПЛА. Станция получила серьезные повреждения и была выведена из эксплуатации.  Прокачка казахстанской нефти на время восстановительных работ снизилась на 30-40% – транспортировка нефти по магистральному нефтепроводу Тенгиз – Новороссийск осуществлялась по аварийной схеме, минуя НПС «Кропоткинская». Запустили ее 23 мая.

Сорок лет минуло со дня одного из самых «длинных» пожаров на наших месторождениях углеродов. К сожалению, к традиционным чрезвычайным ситуациям сегодня добавился международный терроризм. И все-таки есть полная уверенность в том, что мы сумеем преодолеть и этот совершенно «субъективный» фактор.

Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества
Похожие публикации
Теги