Высочайшая вершина Европы - гора Эльбрус, или, как ее называют местные народы, Минги-Тау, Ошхамахо - вот уже почти два столетия привлекает внимание любителей гор: альпинистов, скалолазов, туристов, горнолыжников. По-прежнему интересует ледовый исполин и ученых. Если после первовосхождения, в 1829 году и до конца XIX века, число экспедиций едва превысило десяток, то уже в 20-е годы XX века на склоны Эльбруса вышли тысячи восходителей. Массовые советские альпиниады собирали в Приэльбрусье одновременно до трех тысяч участников.
Быстрый рост популярности, массовость связанны, прежде всего, с тем, что необыкновенная красота горных пейзажей оказывается вполне доступной для людей физически крепких и не обладающих специальными навыками. Однако низкая категория сложности - 2А - таит в себе и множество серьезных опасностей. Характер Эльбруса коварен, и каждый год гора уносит немало жизней.
Как и любая гора, Эльбрус имеет склоны. Наиболее выраженные – северный и южный. Собственно именно они и придают двуглавому исполину особую привлекательность и узнаваемость очертаний не только вблизи, но и на расстоянии в сотни километров: из степей Ставрополья, Кавминводских предгорий, равнинных районов Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.
Так уж случилось, что именно юг Эльбруса стал излюбленным местом отдыха туристов, альпинистов, горнолыжников, да и просто любителей побродить среди красот величественных гор. Более ста лет развивается на южных склонах инфраструктура активного отдыха в Приэльбрусье. Сегодня это маленькие уютные гостинцы и гиганты-отели, развитая сеть канатных дорог и многое другое. Отсюда и самый комфортный маршрут на Эльбрус, доступный и понятный.
Совсем другое дело – север… Районов северных склонов Эльбруса пока не коснулась цивилизация, и север может похвастаться еще относительно «дикими» красотами. Здесь нет тёплого туалета, нет сервиса «все включено», но здесь есть чувство единения с природой. Итак, Джилы-Су.
НАША СПРАВКА
Урочище Джилы-Су в Зольском районе Кабардино-Балкарии расположено у подножья северного склона Эльбруса. Его особенность – большое количество термальных источников и водопадов. Не случайно Джылы Суу с карачаево-балкарского языка переводится как «теплая вода». Вода эта с древних времен используется местными жителями в лечебных целях. Удивительные свойства ее подтверждены и современными исследованиями. Однако до последнего времени уникальные бальнеологические свойства термальных источников в этом районе использовались стихийно, что приводило к загрязнению территории, особенно при большом скоплении людей в разгар сезона.
Чуть выше тёплых источников, вверх по реке Кызыл-Кол, расположен самый крупный (40 м) водопад урочища Джилы-Су — водопад Сылтран-Су (Султан-Су). Есть в урочище и другие водопады — Кызылкол-Су, Каракая-Су (Тузлук Шапа) и Гитче Чучхур (Эмир).
В целом же Джилы-Су – до сих пор не тронутое цивилизацией место, где девственная красота природы в сочетании с лечебными нарзанами представляет собой мощнейшую площадку для развития массового туризма и альпинизма.
Восхождения на Эльбрус по северному склону в последние годы притягивает к себе все больше и больше поклонников.
Именно с поляны Ирахик-Сырт, или как еще ее называют Поляна Эммануэля, с высоты 2 568 метров над уровнем моря начинается маршрут на Восточную вершину Эльбруса, на этой же поляне стоит контрольно-спасательный сезонный пост Северо-Кавказского регионального отряда МЧС России. Район Северного Приэльбрусья входит в зону ответственности головного отряда СК РПСО МЧС России, но к несению дежурства привлекаются спасатели из других филиалов, как правило, это представители Ставрополья, Карачаево-Черкесии и Дагестана. Пост функционирует примерно с конца июня по начало сентября. Такие сжатые сроки показывают насколько коротко лето в этих краях.
Маршруты «по северам».
Важная особенность поста – постоянное нахождение спасателей в условиях высокогорья, и выход на ПСР любой сложности не требует времени на акклиматизацию.
Вот что рассказал заслуженный спасатель России, много лет возглавлявший СК РПСО МЧС России Александр Ципковский;
«Оказание помощи туристам и альпинистам, совершавшим восхождения или походы по северному склону Эльбруса, еще с профсоюзных времен было сложной задачей. Собственно, главная проблема – время прибытия спасателей. Когда не было современной дороги со стороны Кисловодска, любой группе спасателей необходимо было добираться «вкруговую», и получалось, что из Нальчика, что из Терскола, что из Кисловодска расстояние значительно более 100 километров. Без применения авиации первая группа спасателей могла приступить к спасработам не ранее чем через 5-7 часов. В реальности еще больше. Именно поэтому, учитывая опыт и свой, и других регионов, мы начали ежегодно разворачивать в Джилы-Су сезонный стационарный контрольно-спасательный пост (КСП)».
Фактическая работа КСП в Джилы-Су полностью подтвердила правильность такого подхода. Только за прошедшие два года, даже учитывая введенные антиковидные ограничения, через спасателей на КСП в среднем проходило до 220 туристических групп – это до 1500 человек. И это только те, кто серьёзно отнеслись к вопросам безопасности при восхождении. Реально же людей, присутствующих на горе под флагом «авось пронесёт», то есть без регистрации – в разы больше. Именно с такими «дикими» группами чаще всего происходят происшествия, требующие вмешательства спасателей. В сезоне 2020 года проведено более 30 поисково-спасательных работ, в 2021 – 46 (спасено 43 человека, погибло - 2).
Уже в сезоне 2022 года спасено 30 человек. К счастью, погибших нет.
Каждая спасенная жизнь - это не просто работа спасателей. Как правило, это действие целой системы спасения: привлечение авиации, реанимобиля, специалистов медицинского обеспечения поисково-спасательных работ. Наконец, страшно тяжелый труд, настоящая «пахота». Спасработы на Северных склонах полностью это подтверждают. Спасатели знают, что в эти дикие места не то что «скорая» не приедет (ее тут по близости просто нет), но и вертолёт из-за непогоды не всякий раз прилетит. И тут важно понимать, что взяв человека, нуждающегося в помощи где-то у скал Ленца, на высоте 4500 метров над уровнем моря, спасатель должен не только оказать ему помощь, но и транспортировать вниз в носилках «акья» и затем доставить в лечебное учреждение. И порой такие работы длятся не часами, а сутками…
Помимо проведения спасательных работ ведется и большая профилактическая работа. Порой даже короткая беседа с руководителями групп, проверка оборудования, экипировки позволяют на первых шагах снизить риск ЧС. Сегодня все больше участников активного отдыха в горах начинают понимать, что со спасателями надо знакомиться до начала похода – это заметно уменьшает вероятность обращения к ним на маршруте. А значит, удивительная жизнь в горах становится безопасней!