Пожарная каланча – гиперболоид инженера Шухова

Пожарная каланча – гиперболоид инженера Шухова

img

Пожарная каланча – настоящий памятник огнеборцам разных времен. О пожарных каланчах России мы подробно рассказывали летом 2022 года в серии публикаций, посвященных общественному проекту «Каланчи России».

Высотные по тем временам сооружения  активно начали строиться еще в первой половине XIX века, сразу после выхода указа Александра I от 31 мая 1804г. «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды».

Как правило, каланчи венчали двух - трёхэтажные здания полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы каланчи использовались для сигнализации: вывешенные кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари - в ночное, оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара.

Напомним, что слово «каланча» происходит от турецкого названия сигнальных башен. На Кавказе широко известны ингушские боевые башни. Они и по сей день стоят молчаливыми стражами на фоне горных пейзажей. Архитектурные традиции этих внушительных зданий берут своё начало более 4000 лет назад и были заложены ингушами и чеченцами (вайнахами). Лучше всего сохранились башни, которые датируются 13-17 веками, что знаменует собой некий период возрождения башенного строительства.

Чаще всего боевые башни возводились на фундаменте квадратной формы, основание которого имело ширину от 6 до 12 метров, а высоту от 10 до 25 метров. Стены башен строились из тёсаных камней, а скреплял их между собой известковый раствор с добавлением глины и песка. Кверху башня сужалась.

Некогда эти строения служили оборонительными бастионами. Также они использовались и для жилья. Возведение этих цитаделей всегда сопровождалось особыми ритуалами. Каждый этап строительства требовал принесения жертв животных. Их кровь наносили на камни, а всё действо сопровождалось ритуальными песнями и танцами. В песнях обычно прославляли мастеров-строителей и их важное ремесло.

Сторожевые башни были широко распространены и в традициях русского зодчества и архитектуры. Сибирские пограничные остроги, белокаменные городища, монастыри повсеместно обустраивались высотными строениями стратегического назначения.

В разные времена для строительства башен использовались и разные материалы. Так было и с пожарной каланчей. Где-то ее делали из дерева, где-то из камня, кирпича. А вот в посёлке Ляхово Балахнинского района Нижегородской области пожарная каланча была выполнена из металла и стала вновь выявленным объектом культурного наследия.

Сооружение это редкое, одна из четырех башен знаменитого инженера Владимира Шухова в Нижегородской области. Долгое время о её исторической ценности не подозревали. Интерес к ней у экспертного сообщества появился около десяти лет назад, однако тайну Ляховской вышки разгадали местные краеведы — они обнаружили документ, который пролил свет на обстоятельства и время ее постройки.

Пожарная каланча в посёлке Ляхово — девятая по счёту гиперболоидная конструкция инженера Владимира Шухова. Самая знаменитая среди них — Шаболовская вышка в Москве.

НАША СПРАВКА
В августе исполняется 171 год со дня рождения знаменитого инженера и архитектора Владимира Григорьевича Шухова (1853–1939), члена-корреспондента (1928) и почетного члена (1929) Академии наук СССР, лауреата премии имени Ленина (1929), Героя Труда (1928), который украсил Москву знаменитой башней со стальной сетчатой оболочкой, ставшей символом советского радиовещания. Башня начала свою работу 103 год назад.

19 марта 1922 года в Москве на Шаболовке было завершено строительство самой высокой в стране 150-метровой башни гиперболоидной конструкции по проекту архитектора и изобретателя Владимира Шухова. В тот же день через установленные на этой башне радиопередатчики началась работа Московской радиотелеграфной станции. Позднее, в 1939 году, с этой башни начали проводить первые в СССР телетрансляции и она подросла до 160 м, оставаясь самым высоким сооружением до постройки в 1967 году Останкинской телебашни.
Решение о строительстве новой радиобашни было принято в 1919 году, спустя год после переноса столицы из Петрограда в Москву и последовавшего затем переезда правительства. 30 июля 1919 года Ленин потребовал «установить в чрезвычайно срочном порядке в г. Москве радиостанцию, оборудованную приборами и машинами наиболее совершенными и обладающими мощностью», достаточной для связи с западными государствами и окраинами республики.
Первоначальный проект Шухова подразумевал возведение 350-метровой башни гиперболоидного типа, которая по высоте превзошла бы Эйфелеву башню, а весить при этом она должна была в три раза меньше — 2200 вместо 7300 тонн. Однако и такого количества стали в стране не было, поэтому решили ограничиться башней высотой 148,3 м и массой 240 тонн, состоящей не из 9, а всего из 6 секций. Специалисты подсчитали, что такой высоты достаточно для нужд радиосвязи, и проект был одобрен лично Лениным.
Но даже после принятия этого решения Шухов испытывал изрядные проблемы с получением необходимого количества металла — подчас был вынужден использовать материалы из разобранных конструкций сомнительного качества — с мостов, заводов и т. п., — а также с нуля обучать малоквалифицированных строителей.

В разные годы по всей России и не только стали появляться гиперболоидные конструкции Владимира Шухова. Интересно, что в нижегородском регионе, кроме ляховской, известны ещё три шуховские конструкции: сохранилась и недавно была отреставрирована башня на берегу Оки под Дзержинском, бывшая в прошлом опорой линии электропередачи, а также пожарная вышка в Сормове и башня в Выксе. Тринадцатиметровая каланча в Ляхове находится возле старого деревянного пожарного депо. Наверное, совершенно случайно башню когда-то не пустили на металлолом, как это случилось с вышками-близнецами на Оке. Теперь ляховская башня взята под охрану. Последние годы она вызывает огромный интерес специалистов — архитекторов и инженеров, о ней было немало написано и снято. Но когда и кем она была построена, оставалось загадкой. Эту тайну удалось раскрыть членам клуба «День краеведа» посёлка Большое Козино. Они нашли документ — журнал приходов и расходов Ляховской добровольной пожарной дружины.

«Находка разрешила все вопросы, — рассказывала член клуба краеведов Маргарита Садовская. — Журнал содержит уникальную информацию о хозяйственной деятельности пожарной дружины с момента её основания в 1917 году».

Дружина существовала только на взносы и деньги, которые её члены зарабатывали своим трудом в свободное от основной работы время. Например, членом Ляховской ДПД был Тихон Порфирьевич Травин, награжденный орденом Ленина за добросовестный труд на заводе «Красное Сормово». И вышка построена тоже на деньги, которые заработала сама дружина. Изучив содержание журнала, можно с определенностью сказать, что вышка построена в 1935 году. Краевед сообщает, что из документа им удалось установить не только время и ход строительства, но и имя мастера, руководившего возведением вышки — это Феоктист Степанович Третьяков. Третьяковы распространенная в Ляхове фамилия. Удалось разыскать родственников мастера, а те предоставили его фотографию. Поскольку в одной из записей «котельщики» упоминаются во множественном числе, скорее всего, это была бригада под руководством Третьякова. Получается, что люди, осуществившие сборку гиперболоидной конструкции, благодаря которым появилось чудо инженерной мысли, — это рабочие, котельщики завода «Красное Сормово», местные жители.

История пожарной каланчи продолжается. Если вы узнали что-то интересное о каланче в вашем населенном пункте – пишите нам. Мы с удовольствием опубликуем ваш материал.

 

При подготовке использованы материалы открытых источников, фото из архива клуба «День краеведа».
Поделиться: