События в российских городах, которые подвергаются атакам ВСУ, стали серьезной проверкой для отечественной системы гражданской обороны. Большое влияние на функционирование ГО и методы её работы оказывает государственно-правовое сопровождение специальной военной операции. Согласно 28 ФЗ «О гражданской обороне», ведение гражданской обороны на территории всей России или отдельных её регионов начинается лишь после объявления Президентом военного положения и введения в действие Плана гражданской обороны и защиты населения и территорий. До тех пор органам, уполномоченным на решение задач в области ГО, приходится решать «специфические» задачи по защите людей и имущества исключительно силами и средствами «мирного» времени.
Одной из важнейших задач ГО является оповещение. Во многом именно своевременное доведение достоверной информации об угрозах способно минимизировать или вовсе предотвратить жертвы среди гражданского населения.
Но не всегда всё бывает так просто…
Сегодня методы и способы оповещения населения методично совершенствуются в рамках системы РАСЦО*. По всей стране устанавливают новые сирены и громкоговорители, развиваются системы связи между пунктами управления и местными ЕДДС*, нормально заработало мобильное приложение МЧС России, тестируется возможность подключения к РАСЦО «умных» домофонов. Однако порой итоги этой колоссальной работы нивелируются (саботируются?) сразу несколькими серьезными факторами.
Среди них:
- отсутствие внятной нормативной документации, которая определяет перечень возможных опасностей, список подаваемых сигналов оповещения и действия населения по этим сигналам;
- мошенники, которые желают нажиться на чужой беде.
Наиболее дурной квинтэссенцией всех этих факторов стало появление различных специализированных телеграм-каналов, которые берут на себя функции оповещения населения. Среди официальных ресурсов можно выделить каналы губернаторов, местных органов исполнительной власти, региональных главков МЧС. Однако их число ничтожно в сравнении с огромной когортой анонимных телеграм-каналов, которые за благородной ширмой «оповещения» фактически обогащаются на страхе наших соотечественников. Объединяет все эти каналы хаотичное появление новых сигналов оповещения, которые не регулируются никакими нормативными актами. Интернет заполонили «срочные сирены», «режимы тишины», «гражданские тревоги» и десятки разных «опасностей». Мало кто задумывается, что подобный полёт фантазии приводит к замешательству населения, пренебрежению к сигналам оповещения, неверной оценке опасностей и, как следствие, к неоправданным материальным потерям и даже человеческим жертвам.
Позднее "Общество содействия Гражданской обороне" выпустит специальное заявление, в котором подробно осветит вредительскую деятельность неофициальных телеграм-каналов по оповещению населения, раскроет их коммерческую суть и назовет конкретных лиц, наживающихся на чужой беде.
Пока же мы предлагаем изучить историю вопроса. Когда впервые в нашей стране появились сигналы оповещения населения? Как новые веяния времени отражались на системе оповещения местной противовоздушной и гражданской обороны? С каким багажом современная система гражданской защиты вошла в XXI век? Об этом наш сегодняшний материал.
Статья сопровождается кратким списком источников и литературы.

Активное применение авиации в годы Первой мировой привело к перевороту в мировой военной науке. Итальянский военный теоретик 1920-х Джулио Дуэ отводил новому оружию решающую роль в грядущих войнах будущего. Неудивительно, что параллельно развитию авиации активно развивались и способы защиты от неё. Первые административные меры Союза ССР по защите населения от воздушной опасности изучены слабо. В 1925 году Постановлением СНК СССР вдоль границ страны была введена «угрожаемая 500-километровая полоса». Само Постановление во многом касалось только инженерно-технических мероприятий, освещалась ли там тема оповещения - неизвестно.
В Красной Армии вопрос борьбы подразделений с вражескими самолетами впервые был подробно описан во «Временной краткой инструкции по противовоздушной обороне войск» от 1928 года. Новый документ утверждал разделение ПВО войск на «активную» (самолеты, зенитная артиллерия), «вспомогательную» (служба воздушного наблюдения, оповещения и связи «ВНОС») и «пассивную» (маскировка, ликвидация последствий воздушных налетов). Важное место в системе ПВО войск отводилось системе оповещения:
§ 11. Для своевременного оповещения войск о приближении воздушной опасности устанавливается звуковой сигнал «воздушная тревога»

В 1932 году в целях «эффективной противовоздушной обороны тыла страны» была создана система Местной ПВО. Важнейшая задача новой структуры, оповещение населения, возлагалась на армейскую службу ВНОС и штабы категорированных по МПВО городов-пунктов. Наблюдатели должны были сообщать о приближении вражеской авиации, штабы МПВО принимали решение на подачу «воздушной тревоги». Если посты ВНОС фиксировали применение химического оружия, сигналы оповещения давались локально.
Тогда же, в 1930-е, появилось понятие «Угрожаемое положение». Режим «УП» должен был вводиться штабами МПВО непосредственно при начале боевых действий или при появлении опасности вражеских бомбардировок. В каждом городе с введением «УП» начальник штаба МПВО регламентировал подаваемые в случае опасности сигналы оповещения и порядок действий по ним.
Не позднее 1934 года был расширен список сигналов оповещения населения. Компанию «ВТ» составили «химическая опасность» и единый сигнал «отбой».
Накануне войны, в 1939 году, формулировки были несколько изменены. В пособиях появляется локальный сигнал оповещения «пожарная тревога». «Химическую опасность» заменила «химическая тревога». Посты ВНОС подавали этот сигнал частыми ударами в металлические предметы.
Именно с таким набором сигналов МПВО СССР встретила 22 июня 1941 года.
В приграничных городах-пунктах МПВО и Москве «Угрожаемое положение» было введено в первой половине дня. Где-то, как например в Крыму, оно вводилось одновременно с разрывами первых авиационных бомб. Позднее, когда линия фронта откатывалась всё дальше на восток, «УП» вводилось в городах, попадающих в зону досягаемости немецких бомбардировщиков.
Об угрозе воздушного нападения гражданское население оповещалось прерывистыми гудками электросирен, короткими гудками фабрик и паровозов. Сигнал дублировался по радиотрансляционной сети звуком сирены и голосовым обращением «Граждане, воздушная тревога!».
Отбой воздушной тревоги производился только по личному распоряжению начальника МПВО города и сопровождался передачей по радио голосового обращения: «Граждане, угроза воздушного нападения миновала, отбой!».

Великая Отечественная война закончилась. В атомную эпоху система МПВО входила с богатым, но стремительно устаревающим опытом. Появление новых типов вооружения и способов их доставки кардинально меняло облик грядущей войны и, конечно, требовало пересмотра подходов к защите тыла страны. В 1955-1956 годах началась масштабная перестройка системы МПВО СССР.
«Советские люди, занятые мирным созидательным трудом, ни на минуту не забывают о стремлении реакционных кругов некоторых империалистических стран развязать новую войну, использовать в качестве оружия массового уничтожения атомную энергию».
Существенно менялись подходы к защите населения: возрастание мощности атомных зарядов делало бессмысленным укрытие населения в защитных сооружениях категорированных городов. Теперь одним из главных способов спасения людей становились рассредоточение и заблаговременная эвакуация.
Старт к серьезной перестройке системы оповещения МПВО дали события июля 1956 года. В период между 4 и 10 июля иностранные самолеты неоднократно нарушали воздушные границы Советского Союза. Проведенная проверка вскрыла серьезные недостатки в организации работы МПВО страны.
В частности, Приказ начальника МПВО РСФСР от 16 июля 1956 года гласил:
«В ряде штабов МПВО краев, областей и городов, в связи с низкой оперативной готовностью командных пунктов и неудовлетворительным несением службы оперативными дежурными, данные по воздушной обстановке принимались не полностью, обрабатывались несвоевременно, представлялись руководству МПВО на места и вышестоящим штабам с большим опозданием или вообще не докладывались».
Постановлением Совмина СССР от 14 апреля 1956 года №468-280, директивой Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР от 31 мая 1956 года №30808 и Приказом Министра МВД СССР от 19 июля 1956 года №00233 взамен инструкции от 7 мая 1952 года в действие вводилась новая «Инструкция по оповещению местной противовоздушной обороны страны об опасности нападения с воздуха и объявлению «Воздушной тревоги».
В условиях грядущей атомной войны в кратчайшие сроки предупредить всю территорию страны о приближающейся опасности могла только жестко централизованная и многократно продублированная система передачи информации. От скорости поступления сигналов теперь зависели судьба страны и жизни десятков миллионов советских граждан.
Оповещение МПВО об опасности нападения с воздуха с 1 сентября 1956 года целиком возлагалось на войска Советской Армии и Военно-Морской флот. Оповещение штаба МПВО страны и штаба МПВО РСФСР осуществлялось с Командного пункта Главкома ПВО, оповещение штабов МПВО республик, краев, областей и категорированных городов возлагалось на командующих военных округов и округов ПВО. Параллельно информация дублировалась по средствам связи системы МПВО во всех направлениях (снизу вверх, сверху вниз, соседям). Передача информации осуществлялась по радио в радиосетях оповещения, через радиотрансляционные сети и по прямой телефонной линии. Оповестить офицеров МПВО и должностных лиц о начале войны и внезапном нападении с воздуха должны были двумя кодовыми словами - «Стрела» и «Ракета».
Уже в военное время штабы Советской армии, ВМФ и МПВО должны были постоянно обмениваться взаимной информацией о действиях авиации противника, о случаях применения противником средств массового поражения и последствиях нападения с воздуха.
«11. Объявление воздушной тревоги и отбоя воздушной тревоги для населения, объектов промышленности, Министерства обороны СССР, транспорта и других министерств и ведомств осуществляется:
- для городов, населенных пунктов и отдельно стоящих категорированных объектов, где имеются на обороне соединения (части) войск ПВО страны и ПВО Военно-морского флота не ниже полка, - соответствующими начальниками МПВО по указанию командира соединения (части), обороняющего этот город, населенный пункт, объект;
- для городов, населенных пунктов и отдельно стоящих объектов, где не имеется на обороне соединений (частей) ПВО, - начальниками МПВО этих пунктов и объектов на основе получаемого оповещения или по распоряжению вышестоящего штаба МПВО.
Сигнал «Воздушная тревога» вводится при возникновении непосредственной угрозы нападения. Время упреждения для подачи сигнала «ВТ» устанавливается заблаговременно».
Подача сигнала «Химическое нападение» возлагалась, судя по всему, на начальников Местной ПВО областей, городов и категорированных объектов. Сам список сигналов оповещения населения при этом не менялся с 1930-х, однако в новых условиях старые формулировки получали новое содержание. Например «Воздушная тревога» теперь автоматически включала в себя опасность применения атомного оружия. А вот зловещее напоминание из диафильма 1956 года: в случае применения атомного оружия оповещение по сигналу «Химическое нападение» должен был заменить сам атомный взрыв.
Всего по состоянию на 1956 год оставалось четыре сигнала МПВО:
«Воздушная тревога»
«Химическое нападение»
«Отбой воздушной тревоги»
«Отбой химического нападения»
В 1960 году всесоюзное министерство внутренних дел было упразднено. Система МПВО была де-факто разогнана, а её остатки переданы под командование военных. На этом фундаменте 13 июля 1961 года была создана система Гражданской обороны СССР. Первым Начальником Гражданской обороны СССР стал Маршал Советского Союза В.И. Чуйков.
Развитие новейших средств доставки ядерного оружия определило магистральное направление строительства системы ГО СССР: отныне грядущая война характеризовалась как «ракетно-ядерная». Исключительную роль стал играть фактор времени: советские пособия по гражданской обороне открыто признавали, что новейшие американские ракеты «земля-земля» могли достигнуть любой точки СССР в течение получаса. Ракетам «Поларис» для этого требовались «буквально считанные минуты».

Где-то в начале 1960-х завершилась история термина «Угрожаемое положение». В профильной литературе его сменил «Особый период». В массовой литературе стал активно использоваться оборот «При угрозе нападения». Суть оставалась неизменной: короткий промежуток времени перед ядерным ударом.
В 1965 или 1966 году был утвержден новый список сигналов ГО. В нем попытались отразить все возможные опасности грядущей войны:
Воздушная тревога
Закрыть двери защитных сооружений
Отбой воздушной тревоги
Химическое нападение
Бактериологическое заражение
Угроза радиоактивного заражения
Радиоактивное заражение
Год спустя, в 1967 году, на свет появился сигнал «Угроза затопления». Читатели могут не смущаться: никакого отношения к обычным паводкам он не имел. Сигнал «Угроза затопления» подавался в населенных пунктах, попадающим в зону катастрофического затопления при разрушении ядерным оружием различных гидротехнических сооружений: дамб, плотин, шлюзов. Одна из памяток 1960-х годов сохранила для нас видение возможной катастрофы:
«Возникшая огромной силы водяная волна может затопить большие площади, силой напора воды могут быть разрушены здания, могут выйти из строя сооружения коммунального хозяйства, находящиеся в зонах затопления и питающие город электроэнергией, водой, газом. Население города останется без света, воды, топлива».
Не менее интересен сигнал «Закрыть двери защитных сооружений». Он должен был централизованно подаваться спустя несколько минут после объявления «Воздушной тревоги». По этому сигналу допуск людей в убежища прекращался, а защитные двери наглухо закрывались. Тем, кому не повезло, предстояло укрываться в приспособленных укрытиях или в складках местности.
Судьба этого сигнала оказалась недолгой. С дальнейшим развитием американских баллистических ракет советская гражданская оборона больше не могла рассчитывать даже на упомянутые выше «полчаса». Финальный акт третьей мировой войны мог быть настолько стремительным, что только заблаговременная эвакуация и укрытие людей давали шанс на спасение.
Во избежание опасных заблуждений здесь стоит сделать важную ремарку. Советская военная доктрина предполагала, что первая фаза грядущего противостояния будет характеризоваться применением преимущественно обычных средств поражения. До ядерного удара советская гражданская оборона имела как минимум несколько дней (при худшем сценарии несколько часов) для завершения эвакуационных и мобилизационных мероприятий. Встречать начало ядерной войны население категорированных городов должно было на приемных эвакуационных пунктах за пределами зон сильных разрушений.
Проблема своевременного оповещения при внезапном нападении касалась в первую очередь работников предприятий и организаций, которые должны были продолжить свою работу даже в условиях применения ядерного оружия.
Застой брежневского периода отразился и на системе гражданской обороны. Население страны становилось все более инертным и пассивным, интерес простых граждан к гражданской обороне неумолимо снижался. Не помогала даже «морально-политическая подготовка», которая без устали рассказывала о катастрофических последствиях возможного противостояния двух систем. Зачастую это имело ровно обратный эффект: какой смысл от подготовки по гражданской обороне, если ядерная война грозит смертью всему человечеству?
Эти общественные тенденции приводили к выхолащиванию методической основы гражданской обороны, уменьшению объема преподаваемых знаний.
В конце 1970-х было принято решение вдвое сократить список сигналов ГО. Вместо восьми сигналов оповещения осталось всего четыре:
Воздушная тревога
Отбой воздушной тревоги
Радиационная опасность
Химическая тревога
В таком виде этот список просуществовал до 1988 года. Последним массовым изданием для населения, на страницы которого они попали, было седьмое издание памятки «Это должен знать и уметь каждый».
30 июля 1987 года вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №816-312 «О мерах по коренной перестройке системы Гражданской обороны». Постановление возлагало на систему ГО задачи по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени. Авария на Чернобыльской АЭС и события в Ионаве заставили в короткие сроки пересмотреть наполнение имеющихся сигналов оповещения. После 1986 года «Радиационная опасность» стала подразумевать не только выпадение радиоактивных осадков вследствие массированных ядерных ударов, но и заражение местности при авариях на атомных электростанциях. «Химическая тревога» могла подаваться при авариях на химически опасных предприятиях с выбросом СДЯВ.
Изменения международной политической обстановки и череда различных катастроф подгоняли процесс переориентации системы ГО на мирное время. Значимое событие этого периода - появление сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ».
Более шестидесяти лет вой сирен должен был предупреждать только об угрозе воздушного или ракетного нападения. Директива Начальника ГО СССР №ДНГО-013 от 12.10.88 и вышедшая в 1990 году массовая памятка «Знай и умей» утверждали новую концепцию оповещения: теперь громкие звуки должны были предварять каждое сообщение Гражданской обороны. Услышав вой сирен, гражданам было необходимо прослушать передаваемое по телевидению, радио или радиотрансляционной сети сообщение о чрезвычайной ситуации или стихийном бедствии. Никакие специальные сигналы населению запоминать больше не требовалось, да и сами сигналы оповещения ГО приобретали какие-то странные и размытые формы…
Заслуживает внимания памятка штаба ГО Башкирской АССР 1990 года. Брошюра приводит список всех возможных оповещений:
"Внимание всем"
1) В мирное время (в ЧС)
· при аварии на АЭС
· при аварии на химически опасном объекте
· при наводнении
2) В военное время
· при воздушной опасности
· при отбое воздушной тревоги
· при угрозе радиоактивного заражения
· при угрозе химического заражения
Удивительно, но эта маленькая и невзрачная книжица смогла отразить в себе яркие особенности смешения двух разных эпох. Касается это в первую очередь чехарды формулировок (некоторые логические ошибки перекочевали в памятки прямиком из Директивы НГО СССР от 12.10.1988). Воздушную тревогу заменила воздушная опасность (при этом текст обращения говорит о тревоге, и тревоге дается отбой!), вместо фактической информации о заражении местности даются лишь угрозы. Впрочем, новая эпоха вымарала из массовых памяток даже эти робкие упоминания об опасностях военной поры.

Развал Советского Союза система гражданской обороны восприняла очень болезненно. Новая Россия воевать ни с кем не собиралась, и система защиты населения от военных опасностей ей оказалась больше не нужна. Многочисленные потрясения и катаклизмы определили новый вектор развития отечественной ГО: отныне все внимание уделялось только вопросу защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Создание и развитие МЧС России сопровождалось постепенным приращением к нему все новых и новых структур. Каждая такая метаморфоза приводила к появлению у Министерства новых задач и обязанностей, увеличению штатов и катастрофической текучке кадров. Зачастую на места высококлассных специалистов по ГО попадали бывшие общевойсковые офицеры без специальной подготовки («сапоги») или пожарные, совершенно некомпетентные в вопросах защиты населения в условиях боевых действий.
Ещё более болезненным для системы гражданской обороны оказалось разделение в 2000-х годах полномочий между региональными главками МЧС и уполномоченными органами исполнительной власти. Это привело не только к распылению оставшихся кадров, но и к затяжному вялотекущему бюрократическому противостоянию между родственными структурами.
В этих условиях про оповещение населения вспоминали редко. Среди массива литературы и многочисленных нормативных актов подчас терялась сама суть вопроса, ускользал список реальных угроз. Большинство памяток последних десятилетий предпочитали вообще не затрагивать эту важную тему, ограничиваясь дежурными напоминаниями про сигнал «Внимание всем».
В качестве рубежной точки в истории сигналов оповещения можно выбрать 2017 год, памятку МЧС под редакцией О.Л. Мануйло. Ретроспективно можно предположить, что именно этот список был актуален в 2000-е годы.
· «Внимание всем»
· Воздушная тревога
· Радиационная опасность
· Химическая тревога
· Угроза катастрофического затопления
· Единый сигнал «Отбой»
Причем сигнал «Угроза катастрофического затопления» после развала СССР приобрел сугубо мирное значение. Он должен был подаваться при опасном повышении уровня воды в ходе чрезвычайных ситуаций (например паводка).
В марте 2020 года существовавший приказ, регламентирующий список сигналов оповещения, был заменен новым закрытым нормативным актом. О том, как доводить его положения до служащих и населения, сказано не было.
Начало СВО явно продемонстрировало всю ошибочность данного решения.
После участившихся обстрелов российских городов проблема оповещения населения поднялась в полный рост. За два года появились новые опасности, прежде не затронутые наукой защиты населения. Далеко вперед шагнули и технологии: теперь небольшой смартфон спокойно может заменить и телевизор, и радиотрансляционную точку. Но при этом так и не появилось четкого и конкретного ответа на вопрос как, кого и о чём оповещать.
Этот главный вопрос для многих ответственных должностных лиц остается неразрешенным даже сейчас.Такое положение вещей заставляет людей обращаться к альтернативным источникам информации. На дрожжах людского страха стали расти и развиваться десятки телеграм-каналов, занятых якобы «оповещением населения». Иногда за этим благородным предлогом кроется банальная жажда наживы, иногда - что хуже - коварный замысел противника. Через «открытые чаты» вражеская разведка собирает данные о нанесенном уроне, анализирует работу российских систем ПВО, отслеживает деятельность служб спасения и настроения граждан. Ложные тревоги, которые даются этими каналами по пустякам, внушают людям инфантильное отношение к возможным угрозам.
Несмотря на долгие годы простоя, российская система гражданской защиты все-таки адаптируется к опасностям новой эпохи. Развиваются региональные системы централизованного оповещения, завоевывает популярность приложение «МЧС России», растет грамотность населения по вопросам гражданской обороны, в самой системе ГО появляются люди с реальным «боевым» опытом.
Но этого все еще недостаточно.
Противоречия, которые копились десятилетиями, с началом СВО никуда не исчезли, а местами даже усугубились. Решение этих сложнейших вопросов сейчас должно стать важнейшей задачей руководства нашей страны.
Иван Феоктистов. «НШГО», 2024
***
Список сокращений:
РАСЦО - Региональная автоматизированная система централизованного оповещения
ЕДДС - Единая дежурно-диспетчерская служба
Список некоторых использованных источников и литературы (в хронологическом порядке):
Временная краткая инструкция по противовоздушной обороне войск / коллектив авторов - М.: Центральная типография НКВМ, 1928. - 19 с.
Боевые отравляющие вещества / А.И. Картамышев - М., Ташкент: СОАГИЗ, 1934. - 112 с.
Противовоздушная и противохимическая оборона (пособие для групп самозащиты) / Г.В. Литвинов - Сталинабад: Госиздат Таджикистана, 1941. - 66 с.
Группа самозащиты. Учебное пособие / под ред. Н.С. Перелыгина - М.: Воениздат, 1951. - 192 с.
Памятка населению по защите от атомного, химического и бактериологического оружия / коллектив авторов - Тушино: Издательство ДОСААФ, 1956. - 64 с.
Учебное пособие по МПВО / под ред. В.Д. Москалева, В.П. Синицына, А.С. Тертычного - М.: Издательство ДОСААФ, 1956. - 224 с.
Постановление Совмина СССР от 14 апреля 1956 №468-280, Приказ начальника МПВО РСФСР от 16 июля 1956, директива Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР от 31 мая 1956 года №30808 и Приказом Министра МВД СССР от 19 июля 1956 года №00233 (ОГАОО Ф.2329 Оп.1 Д.80 Л. 1-59)
Как защищаться от оружия массового поражения / Ю.А. Лебедева, В.Д. Москалев, С.В. Чуков, В.И. Чумаков - М.: Воениздат, 1962. - 32 с.
Обязанности населения по гражданской обороне и правила поведения в условиях нападения противника / К.Г. Котлуков, В.Д. Москалев - М.: Издательство ДОСААФ, 1966. - 56 с.
Действия населения по сигналам гражданской обороны в городе / под ред. Г.П. Исакова - М.: Издательство ДОСААФ, 1967. - 32 с.
Учебно-методическое пособие по подготовке руководящего и командно-начальствующего состава гражданской обороны / под ред. Д.А. Крутских - М.: Воениздат, 1978. - 168 с.
Гражданская оборона. Учебное пособие / А.П. Зайцев, А.В. Коржавин, А.И. Корнеев и др. Под ред. А.Т. Алтунина - М.: Воениздат, 1982. - 192 с.
Это должен знать и уметь каждый: Памятка для населения / (5-е изд., испр.) коллектив авторов - М.: Воениздат, 1983. - 64 с.
Это должен знать и уметь каждый: Памятка для населения / (8-е изд., испр.) коллектив авторов - М.: Воениздат, 1987. - 94 с.
Сигналы гражданской обороны и действия населения. Выписка из Директивы Начальника ГО СССР №ДНГО-13 от 12.10.1988 (плакат)
Памятка населению по гражданской обороне / коллектив авторов - Уфа: Уфимская городская типография №1 Госкомиздата БАССР, 1990. - 12 с.
Знай и умей: Памятка для населения / под ред. В.М. Кожбахтеева - М.: Воениздат, 1991. - 47 с.
Памятка по гражданской обороне / под ред. О.Л. Мануйло - М.: МЧС России, 2017. - 108 с.