Напомним: Под термином «игровая модель обучения» понимается «включение детей в игровое моделирование изучаемых явлений, проживание ими нового опыта в обстановке игры. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ игровой ситуации как моделирующей, ее соотношение с реальностью» [Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А.Мижериков; под общ. Ред. П.И.Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с. С. 117].
Учитель начальных классов ГБОУ города Москвы Школа №2101
Первая квалификационная категория
Интерактивные технологии на уроке я применяю постоянно, и мои ребята довольно подкованы в обращении с клавиатурой, поэтому решение ввести в урок как отдельный этап игру «Стихи. Общественные места» (онлайн-тренажёр «Общественные места. Стихи» портала «пожарно-техническая выставка» в каталоге Московской электронной школы) было вполне оправданным с точки зрения доступности реализации.
МЭШ в нашей школе давно рассматривается как надежное подспорье в выборе интересного готового контента для сценария урока. Поэтому по ключевым словам нашла этот материал. Он обозначен как подходящий для 3-го класса, но решила попробовать – ребята у меня сильные, хорошо читающие, с хорошим словарным запасом.
Учительское-лирическое отступление. Использование заданий на восстановление текста из перепутанного порядка слов, предложений, вставка пропущенных слов – задание традиционное, и на уроках русского языка и литературного чтения применяется давно, включено в учебники и учебные пособия. Для второклассников задание такого типа приобретает особое значение: он, второклассник, управляет исправлением чьих-то ошибок!
Интерактивная доска имеет существенное преимущество – весь класс может работать фронтально, контролируя действия ученика у доски, обсуждая решение.
На уроке Окружающего мира мы говорили о правилах поведения в школе, взаимодействии всех участников образовательного процесса, формулах приветствия и прощания.
Ставлю проблемный вопрос: «Помимо слов, в чем еще проявляется вежливость общения в школе, транспорте, общественных местах?»
Ребята уверенно отвечают: «Важно не толкаться. Не наступать на ноги, стараться не столкнуться при движении, например, в коридоре или на лестнице. Для этого надо соблюдать направление движения. Ходят правой стороной.»
Развиваю проблемную ситуацию дальше: «А если надо очень быстро двигаться? Тогда можно будет толкнуть кого-то?»
Мои второклашки меня порадовали: «Нет, толкаться вообще не надо. Это и некрасиво, и опасно. Человек может упасть, удариться»
Продолжаем обсуждение: «А все-таки, в каких ситуациях нам придется двигаться быстро?»
Так как в школе регулярно проводятся тренировки по учебной эвакуации, то слово запомнилось, вошло в активный словарный запас: «Пожар! Эвакуация!»
Решаю уточнить: «Значит, при эвакуации мы бежим? Быстро двигаться – это бегом?» - «Нет! Бежать при эвакуации еще опаснее. Если ты упадешь, ты можешь отстать от своего класса и потеряться, остаться в опасном помещении!»
Вспоминаем последнюю тренировку – двигались спокойно, но быстро, не бежали. Предлагаю вспомнить, как это было – но с помощью Огнетушителя и Капельки. Причем пост «оператора» занимает Богдан.
Следующим этапом была игра – интерактивная викторина «Школа». Ее удалось обнаружить на сайте ВДПО.рф (в данных тренажёрах стихи было указано авторство ВДПО, дальнейший поиск – дело минуты).
Она достаточно динамична, если работать во фронтальном режиме, с элементами соревновательности – кто первым назовет правильный ответ. Единственная проблема – пока не дослучаешь до конца дикторский текст, ссылка на варианты ответов неактивна. А ребята – уже очень активны, так как все успели прочитать самостоятельно. Но тут следует отметить: у меня читающий класс. Возможно, для другого коллектива данный темп будет оптимален. И опять же – учительское лирическое: мы же всегда просим детей дослушать вопрос до конца, отвечать на поставленный вопрос, а не пытаться как можно скорее собрать ответ из всей информации по теме.
Таким образом, рефлексия урока, посвященного вежливости и правилам культуры поведения в школе, помогла связать эту тему с культурой безопасного поведения в целом, как частью общей культуры.
Безусловно, чтобы учебный материал такого типа не воспринимался, как развлечение, обучающиеся должны интуитивно чувствовать его значение, его не случайное появление на данном уроке. Это принцип системности и последовательности в педагогике.
Готовясь к данному уроку, на занятии по внеурочной деятельности мы вспоминали причины пожара, первичные средства пожаротушения. Занятие было построено как проектное, с использованием материала МЭШ Игра «Загадки Филина. Пожарная безопасность. Первичные средства пожаротушения» (онлайн-тренажёр «Первичные средства пожаротушения. Загадки» портала «пожарно-техническая выставка» в каталоге Московской элекронной школы).
Каждый выполнил и защитил свой проект – знак пожарной безопасности.
Таким образом, использование интерактивных тренажеров по пожарной безопасности позволяет сделать урок или внеурочное занятие более ярким, интерактивным и современным.