Пожарная безопасность как часть культуры поведения

Пожарная безопасность как часть культуры поведения

img
Введение в урок интерактивных элементов уже давно перестало удивлять. Учителя, умеющие распределять время урока, чередовать этапы фронтальной устной работы с другими заданиями, находят педагогически целесообразное место и игре на уроке. Опыт учителя начальных классов Кристины Валерьевны Никитиной показывает: любая тема урока может стать основой для коллективного творческого дела. Давайте заглянем на самый обычный – для 2 класса ГБОУ города Москвы №2101. Любимый формат работы Кристины Валерьевны – активная роль у ребят, фактически соавторов и соведущих урока. И в конце обязательно творческая рефлексия всех участников. Итак, тема урока №24 по предмету «Окружающий мир»: «Правила поведения в школе, правила вежливости (волшебные слова, волшебные поступки). Ты и твои друзья». Давайте посмотрим, как учитель связывает правила поведения в школе и правила пожарной безопасности.

Напомним: Под термином «игровая модель обучения» понимается «включение  детей в игровое моделирование изучаемых явлений, проживание ими нового опыта в обстановке игры. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ игровой ситуации как моделирующей, ее соотношение с реальностью» [Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А.Мижериков; под общ. Ред. П.И.Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.  С. 117].

Никитина Кристина Валерьевна,
Учитель начальных классов ГБОУ города Москвы Школа №2101
Первая квалификационная категория

Интерактивные технологии на уроке я применяю постоянно, и мои ребята довольно подкованы в обращении с клавиатурой, поэтому решение ввести в урок как отдельный этап игру «Стихи. Общественные места» (онлайн-тренажёр «Общественные места. Стихи» портала «пожарно-техническая выставка» в каталоге Московской элекронной школы) было вполне оправданным с точки зрения доступности реализации.

МЭШ в нашей школе давно рассматривается как надежное подспорье в выборе интересного готового контента для сценария урока. Поэтому по ключевым словам нашла этот материал. Он обозначен как подходящий для 3-го класса, но решила попробовать – ребята у меня сильные, хорошо читающие, с хорошим словарным запасом.

Учительское-лирическое отступление. Использование заданий на восстановление текста из перепутанного порядка слов, предложений, вставка пропущенных слов – задание традиционное, и на уроках русского языка и литературного чтения применяется давно, включено в учебники и учебные пособия. Для второклассников задание такого типа приобретает особое значение: он, второклассник, управляет исправлением чьих-то ошибок!

Интерактивная доска имеет существенное преимущество – весь класс может работать фронтально, контролируя действия ученика у доски, обсуждая решение.
На уроке Окружающего мира мы говорили о правилах поведения в школе, взаимодействии всех участников образовательного процесса, формулах приветствия и прощания.
Ставлю проблемный вопрос: «Помимо слов, в чем еще проявляется вежливость общения в школе, транспорте, общественных местах?»
Ребята уверенно отвечают: «Важно не толкаться. Не наступать на ноги, стараться не столкнуться при движении, например, в коридоре или на лестнице. Для этого надо соблюдать направление движения. Ходят правой стороной.»
Развиваю проблемную ситуацию дальше: «А если надо очень быстро двигаться? Тогда можно будет толкнуть кого-то?»
Мои второклашки меня порадовали: «Нет, толкаться вообще не надо. Это и некрасиво, и опасно. Человек может упасть, удариться»
Продолжаем обсуждение: «А все-таки, в каких ситуациях нам придется двигаться быстро?»
Так как в школе регулярно проводятся тренировки по учебной эвакуации, то слово запомнилось, вошло в активный словарный запас: «Пожар! Эвакуация!»
Решаю уточнить: «Значит, при эвакуации мы бежим? Быстро  двигаться – это бегом?» - «Нет! Бежать при эвакуации еще опаснее. Если ты упадешь, ты можешь отстать от своего класса и потеряться, остаться в опасном помещении!»
Вспоминаем последнюю тренировку – двигались спокойно, но быстро, не бежали. Предлагаю вспомнить, как это было – но с помощью Огнетушителя и Капельки. Причем пост «оператора» занимает Богдан.

Следующим этапом была игра – интерактивная викторина «Школа». Ее удалось обнаружить на сайте ВДПО.рф (в данных тренажёрах стихи было указано авторство ВДПО, дальнейший поиск – дело минуты).

Она достаточно динамична, если работать во фронтальном режиме, с элементами соревновательности – кто первым назовет правильный ответ. Единственная проблема – пока не дослучаешь до конца дикторский текст, ссылка на варианты ответов неактивна. А ребята – уже очень активны, так как все успели прочитать самостоятельно. Но тут следует отметить: у меня читающий класс. Возможно, для другого коллектива данный темп будет оптимален. И опять же – учительское лирическое: мы же всегда просим детей дослушать вопрос до конца, отвечать на поставленный вопрос, а не пытаться как можно скорее собрать ответ из всей информации по теме.

Таким образом, рефлексия урока, посвященного вежливости и правилам культуры поведения в школе, помогла связать эту тему с культурой безопасного поведения в целом, как частью общей культуры.

Безусловно, чтобы учебный материал такого типа не воспринимался, как развлечение, обучающиеся должны интуитивно чувствовать его значение, его не случайное появление на данном уроке. Это принцип системности и последовательности в педагогике.
Готовясь к данному уроку, на занятии по внеурочной деятельности мы вспоминали причины пожара, первичные средства пожаротушения. Занятие было построено как проектное, с использованием материала МЭШ Игра «Загадки Филина. Пожарная безопасность. Первичные средства пожаротушения» (онлайн-тренажёр «Первичные средства пожаротушения. Загадки» портала «пожарно-техническая выставка» в каталоге Московской элекронной школы).

Каждый выполнил и защитил свой проект – знак пожарной безопасности.

Таким образом, использование интерактивных тренажеров по пожарной безопасности позволяет сделать урок или внеурочное занятие более ярким, интерактивным и современным.

Поделиться:
img
кандидат педагогических наук, автор более 100 научно-методических публикаций в области культуры безопасности жизнедеятельности