ГБОУ города Москвы №2101
Использовать интерактивные задания по пожарной безопасности на уроке в 5 классе по предмету «Практикум по математике» я решилась не сразу. Курс математики в 5 классе основан на изучении простых и десятичных дробей, деления и умножения многозначных чисел. Задачи в современном учебнике строятся на сюжетах, использующих реальные цифры из различных областей окружающей действительности. Очень много примеров из географии (высота гор, глубина морей) и т.д.
Педагогическое наблюдение: детям нравятся большие цифры, необычные цифровые данные. Вообще, не только детям. Издавна вызывает повышенный интерес все необычное. Классический пример – интерес к произведениям Дж. Свифта о приключениях Гулливера и был основан на контрасте размеров, в том числе предметов быта.
И младшим подросткам нравятся «рассказы о героях» - это известно со времен Л.С. Выготского: «доминанта романтики». Эффективность методов обучения, основанных на соревновательности – тоже подкреплена учением Л.С. Выготского о доминантах. «Доминанта усилия» - подросткам нравится преодолевать себя, трудности. Д.Б. Эльконин выделял еще и потребность в самоутверждении.
Хотелось связать материал с актуальной тематикой, т.к. «Практикум по математике» предусматривает максимальную связь материала с реальной жизнью и волнующими школьника проблемами. Впереди – День пожарной охраны России, не так давно обсуждали Российский день спасателя. Тут важно отметить, что тема пожарных, спасателей обучающимся в нашей школе не кажется чем-то совсем необычным. Много ведется работы по пожарной профилактике, изучению героических страниц отечественной Пожарной охраны в школьном музее, многие дети участвуют в конкурсах творчества по данной теме.
Логично, что материал, отвечающий такому педагогическому запросу (интерактивная викторина, основанная на интересных цифрах, да еще и на пожарно-спасательную тематику) – нашлась на профильном ресурсе ВДПО.рф. Не доверять Всероссийскому добровольному пожарному обществу оснований нет, материал рассчитан на использование несовершеннолетними, поэтому был взят в работу.
Контент викторин «ПоЖЖЖарные цифры» и «МЧС в цифрах и фактах» оперирует цифрами. Подача материала несколько различается. И моим 5-классникам больше понравились «ПоЖЖЖарные цифры».
Не только потому, что узнали много нового, но и сама технология выполнения задания: у детей сейчас популярны так называемые «да-нетки», то есть игры, где надо дать ответ: «веришь // не веришь».
В данной викторине всего 6 вопросов, но каждый вызвал бурную дискуссию.
Первый же вопрос вызывает оживление. 30 кг – вес, который имеют некоторые ребята, которые сами его озвучили в полном удивлении: «Не, такого быть не может, им же там бежать, тащить спасенного человека, а вот со мной на спине это было б сложно, меня уже и папа не сажает на плечи, как в детсаду». В принципе, это повод и к элементам патриотического воспитания: пожарные России – настоящие богатыри, носители славных традиций героизма и силы, направленных на безопасность родной страны и ее граждан. И мотивация к занятиям спортом и физической культурой.
Вопрос 2: За секунду через пожарный рукав может пройти до 100 л воды. Верно?
Даже своей формулировкой не оставляет сомнений, что мы на уроке математики. Тут же реплика сильного ученика: «А он широкий? Я слышал, они разные по толщине. Через широкий больше пройдет». Подключается к дискуссии следующий ученик, которому всегда удается составить краткое условие задачи: «Мы не знаем скорость!».
Фото на кадре достаточно информативно, необходимости приносить реальный пожарный рукав с ПК в коридоре нет. Уточняем предметный вопрос – да, в данном случае для составления полноценной задачи нам не хватает данных. Остается только предположить. Кстати, с первого раза мы ошиблись. Но программа проинформировала: «Не угадали. Через пожарный рукав за секунду может пройти до сотни литров воды. Точное значение зависит от мощности используемого оборудования и диметра пожарного рукава», что в целом не противоречило выводам пятиклассников.
Вопрос 3 – о максимальной температуре, которую может выдержать защитная одежда. Опять же, есть с чем сравнить по фото в викторине. На фото 2 и фото 3 – абсолютно разные виды снаряжения, и это повод обсудить причину. Дети достаточно легко ее формулируют. «Очевидно, на разных пожарах может быть разная температура, вот если нефтяная скважина, автозаправка, это же жарче, чем просто сарай», - предполагает рассудительная девочка. Итак, у нас есть понимание, что на пожарах температура пламени, всей обстановки в очаге пожара может различаться в зависимости от того, какие материалы, в каком количестве, закрытое или открытое пространство. Остается выяснить с помощью дополнительных открытых источников температуру горения. Оказывается, даже дрова в костре – это уже как минимум 500℃. Температура при горении топлива на открытом воздухе – до 900℃. Значит, в нашем насыщенном автозаправками, гаражами мире пожарные должны иметь более надежную защиту. Выбираем ответ – наше предположение верно, такой теплоотражательный костюм выдерживает и до 1200℃, правда, не долго.
Вопросы 2 и 4 – из разряда интересных фактов, но в области практической математики важны как примеры исчисления времени. Так как у нас традиция – все географические объекты, упоминаемые в задачах, находить на глобусе и карте, находим Люхуангоу. Интересно, что эта информация нашла своего заинтересованного адресата – двое ребят изучают в кружке китайский язык и показали товарищам, как правильно произносится название этого угольного месторождения. Так как ответ содержит информацию по загрязнению окружающей среды, то попутно напоминаю о приближающемся экологическом празднике - Дне Земли 20 марта.
Двигаемся дальше. Вопрос 6 – о скорости надевания боевой одежды пожарного. Спорим, причем аргументировано, даже проверяем на обычной куртке. И это только куртка! Тут же звучат шутки о том, что некоторым в школьной раздевалке не мешало бы знать эти цифры, а то не в секундах, а в часах можно измерять из процесс одевания-раздевания, отсюда и опоздания. И вот тут ребята вспоминают факты из вопроса 1, о весе боевой одежды пожарного! 30 кг за 20 секунд надеть на себя… Это представляется им очень сложным. Почти нереальным. И, конечно, вызывает восхищение.
Управлять выбором поручила ребятам, причем на каждый вопрос мы общими усилиями выбирали одного из многих желающих.
Итого мы получили результат 5 из 6, и программа предложила нам следующую викторину на сайте ВДПО.рф: «МЧС России в цифрах и фактах».
А вот тут дело пошло труднее. Если в «ПоЖЖЖарных цифрах» очень многое адресовало к привычным форматам задач или давало пищу интересу, то эта викторина – явно для более старшего возраста. Но мы решили общими усилиями ее пройти до конца. Учитывая, что урок все же «Практикум по математике», на часть вопросов пришлось ответить вместе с ребятами. В целом она тоже оказалась полезной – современные дети не очень уверенно ориентируются в так называемой «ленте времени», им сложно восстанавливать цепь событий с позиции «раньше // позже // дольше».
Думаю, на фоне интереса ребят к деятельности пожарных и спасателей, есть смысл уже в рамках внеурочных занятий и досуговой деятельности поработать с викторинами данного раздела «Тесты и викторины» на сайте ВДПО.рф, например, при подготовке к тренировочной эвакуации.