Всё в Петербурге начинается от Невы. И главная магистраль не исключение. В начале Невского проспекта стоит один из символов города – Адмиралтейство. Когда-то это была верфь-крепость. Адмирал в переводе с арабского означает "владыка морей".
Первое здание Адмиралтейства было мазанковым – попросту деревянные стены обмазывали глиной. Появилось оно в самом начале Северной войны, в ноябре 1704, через полтора года после основания на другом берегу Невы, на маленьком Заячьем острове, дерево-земляной крепости Санкт-Питербурх (будущая Петропавловская крепость).
Теперь вход в Неву мог быть защищён перекрёстным огнем с двух берегов. Кроме того Россия получала так необходимый ей флот.
В целях пожарной безопасности и для предотвращения угрозы нападения врага, а мы помним, что Северная война шла 21 год с 1700 по 1721, – большие площади перед Адмиралтейством и Петропавловской крепостью были полностью расчищены и образовано пустое пространство с системой рвов и каналов – гласис. Отголоски этих рвов, кстати, мы до сих пор наблюдаем на правом берегу Невы – когда идем от станции метро Горьковская по Александровскому саду в Петропавловскую крепость.
На верфи-крепости Адмиралтейство строили парусные корабли и спускали их тут же на воду. Корабли эти были из дерева и конечно же на производстве была велика пожарная опасность. Для рабочих Адмиралтейства действовали суровые меры наказания за провинность. Например, за курение на строящемся корабле подвергали такой пытке как килевание: протягивали под дном корабля , на палубе 15 ударов кнутом, лишали месячного жалованья и ссылали на каторгу.
За малейшую провинность могли сослать на каторгу, что уж говорить про поджог, даже если он был не умышленный.
К слову и каторга находилась неподалеку. На месте нынешней площади Труда стоял Галерный двор. Галеры это парусные гребные суда. Труд гребца на галерах был не из легких. Вот и пользовались такой рабочей силой – провинившимися. Отсюда и выражение "работать как на галерах", "не жизнь, а каторга".
К 1722 году Адмиралтейство стало крупным предприятием, на нем трудились 10 тысяч человек. И в этом году было установлено следующее правило: 1/7 часть работных людей предприятия несла ночное дежурство. В случае обнаружения возгорания дежурные поднимали всех рабочих. Каждый из которых приходил со своим инструментом для тушения пожара. Для хранения необходимого инвентаря было построено специальное здание – пожарное депо. Но можем ли мы считать что это была первая объектовая пожарная команда? Нет конечно, здесь несли вахту рабочие Адмиралтейства. Пожарных не было, также как и в самом городе до начала 19 века не было профессиональных пожарных кто бы что ни говорил. Обязанность тушения пожаров разделяли все горожане, в том числе и работники адмиралтейской верфи.
На протяжении более века на Адмиралтействе строили суда. Даже крупный пожар случившийся там в царствование Екатерины II в 1783 году не помешал существованию верфи рядом с резиденцией российских монархов – Зимним дворцом. Хотя Екатерина, как рачительная хозяйка попыталась обезопасить себя и повелела перевести все производство поближе к морю и подальше от Зимнего дворца – в Кронштадт, но спустя 10 лет после ее приказа туда был переведен лишь канатный двор.
Здание Адмиралтейства которое мы с вами наблюдаем третье по счету, это здание застал, к слову, Александр Сергеевич Пушкин. Архитектор Андреян Захаров, первая треть 19 века. И это уже действительно центр города, и верфь наконец перенесена ниже по течению Невы. В здании осталось только руководство морским ведомством страны и мореходное училище.
Но вернемся в первую треть 18 века.
Пожары 1736-1737 и их последствия
После смерти Петра I многие противопожарные меры, которые при императоре неукоснительно соблюдались, были позабыты. И во время правления его племянницы Анны Иоанновны случились два опустошительнейших пожара в 1736 и в 1737 годах.
Рано утром 11-го августа 1736 года, при сильном ветре вспыхнул пожар в одном из домов на месте нынешней Почтамтской улицы. Огонь перебросило на соседние дома и к полудню вся местность между Невой, Мойкой и Невским проспектом – была охвачена пламенем.
За двое суток пожар уничтожил до тла более 100 жилых домов. В результате этого пожара 18-го сентября 1736 года последовал указ о постройке в этой части города каменных домов с обязательными 5 саженными (более 10 метров) разрывами. Кроме того подтвержден указ Петра Великого об устройстве при всех домах колодцев.
Тогда же последовал указ Сената о постройке брандмауэров. Для большей безопасности от пожаров предложено: "на каждом дворе к одной стороне, на ворота по пяти сажень: токмо притом и того смотреть, чтобы двои ворот вместе не пришли. Кровли на палатях делать без перелома и с обоих сторон кровель выводить каменные стены, выше кровель фута на три, которые могут во время пожарного случая с одного двора к другому огня не допустить". Сгоревший Мытный двор (он был около Полицейского моста) повелено было временно перевести на Сенную площадь.
Устройство рынка привело к необходимости в проведении нему особой "прошпективной" дороги положившей начало нынешней Садовой улицы. Погорельцы стали переселяться в район Сенной площади и далее, где возник новый район города – Коломна.
А год спустя, 23 июня 1737 года произошел грандиозный пожар между Мойкой и нынешней Миллионной улицей. От поджогов возгорания возникли одновременно с двух противоположных концов. В результате выгорело около 80 домов. После этого пожара последовало распоряжение о запрете содержания в центральных частях города кузниц, свечных лавок, складов пеньки, дегтя и пр.
Факт поджогов был подтвержден обнаружением на крыше одного из домов кубышки с порохом, фосфором и другими легковоспламеняющимися веществами.
Огнем была уничтожена значительная часть молодого Санкт-Петербурга: от Адмиралтейства до набережной реки Мойки. И эти пожары дали новый толчок развитию и расширению города.
По результатам пожаров город получил первую градостроительную комиссию. Учреждена Комиссия о Санкт-Петербургском строении. Можно сказать был разработан первый генплан застройки города. Возглавил комиссию талантливый немец инженер Б.Х. Миних. Фактическим исполнителем и автором перепланировки города был русский архитектор Еропкин. Его авторству принадлежит идея создать трезубец Нептуна, который по некоторым данным был задуман еще Петром Великим. От Адмиралтейства проложены прямые улицы-лучи, расходящиеся в стороны как трезубец Нептуна. Три улицы-луча с каждой из которых просматривается Адмиралтейство это Вознесенский проспект, Гороховая улица и главный проспект Петербурга Невский. Сейчас глядя на карту Петербурга вы легко заметите как от Адмиралтейства прямо идет Гороховая улица и немного в стороны расходятся Вознесенский и Невский проспекты.
С Невским проспектом связано множество интересных историй и легенд. Прогуляться по нему я приглашаю вас лично.
Если хотите узнать:
- как голуби подожгли здание храма в сердце Петербурга
- как пожарные блокадного Ленинграда тушили пожары без единой капли воды
- как менялся облик центра города в результате пожаров
- в какие рекордные сроки любимый архитектор императрицы построил роскошный дворец для её вельможи
- где при Петре I соблюдались строжайшие меры пожарной безопасности, а при Николае I случился самый большой за всю историю Петербурга пожар по количеству жертв и многое, многое другое связанное прямо или косвенно или совсем не связанное с историей пожарной охраны, но дающее объемное представление о жизни города и его обитателей.
Приходите, приезжайте на мою экскурсию "Были и небылицы "пожарного" Невского проспекта. От Главного Адмиралтейства до Большого Гостиного двора". Всегда рада делиться своими знаниями. Смело пишите мне в личные сообщения в соцсетях. Чтобы получать больше интересной информации подписывайтесь на группу вк, и в телеграм также.
Ну и следите здесь за продолжением рубрики #пожарный_путеводитель_по_Петербургу