Трагедия Нефтегорска

Трагедия Нефтегорска

img
Произошедшее ночью 28 мая 1995 года на о. Сахалин землетрясение по силе, масштабам разрушений и количеству жертв стало одним из крупнейших в истории современной России. Стихия унесла жизни 1 841 жителя поселка, включая 268 детей. Рухнули свыше 80% крупнопанельных домов, здания и сооружения социально-бытовой сферы. Землетрясение нарушило связь, повредило 200 км линий электропередач, 45 км нефтепровода и ряд других объектов нефтяной отрасли.

Первыми в разрушенный поселок прибыли спасатели из соседних регионов, а к 12 часам этого же дня прилетел самолет со спасателями Центроспаса, медицинскими работниками и необходимым оборудованием. К 30 мая группировка сил уже составляла 1 642 человека, 190 единиц техники, в работах участвовало 25 самолетов и вертолетов.

Прибывающие спасатели немедленно включались в спасательную операцию. В результате поисково-спасательных работ из завалов извлекли 2 247 человек, из них 406 живых, включая 40 детей.

Нефтегорское землетрясение 1995 года на острове Сахалин относится к числу наиболее разрушительных в России в двадцатом столетии.
Оно повлекло за собой гибель 1841 человека и исчезновение целого населенного пункта - пос. Нефтегорск. В результате землетрясения рухнули 17 панельных 5-этажных 80-квартирных домов, здания и сооружения социально-бытового и культурного назначения - школа, клуб, котельная, столовая, пекарня, здание управления "Востокнефть", а также многие дома частного сектора.
Землетрясением были разрушены мосты на дороге Нефтегорск - Оха и значительные участки дорог, ведущих из Нефтегорска в другие населенные пункты. В г. Оха, пос. Москальво и Ноглики была нарушена связь, выведены из строя 300 км линий связи и 200 км линий электропередач, повреждено 45 км нефтепровода Оха - Комсомольск-на-Амуре, 11 нефтеперекачивающих станций, 3 пункта сбора и перекачки нефти и газа, 230 эксплуатационных скважин. К счастью, эти повреждения не повлекли за собой серьезных экологических последствий.
По некоторым оценкам, только в Нефтегорске экономический ущерб от разрушения зданий и объектов инфраструктуры достиг 400 млрд. рублей (в ценах 1995 года), а с учетом перечисленных повреждений вне бывшего поселка нефтяников он должен быть увеличен еще на 15-20 %.

В ходе ведения спасательных работ использовались новые образцы отечественных приборов поиска людей и ручного аварийно-спасательного инструмента, разработанные по заказу МЧС России. Отлично показали себя собаки, специально обученные для поиска выживших людей. Впервые была применена технология «час тишины», когда замирала вся техника, прекращались все работы и разговоры. Спасатели вслушивались: не раздастся ли из-под завалов стон, крик, слабый стук.

Результаты аварийно-спасательных работ в п. Нефтегорск высоко оценили международные эксперты. Профессионализм российских спасателей получил мировое признание.

Аварийно-спасательная операция в г. Нефтегорске дала мощный импульс развитию арсенала современных технических средств, совершенствованию алгоритма реагирования на кризисные ситуации природного характера, усилению внимания к вопросам прогнозирования возможных последствий стихийных бедствий.

«Помню на третьи сутки к нам обратились местные жители, попросили помочь в поисках девочки. Был час тишины. Очень важное, мудрое решение! Мы пошли на завал и услышали голос. Девочка лежала между плитами, еще бы немного и Маша, так её звали, уже б не выжила – плиты сдавливались. Чтобы её спасти мы четыре часа буквально вгрызались в бетон. И спасли Машеньку!»

Из воспоминаний Павла Бабича, спасателя Дальневосточного ПСО МЧС России

«Несколько смен подряд спасатели пробивали шахту в плитах, чтобы добраться до ребенка. Шансов на то, что девочка еще жива, было очень мало, но ни спасатели, ни родители девочки не теряли надежды на ее спасение. Девочка оказалась жива. На поверхность ее поднял спасатель Евгений Ляшкевич. Спустя десять лет после трагедии, они встретились. Спасатель, подаривший ребенку вторую жизнь, и спасенная девочка».

Из материалов Пресс-службы СРЦ МЧС России

«…Пришлось обвязать ноги женщины веревкой и понемногу поднимать ее вертикально наверх по проделанному проходу в завале. Чтобы не поранить тело по мере освобождения, обматывал его тряпками. Наверху женщину тащили сын и подошедшие мужчины, а я снизу подправляла. Через пару часов вот так, вверх ногами, она оказалась наверху. Положили на носилки и доставили во временный госпиталь».

«Запомнилась трагичная в своей безысходности картина: отец помогал вытаскивать жену и сына, потом взял мертвого ребенка на руки и, не отпуская его, просидел так у завала до темноты. Позже он присоединился к нашей группе и вытащил еще трех человек живыми».

«Учились работать на завалах, что называется, на ходу, хотя мне, как спелеологу, это было проще. Придумывали новые способы разборки завалов, а когда подъехала наша машина с «Холматрой», стали работать еще эффективнее».

Из воспоминаний Анны Кравченко, начальника информационно-аналитической службы Сибирского регионального поисково-спасательного отряда МЧС

«…Несколько лет спустя на телевидении показали встречу с Дашенькой Ягудиной, спасенной тогда в Нефтегорске еще трехмесячной малышкой. Все сюжеты были настолько достоверными, правдивыми, что фильм «Сахалинская трагедия» и сейчас показывают по Дальневосточному телевидению»
«В Дальневосточном региональном центре создана группа советников, во всех краевых управлениях существуют пресс-центры, но он был первым в Дальневосточном регионе. На его опыте учатся молодые. Его фильмы – живая история краевой системы борьбы с чрезвычайными ситуациями. А он полон творческих планов – готовит к изданию новую книгу о спасателях, организует встречи со студентами, снимает новые сюжеты»

Из воспоминаний Галины Якушевой, ведущего специалиста ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

«За 200 метров до поселка мы услышали крики и стоны людей, они доносились из-под развалин. От этих звуков волосы становились дыбом.
Через минуту мы увидели страшную картину: от домов остались только холмики. Все было разрушено: 17 пятиэтажек, дом культуры, школа; остались практически нетронутыми два двухэтажных кирпичных дома и памятник В.И.Ленину. В земле образовались огромные трещины до полуметра шириной».

Из воспоминаний А. Урусова, начальника отдела связи Дальневосточного регионального центра МЧС России

«Самым трудным было работать не с живыми и мертвыми, а с умирающими, когда находили человека под завалом, доставали из ямы или выдалбливали из плиты, и понимали, что он ещё жив, но спасти его уже невозможно…».

Из воспоминаний Александра Королько, заслуженного спасателя России

Источник: Уникальные операции МЧС России, 2015
Авторы: В.А. Акимов, Э.Н. Аюбов, О.В. Белинская, А.В. Лебедев, В.Н. Лисица, В.Ф. Митрофанов, В.А. Новожилов, Д.З. Прищепов, А.Ю. Пучков

Поделиться:
img
эксперт по визуальному контенту
Теги