Применение авиации – дело дорогостоящее. Однако, когда речь идет о спасании людей, вопрос затрат уходит на второй план. А вот насколько эффективна работа авиации, есть ли менее дорогие технологии – альтернатива авиации?
«Обстановка с природными пожарами остается сложной. Прогноз развития, к сожалению, неблагоприятный. Основные усилия МЧС России сосредоточены на защите населенных пунктов от пожаров», - доложил президенту России Владимиру Путину глава чрезвычайного ведомства.
Александр Куренков сообщил также, что силами министерства осуществляется оперативное маневрирование, в том числе привлекаются аэромобильные группировки соседних регионов, подразделения спасцентров и авиация. Если угрозы населенным пунктам нет, то МЧС оказывает помощь подразделениям Рослесхоза.
Конкретные примеры: на Среднем Урале продолжается борьба с лесными пожарами. Специалистам МЧС, базы авиалесоохраны и лесничеств только за 18 мая потушили 21 лесной пожар на общей площади более 8,5 тысячи гектаров.
«Борьбу с огнем ведут более 960 человек, привлечено свыше 170 единиц спецтехники, в том числе спецавиация, - рассказали в департаменте информполитики Свердловской области. - Площадь лесных пожаров в Свердловской области за прошедшие сутки уменьшилась в три раза».
Ликвидированы возгорания в Гаринском, Режевском, Березовском, Каменском, Сосьвинском, Тугулымском городских округах, а также в Камышловском, Нижнесергинском, Байкаловском муниципальных районах и Первоуральске.
По данным на 09:00 19 мая, площадь лесных пожаров составляет 1,3 тысячи гектаров. Непотушенными остаются 24 природных пожара, из них 11 возгораний на площади 776 гектаров локализованы и не распространяются. Угрозы населенным пунктам нет.
Во всех регионах в тушении ландшафтных пожаров принимала участие авиация. При этом многолетний опыт показывает эффективность авиационных технологий борьбы с лесными пожарами.
При сильном лесном пожаре высока скорость распространения огня: низового - до 1 км/ч, верхового - до 25 км/ч и выше.
Применение воздушных судов для быстрой доставки больших объемов воды к месту пожара является зачастую единственным способом спасения. Высокая интенсивность горения при лесном пожаре часто ограничивает или полностью исключает возможность его тушения наземными силами.
Приведем мнение известного российского ученного, специалиста в области организационно-управленческих проблем пожарной охраны, академика Национальной академии наук пожарной безопасности (НАНПБ) Александра Васильевича Матюшина.
«…Альтернативы применения авиации для тушения сложных ландшафтных пожаров во всем мире нет. Модернизировать и улучшать пожарные самолеты можно и нужно. Это - верный путь. Для борьбы с лесными пожарами во всем мире применяется несколько десятков моделей авиационной техники, которые постоянно модернизируются и обновляются.
К слову, сама идея тушить пожары с воздуха родилась не в России. Австралия, Америка авиацией пользуются очень активно. Особую группу составляют, как называют их в Америке, «водяные бомбардировщики». Из-за большого объема сбрасываемой жидкости их действительно можно назвать бомбардировщиками. Они используются при всех типах лесных пожаров - от малых возгораний, когда огонь гасится при первом же сбросе, до самых крупных и разрушительных катастроф, когда необходима быстрая прокладка заградительных полос максимально возможной длины. В эту группу можно включить Локхид С-130 «Геркулес», летающую лодку Мартин «Марс» и отечественный Ил-76 с легкосъемной системой ВАП-2 (выливной авиационный прибор), пожарный самолет-амфибия Бе-200.
Один из организаторов проведения единой политики применения и развития авиационной составляющей сил МЧС России, внедрения передовых авиационных технологий в ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций Михаил Иванович Фалеев рассказывал журналистам:
«Использование авиации для тушения лесных пожаров, эффективно и полностью оправдано. Однако главным же методом борьбы с ними должна стать профилактика возгораний. Авиационные средства - это средства крайней помощи, когда не сработала профилактика и наземная пожарная охрана. Авиация подключается в том случае, когда фронт пожара достаточно большой, двигается с большой скоростью и когда он набрал силу. Кстати, методы тушения мы разработали совместно с фирмой Илюшина в 90-х, в частности, тогда и разработаны водоливные устройства для Ил-76. Самолеты, во-первых, на достаточно большое расстояние могут доставлять воду, а во-вторых, они могут сделать много рейсов. Причем не обязательно вылить воду сразу, а можно растянуть этот слой воды на километр.
НАША СПРАВКА
Михаил Иванович Фалеев родился 10 августа 1950 г. в д. Бережки Егорьевского района Московской области; окончил Московский авиационный институт по специальности "инженер-механик" в 1973 г., Российскую академию управления в 1993 г.; 1973-1979 - инженер, ведущий инженер Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ, г. Жуковский, Московская обл.)
В системе МЧС России Михаил Фалеев практически с момента образования ведомства. С сентября 1991 года он работал начальником отдела Госкомитета по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РФ. В 1992 году Фалеев возглавил Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд Центроспас, которым руководил до 1996 года. В 1993 году Михаил Иванович закончил Российскую академию управления (РАГС) при Президенте РФ. С 1996 по 2004 годы Фалеев М.И. являлся директором департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС России, заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Заслуженный спасатель Российской Федерации.
Опыт применении авиации в различных странах, в различных климатических условиях показывает и необходимость применения различных моделей и модификаций воздушных судов в противопожарных целях. Например, в засушливых районах США и Австралии вдали от морского побережья наибольшее распространение получили самолеты авиатанкеры наземного базирования, а в Канаде и приморских европейских странах (Италия Греция, Франция, Испания) предпочтение отдается самолетам-амфибиям. В Калифорнии же отдают предпочтение легким самолетам. Их применяют по окраинам населенных пунктов. У нас такую задачу с успехом выполняют вертолеты МИ-8.
В современной истории России достаточно «огненных» ЧС. Например, в 1972 году только в Европейской части России огнем было уничтожено 1460 тысяч гектаров леса. Скорость распространения этих пожаров достигала до 300 метров в минуту (18 километров в час). В результате только за 10 дней (с 26 августа по 5 сентября) пожарами было охвачено больше лесов, чем за предыдущие 10 лет. В результате пожаров было уничтожено 19 деревень в Подмосковье (1600 домов). Погибло 104 человека. В Горьковской области сгорело 600 домов.
Потом было огненно-жаркое лето 2010 год. Сравнивая эти события Александр Васильевич Матюшин рассказывал:
«Конечно, развитие собственных оригинальных технологий позволило России минимизировать потери от страшной жары 2010. Хотя я бы не сравнивал события 1972 года с событиями 2010. Масштабы разные.
В 2010 году произошло более 32,5 тысяч природных пожаров на общей площади более 1,76 миллиона гектаров. В результате пожаров в 19 субъектах РФ пострадало 199 населенных пунктов, уничтожено огнем 3180 домовладений, погибли 62 человека.
Потребовались беспрецедентные усилия государства по борьбе со стихией. Для борьбы с пожарами в кратчайшие сроки была сформирована межведомственная группировка общей численностью более 166 тысяч человек, было задействовано более 25 тысяч единиц техники. От МЧС России - более 130 тысяч человек личного состава и свыше 21 тысячи единиц техники, в том числе, 27 воздушных судов. В тушении природных пожаров приняли участие формирования и из 11 иностранных государств - 13 воздушных судов, свыше 100 единиц техники и более 560 человек специалистов.
Кстати, именно во время тушения природных пожаров с 9 апреля по 23 августа 2010 года впервые в России был использован метод массированного применения авиации для борьбы с лесными пожарами. Силами авиации нашего министерства осуществлялось тушение лесных, торфяных и ландшафтных пожаров на территории 17 субъектов Российской Федерации, расположенных в 6-ти федеральных округах.
Действиями авиации удалось предотвратить возгорание 215 населенных пунктов и ликвидировать верховые пожары на площади более 10 тысяч гектаров. На территории Воронежской области лесные пожары удалось локализовать только с помощью самолетов ИЛ-76.
НАША СПРАВКА
Матюшин Александр Васильевич родился 16 марта 1952 года в поселке ЦЭС Скопинского района Рязанской области. Свой учебный и далее научный путь начал с Ленинградского пожарно-технического училища МВД СССР, которое окончил с отличием в 1972 году. В 1978 году оканчивает Высшую инженерную пожарно-техническую школу (ВИПТШ) МВД СССР. Финальным этапом в его образовании стала высшая ступень знаний — адъюнктура, завершившаяся защитой диссертации в 1981 году. Затем работа в ФГУ ВНИИПО МВД СССР.
В 2000 году Матюшина А. В. назначают на должность начальника научно-исследовательского центра ГПС, а уже в 2006 — заместителя начальника ФГУ ВНИИПО МЧС России.
Под его руководством и при непосредственном участии выполнено более 100 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в рамках которых проведен значительный объем теоретических и экспериментальных исследований, имеющих большое практическое значение и внедренных в ряд стандартов, и другие нормативные документы отраслевого и государственного уровней, в т. ч. ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования». Александр Васильевич является автором более 220 научных публикаций, а также одним из основных авторов Федеральных законов «О пожарной безопасности» (1994), «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (2008), «О добровольной пожарной охране» (2011); Энциклопедии пожарной безопасности (2010); современных редакций: Инструкции «По организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ», Боевого устава пожарной охраны, Устава службы пожарной охраны, Правил пожарной безопасности в РФ и др.
Полковник внутренней службы, доктор технических наук Матюшин Александр Васильевич награжден 16 государственными и ведомственными наградами, лауреат премии МЧС России за научные и технические разработки (2008), лауреат премии НАНПБ (2005, 2006, 2007, 2008). В 1986 году принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Учитывая многолетний опыт применения лесопожарными службами США и Канады самолетов-танкеров, в 90-х годах прошлого века в России было разработано авиационное сливное оборудование для самолета Ил-76 - ВАП-2, общая емкость двух цистерн в котором составляет 42 тонны. И до сих пор за рубежом нет такого мощно судна как Ил-76, который бы поднимал 42 тонны воды за раз. Самый большой в мире по полезной грузоподъемности самолет танкер Ил-76ТП, выполняет слив воды на скорости 270-280 км/ч. При этом большая часть воды дробится набегающим потоком и на земле создается смоченная полоса 500x80 метров с количеством воды в ее центральной части около 1 литра на квадратный метр. Именно поэтому наши технологии, наработки, организация работы МЧС России признаны специалистами во всем мире. И, кстати, наша авиация уже много раз помогала тушить лесные пожары в других странах по их просьбам об оказании помощи.