Документ этот был далеко не единственным на тему противостояния огню. Всего лишь за пять лет в стране был принят целый набор важнейших документов, законодательно определяющих действия пожарных, а также повышающих их собственный статус.
Простая хронологя:
17 июля 1934 года – учреждено Главное управление пожарной охраны НКВД СССР.
7 апреля 1936 года – ЦИК и СНК СССР принимают «Положение о Государственном пожарном надзоре и о городской пожарной охране» (Постановление №52/654).
1937 год – в НКВД проводятся первые соревнования пожарной охраны, которые включали в себя и пожарно-прикладные упражнения.
12 февраля 1938 года – приказом НКВД Союза ССР № 101 был установлен День советской пожарной охраны (17 апреля).
28 июля 1938 года – приказом НКВД СССР №0192 объявлено постановление СНК за № 165/341 «О военизированной пожарной охране НКВД».
В 1939 году Комитетом по делам строительства при СНК Союза ССР утверждены «Общесоюзные противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий» (ОСТ 90015-39), регламентирующие требования пожарной безопасности в области строительства.
Появление в этом ряду документа, требующего создать в селах и деревнях добровольные пожарные дружины для охраны от пожаров общественной социалистической собственности, имущества колхозников и других граждан. Ответственность за выполнение этого постановления ложилось на сельские советы, которым и вменялось организация добровольных пожарных дружин.
Вообще, развитие пожарного добровольчества в сельской местности уходит своими корнями глубоко в историю. Еще в 1881 году семнадцатилетний князь Александр Дмитриевич Львов организовал на своей даче в Стрельне частную пожарную команду, которую оснастил по последнему слову техники того времени. И сделал он это не от хорошей жизни: незадолго до того в поселке произошли крупные пожары. А пока из города прибывали пожарные команды, тушить было уже нечего. У юноши появилась идея - создать пожарную часть в Стрельне. Он выпросил у матери 20 соток земли в юго-западной части имения - на даче Александровка - и построил там пожарную часть с высокой каланчой. Прошло 10 лет, опыт удался – пожаров стало заметно меньше и благодарные жители Стрельны поднесли князю Львову много подарков. Среди них были серебряная модель пожарной бочки и уникальная - "из чистого золота" - пожарная каска с гербом Стрельны. В этой каске князь Львов любил фотографироваться.
Понятно, что частную пожарную команду в Стрельне или, скажем, в Ульянке (усадьба графа Шереметева) едва ли можно назвать добровольной. Но вот с точки зрения решаемых задач, они вполне созвучны.
В отчетах Императорского соединенного пожарного общества значатся свыше 1400 сельских пожарных команд. Много это или мало для Российской империи – вопрос спорный. Однако хроника, которую исправно приводил в те годы журнал «Пожарное дело», свидетельствовала о том, что села и деревни горели по всей стране.
После революции новая власть в число первоочередных задач поставила борьбу с пожарами. Ленинский декрет появился практически в первых полгода советской власти. Но гражданская война, разруха, отсутствие толкового руководства отрицательно сказались на развитии пожарного дела. Россия продолжала гореть.
Причем по разным оценкам пожары сельской местности происходили в 15 (!) раз чаще, чем в городах.
Процессы коллективизации, строительство на селе крупных перерабатывающих предприятий в годы первых пятилеток заставили со всей серьезностью взяться за противопожарную оборону. Огонь наступал так быстро, что надо было обороняться…
На какие же конкретные действия было направлено постановление Совета народных комиссаров СССР «О пожарной охране сельских населенных пунктов»?
В документе предписывается всем органам власти на селе заняться организацией добровольных пожарных дружин. При этом подчеркивается, что членами таких дружин могут быть все трудоспособные граждане данного населенного пункта. Более того, трудоспособные граждане, не входящие в добровольные пожарные дружины, принимают участие в противопожарных мероприятиях в особом порядке, указанном в настоящем Положении.
Там, где есть необходимость, сельсоветы, в соответствии с решениями общих собраний колхозников, могут организовать объединенную пожарную охрану для нескольких населенных пунктов, расположенных на территории одного сельского совета, с отнесением на них всех расходов на противопожарные мероприятия пропорционально наличию дворов в этих населенных пунктах.
Сельские советы, в зависимости от размеров населенных пунктов и местных особенностей, совместно с органами государственного пожарного надзора НКВД СССР, устанавливают обязательное для каждого населенного пункта количество общественного противопожарного инвентаря (автонасосы, мотопомпы, ручные насосы на ходах, насособочечные хода, лестницы и т.д.).
Для хранения противопожарного инвентаря сельские советы, по указанию органов государственного пожарного надзора НКВД СССР, должны выстроить или оборудовать пожарные депо (сараи).
Важным моментом в документе было прямое требование:
«Все трудоспособные граждане, достигшие 18-летнего возраста, обязаны принимать активное участие в предупреждении пожаров и борьбе с пожарами на селе. В каждом дворе должен находиться постоянно в исправном состоянии установленный сельсоветом один из видов пожарного инвентаря».
При возникновении пожара каждый трудоспособный, достигший 18-летнего возраста, проживающий в данном населенном пункте, обязан немедленно явиться к месту пожара с соответствующим противопожарным инвентарем и под руководством начальника добровольной пожарной дружины (руководителя пожаротушения) принять активное участие в тушении пожара.
При каждом пожарном депо (сарае) на пожароопасный период устанавливается круглосуточное поочередное дежурство всех трудоспособных граждан, достигших 18-летнего возраста.
Выделение на дежурство в пожарном депо (сарае) колхозников производится правлениями колхозов, а очередность дежурств остальных граждан устанавливается сельскими советами.
Интересно, что обязанности, возлагаемые на дежурных, мало чем отличались от сегодняшних:
- охрана пожарного депо (сарая), противопожарного инвентаря и уход за дежурными лошадьми;
- наблюдение за населенными пунктами с целью своевременного обнаружения начала пожара;
- в случае возникновения пожара своевременное поднятие тревоги и выезд на место пожара с необходимым пожарным инвентарем.
Уже тогда правление колхоза, как главный хозяйствующий субъект, обязано было осуществить пожарно-техническую подготовку начальника дружины на специальных курсах, организуемых органами пожарной охраны НКВД за счет отчислений от страховых платежей по обязательному окладному страхованию.
Были прописаны в постановлении и меры поощрения пожарных добровольцев, и порядок оказания помощи в случае смерти члена добровольной пожарной дружины при работе по тушению пожара, а также на практических занятиях, следовании на пожар и обратно.
Практическая часть постановления совсем скоро – 22 марта 1940 года – была усилена и уточнена Типовым уставом добровольного пожарного общества. И процесс, как теперь говорят, пошел. Но реализовать намеченое до конца так и не удалось – началась война.
В послевоенный период основные принципы создания добровольной пожарной охраны кардинально не изменились. Так же, как и прежде, государство не могло обеспечить защиту села от пожара силами штатных подразделений, но способствовало развитию пожарного добровольчества на местах, где основная роль в организации деятельности и материально-техническом оснащении возлагалась на местные власти или сельхозпредприятия, под общим руководством органов государственной власти. И в советский период добровольные пожарные также доказали свою необходимость и эффективность.
В настоящее время предпосылки организации добровольной пожарной охраны несколько изменились – в селах практически отсутствуют крупные частные домохозяйства, промышленные и сельхозпредприятия пришли в упадок, подавляющая часть трудоспособного населения покидает села и деревни. В данных условиях на первую роль в развитии пожарного добровольчества выходит участие органов местного самоуправления, а именно – администраций муниципальных образований сельских поселений. Именно глава сельского поселения, знающий свою территорию, понимающий заботы и нужды местных жителей и искренне болеющий за улучшение их условий жизни, способен сагитировать и организовать местных граждан в добровольную пожарную команду и представлять интересы добровольцев перед другими сторонами, принимающими непосредственное участие в организации добровольной пожарной охраны.
Огромным толчком в развитии пожарного добровольчества в наше время стал ФЗ 100 «О добровольной пожарной охране». Не смотря на то, что реализация его, особенно на первом этапе, шла по хорошо знакомому принципу – нарисуем – будем жить – сделать удалось не мало.
Вот лишь несколько примеров.
На территории Архангельской области осуществляют свою деятельность пять районных общественных учреждений пожарной охраны и одно региональное общественное учреждение «ДПК ВДПО Архангельской области» в состав которых входят 115 территориальных подразделений ДПО (ДПК ВДПО Архангельской области – 70 территориальных подразделения) общей численность 520 добровольных пожарных.
В той же Архангельской области деревни Березонаволок и Верхняя Уфтюга в качестве мест расположения пожарных команд были выбраны не случайно. В деревнях имеются такие социально значимые объекты как дом культуры, детский сад и средняя школа и проживает 166 и 341 человека соответственно. Вместе с другими населенными пунктами в округе, общая численность превышает 600 человек.
Местные добровольцы построили гараж, в котором занял свое законное место бывалый пожарный автомобиль АЦ-30(66), подвели освещение и отопление. Теперь пожарная автоцистерна постоянно находится в рабочем состоянии, заправлена водой и укомплектована пожарно-техническим вооружением, предоставленным «ДПК ВДПО Архангельской области».
Пожарная команда в деревне Верхняя Уфтюга создавалась в 2013 году, на примере дер. Березонаволок. Численность добровольных пожарных составляет пять человек. Для размещения пожарной техники был выделен гаражный бокс в муниципальном гараже, теперь автоцистерна не хранится на улице, а находится в исправном и заправленном состоянии, готовая в любое время выехать по тревоге.
Согласно договора о совместной деятельности, заключенном между МО «Верхнеуфтюгское» и «ДПК ВДПО Архангельской области» сельское поселение из своего бюджета несет расходы по ремонту пожарных депо, оплате коммунальных платежей, заправке пожарной техники топливом и оплате телефонов старших добровольных пожарных. Ежегодные расходы сельского поселения по поддержке добровольных пожарных команд составляют около 200 тысяч рублей. Но эти затраты оправдывают себя. Выезжать на пожары добровольным пожарным приходится нечасто. Например, с 2013 по 2017 г.г. бороться с огнем добровольцам приходилось только 10 раз. Но тем и отличаются пожары в сельской местности от городских, что каждый пожар грозит уничтожением целой деревни, если помощь не придет в самые первые минуты.
А вот еще один подход к развитию ДПО в сельской местности – использование различных грантов.
Актуальность темы определена в Посланиях Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации:
«…существующая система пожарной безопасности не в полной мере обеспечивает необходимый уровень защищенности граждан, минимизации потерь от пожаров, что негативно сказывается на социально-экономическом развитии страны».
Более половины всех пожаров в Вологодской области происходят в сельской местности, гибнут люди, «сгораю» десятки миллионов рублей. Региональное общественное учреждение пожарной охраны "Добровольная пожарная команда Вологодской области" приняла участие в конкурсе Президентских грантов. Проектом предусматривалось повышение уровня пожарной безопасности в сельских населенных пунктах Вологодской области, в которые время прибытия первого пожарного подразделения превышает нормативные 20 минут. В связи с этим, в данных населенных пунктах было спланировано создание 5 добровольных пожарных дружин, привлечение в ряды пожарных добровольцев 45 граждан, в возрасте 18 лет и старше, различных социальных слоев и профессий, из числа работающего населения и пенсионеров, имеющих активную жизненную позицию, а также их оснащение средствами для участия в профилактике и тушении пожаров, оказании помощи населению.
В конкурсных материалах говорилось:
«Проведенная работа позволит обеспечить прикрытие в общей сложности 38 населенных пунктов, общей численностью 3218 человек и обеспечить повышение пожарной грамотности не менее 3000 человек».
Работа по развитию пожарного добровольчества продолжается, в том числе и с участием Всероссийского добровольного пожарного общества.