Пожарный путеводитель по Санкт-Петербургу. Часть I Владыка морей

Пожарный путеводитель по Санкт-Петербургу. Часть I Владыка морей

img
Разве может быть что-то прекраснее Невского проспекта? Помните как это было у Гоголя? Николай Васильевич показал нам свой Невский проспект. А я, как пожарный экскурсовод, хочу показать вам "пожарный" Невский.


Всё в Петербурге начинается от Невы. И главная магистраль не исключение. В начале Невского проспекта стоит один из символов города – Адмиралтейство. Когда-то это была верфь-крепость. Адмирал в переводе с  арабского означает "владыка морей".

Первое здание Адмиралтейства было мазанковым – попросту деревянные стены обмазывали глиной. Появилось оно в самом начале Северной войны, в ноябре 1704, через полтора года после основания на другом берегу Невы, на маленьком Заячьем острове, дерево-земляной крепости Санкт-Питербурх (будущая Петропавловская крепость).

Теперь вход в Неву мог быть защищён перекрёстным огнем с двух берегов. Кроме того Россия получала так необходимый ей флот.

В целях пожарной безопасности и для предотвращения угрозы нападения врага, а мы помним, что Северная война шла 21 год с 1700 по 1721, – большие площади перед Адмиралтейством и Петропавловской крепостью были полностью расчищены и образовано пустое пространство с системой рвов и каналов – гласис. Отголоски этих рвов, кстати, мы до сих пор наблюдаем на правом берегу Невы – когда идем от станции метро Горьковская по Александровскому саду в Петропавловскую крепость.

На верфи-крепости Адмиралтейство  строили парусные корабли и спускали их тут же на воду. Корабли эти были из дерева и конечно же на производстве была велика пожарная опасность. Для рабочих Адмиралтейства действовали суровые меры наказания за провинность. Например, за курение на строящемся корабле подвергали такой пытке как килевание: протягивали под дном корабля , на палубе 15 ударов кнутом, лишали месячного жалованья и  ссылали на каторгу.

За малейшую провинность могли сослать на каторгу, что уж говорить про поджог, даже если он был не умышленный.

К слову и каторга находилась неподалеку. На месте нынешней площади Труда стоял Галерный двор. Галеры это парусные гребные суда. Труд гребца на галерах был не из легких. Вот и пользовались такой рабочей силой – провинившимися. Отсюда и выражение "работать как на галерах", "не жизнь, а каторга".

К 1722 году Адмиралтейство стало крупным предприятием, на нем трудились  10 тысяч человек. И в этом году было установлено следующее правило: 1/7 часть работных людей предприятия несла ночное дежурство. В случае обнаружения возгорания дежурные поднимали всех рабочих. Каждый из которых приходил со своим инструментом для тушения пожара. Для хранения необходимого инвентаря было построено специальное здание  – пожарное депо. Но можем ли мы считать что это была первая объектовая пожарная команда?  Нет конечно, здесь несли вахту рабочие Адмиралтейства. Пожарных не было, также как и в самом городе до начала 19 века не было профессиональных пожарных кто бы что ни говорил. Обязанность тушения пожаров разделяли все горожане, в том числе и работники адмиралтейской верфи.

На протяжении более века на  Адмиралтействе строили суда. Даже крупный пожар случившийся там в царствование Екатерины II в 1783 году не помешал существованию верфи рядом с резиденцией российских монархов – Зимним дворцом. Хотя Екатерина, как рачительная хозяйка попыталась обезопасить себя и повелела перевести все производство поближе к морю и подальше от Зимнего дворца – в Кронштадт, но спустя 10 лет после ее приказа туда был переведен лишь канатный двор.

Здание Адмиралтейства которое мы с вами наблюдаем третье по счету, это здание застал, к слову, Александр Сергеевич Пушкин. Архитектор Андреян Захаров, первая треть 19 века. И  это уже действительно центр города, и верфь наконец перенесена ниже по течению Невы. В здании осталось только руководство морским ведомством страны и мореходное училище.

Но вернемся в первую треть 18 века.

Пожары 1736-1737 и их последствия

После смерти Петра I многие противопожарные меры, которые при императоре неукоснительно соблюдались, были позабыты. И во время правления его племянницы Анны Иоанновны случились два опустошительнейших пожара в 1736 и в 1737 годах.

Рано утром 11-го августа 1736 года, при сильном ветре вспыхнул пожар в одном из домов на месте нынешней Почтамтской улицы. Огонь перебросило на соседние дома и к полудню вся местность между Невой, Мойкой и Невским проспектом – была охвачена пламенем.
За двое суток пожар уничтожил до тла более 100 жилых домов. В результате этого пожара  18-го сентября 1736 года последовал указ о постройке в этой части города каменных домов с обязательными 5 саженными (более 10 метров) разрывами. Кроме того  подтвержден указ Петра Великого об устройстве при всех домах колодцев.

Тогда же последовал указ Сената о постройке брандмауэров. Для большей безопасности от пожаров предложено: "на каждом дворе к одной стороне, на ворота по пяти сажень: токмо притом и того смотреть, чтобы двои ворот вместе не пришли. Кровли на палатях делать без перелома и с обоих сторон кровель выводить каменные стены, выше кровель  фута на три, которые могут во время пожарного случая с одного двора к другому огня не допустить".  Сгоревший Мытный двор (он был около Полицейского моста) повелено было временно перевести на Сенную площадь.

Устройство рынка привело к необходимости в проведении нему особой "прошпективной" дороги положившей начало нынешней Садовой улицы. Погорельцы стали переселяться в район Сенной площади и далее, где возник новый район города – Коломна.

А год спустя, 23 июня 1737 года произошел грандиозный пожар между Мойкой и нынешней Миллионной улицей. От поджогов возгорания возникли одновременно с двух противоположных концов. В результате  выгорело около 80 домов. После этого пожара последовало распоряжение о запрете содержания в центральных частях города кузниц, свечных лавок, складов пеньки, дегтя и пр.

Факт поджогов был подтвержден обнаружением на крыше одного из домов кубышки с порохом, фосфором и другими легковоспламеняющимися веществами.

Огнем была уничтожена значительная часть молодого Санкт-Петербурга: от Адмиралтейства до набережной реки Мойки. И эти пожары дали новый толчок развитию и расширению города.

По результатам пожаров город получил первую градостроительную комиссию. Учреждена Комиссия о Санкт-Петербургском строении. Можно сказать был разработан первый генплан застройки города. Возглавил комиссию талантливый немец инженер Б.Х. Миних. Фактическим исполнителем и автором перепланировки города был русский архитектор Еропкин. Его авторству принадлежит идея создать трезубец Нептуна, который по некоторым данным был задуман еще Петром Великим. От Адмиралтейства проложены прямые улицы-лучи, расходящиеся в стороны как трезубец Нептуна. Три улицы-луча с каждой из которых просматривается Адмиралтейство это Вознесенский проспект, Гороховая улица и главный проспект Петербурга Невский. Сейчас глядя на карту Петербурга вы легко заметите как от Адмиралтейства прямо идет Гороховая улица и немного в стороны расходятся Вознесенский и Невский проспекты.

С Невским проспектом связано множество интересных историй и легенд. Прогуляться по нему я приглашаю вас лично.

Если хотите узнать:

  • как голуби подожгли здание храма в сердце Петербурга
  • как пожарные блокадного Ленинграда тушили пожары без единой капли воды
  • как менялся облик центра города в результате пожаров
  • в какие рекордные сроки любимый архитектор императрицы построил  роскошный дворец для её вельможи
  • где при Петре I соблюдались строжайшие меры пожарной безопасности, а при Николае I случился самый большой за всю историю Петербурга пожар по количеству жертв и многое, многое другое связанное прямо или косвенно или совсем не связанное с историей пожарной охраны, но дающее объемное представление о жизни города и его обитателей.

Приходите, приезжайте на мою экскурсию "Были и небылицы "пожарного" Невского проспекта. От Главного Адмиралтейства до Большого Гостиного двора". Всегда рада делиться своими знаниями. Смело пишите мне в личные сообщения в соцсетях. Чтобы получать больше интересной информации подписывайтесь на группу вк,  и в телеграм также.

Ну и следите здесь за продолжением рубрики #пожарный_путеводитель_по_Петербургу

 

Поделиться:
img
Историк пожарной охраны Санкт-Петербурга