Возвращая забытые имена…

Возвращая забытые имена…

img
Порой случайность, услышанная где-то фраза или увиденный фрагмент документа, позволяют узнать о важном факте, об интересном событии, о котором давным-давно многие забыли. А иногда это не какой-то отдельный эпизод, а целая история, судьба человека. Так получилось и в этот раз. Неравнодушие и профессиональная любознательность одного человека позволили вернуть память о другом, о ветеране пожарной охраны Златоустовского гарнизона. К счастью, на тот момент ещё здравствовавшего, и проживавшего в родном городе.

Порой случайность, услышанная где-то фраза или увиденный фрагмент документа, позволяют узнать о важном факте, об интересном событии, о котором давным-давно многие забыли. А иногда это не какой-то отдельный эпизод, а целая история, судьба человека.
Так получилось и в этот раз. Неравнодушие и профессиональная любознательность одного человека позволили вернуть память о другом, о ветеране пожарной охраны Златоустовского гарнизона. К счастью, на тот момент ещё здравствовавшего, и проживавшего в родном городе.

Удачная командировка

В начале февраля 1960 года в городе Златоусте Челябинской области произошёл пожар, на котором пострадала женщина. Решив самостоятельно эвакуироваться из горящего помещения, она сорвалась с наружной лестницы, со второго этажа, сломав при этом ногу. Всё бы ничего, но дело в том, что пожар произошёл всего в двух домах от пожарной части. Возник вопрос: почему огнеборцы не успели помочь женщине?

Абрам Львович Каплан в это время работал в Управлении пожарной охраны, начальником отдела службы и подготовки. В связи с этим именно его отправил разбираться в этой ситуации заместитель начальника УПО УВД Челябинской области Александр Михайлович Симонов.

С поставленной задачей Абрам Львович справился, но разговор пойдёт не о сути командировки. Благодаря этой поездке ему удалось узнать ряд интересных и важных фактов об истории пожарной охраны города Златоуста. И, самое главное, узнать и найти(!) ветерана пожарной охраны 1920-1930-х годов, о котором, к большому сожалению, в гарнизоне почти все забыли. Каплан с подобной исторической несправедливостью смириться никак не мог. Тем более что, как выяснилось, человек это был достойнейший…

Сын унтер-офицера

Николай Васильевич Свертелов родился 7 ноября 1897 года в городе Златоусте. В 1911 году успешно окончил приходское училище. А уже с 1916-го он – в действующей армии (ещё царской). Позже, в 1920 году, участвовал в ликвидации «зелёных»* банд.
После армии Николай Васильевич поступил в пожарную охрану.

*Зелёные повстанцы, или «зелёноармейцы» (также «Зелёное движение», «третья сила») – обобщённое название нерегулярных, преимущественно крестьянских и казачьих вооружённых формирований, противостоявших в зависимости от политических взглядов и ситуации иностранным интервентам, большевикам и белогвардейцам в годы Гражданской войны в России.

Участвовал в организации пожарной службы города в довоенное время, с 1931 года работал инспектором. Как человек, увлечённый своим делом, интересовался историей пожарной команды Златоуста, собирал сведения о её становлении и развитии. Именно так в архиве пожарной части появились первые записи Свертелова, которые потом легли в основу статьи об истории городского пожарного дела в энциклопедию Златоуста.

Николай Васильевич, например, разузнал, что пожарную каланчу в своё время разместили на горе Косотур. Даже телефонной связью снабдили (экзотика на тот момент небывалая!). Но, как вспоминали очевидцы, большой пользы та каланча не принесла. С неё были видны лишь лесные пожары, и то только в ясную погоду…

Суровые годы становления новой власти не обошли стороной нашего героя. В 1937 году Свертелов был исключён из партии и уволен из НКВД. Пожарному припомнили его происхождение: отец Николая Васильевича был старшим унтер-офицером царской армии, кавалером двух Георгиевских крестов. И неважно, что умер родитель четверть века назад, ещё в 1912 году, и против нынешней власти точно ничего дурного не сделал.

Наступило тяжёлое время войны. И Николай Васильевич в 1941-ом, будучи уже на пятом десятке, уходит на фронт. Да так здорово воюет, что боевые заслуги не остаются незамеченными: на фронте его не просто восстанавливают в партии, но и избирают парторгом роты (довольно редкий случай).

Те дни остались навсегда в памяти ветерана: кругом была смерть, погибло очень много боевых товарищей. И как ещё одно яркое воспоминание – блокнот, в котором Николай Васильевич описывал военные будни, и в котором остались имена и адреса погибших друзей. Потом по этим адресам он будет писать их родным и близким…

Письмо с фронта семье

Среди боевых наград Н.В. Свертелова стоит отметить орден Красной Звезды, орден Славы III степени, медали «За оборону Ленинграда», «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Есть такой, жив!..

Начальником Златоустовского отряда пожарной охраны в 1960 году был подполковник Шкарупа, а его заместителем – капитан Котт. После осмотра места пожара последний спросил Каплана:
- Где ночевать будете? В гостинице?
- Зачем, давай в команде комнату.
Там-то Абрам Львович и увидел достаточно большую библиотеку начальника отряда. А на многих книгах – подпись Н.В. Свертелова. Причём многие из подписанных книг были на пожарную тематику. Разумеется, не удержался от вопроса «кто такой».
Личный состав уже не помнил Николая Васильевича, и дотошный Каплан (в самом хорошем смысле этого слова) начал его разыскивать через милицию.
- Есть такой. Жив до сих пор! И живёт здесь недалеко, в Златоусте.
В милиции взяли его рабочий адрес. А работал ветеран вахтёром на одном из заводов. Когда приехали, увидели достаточно подтянутого человека лет шестидесяти с небольшим. Пригласил к себе в гости, в частный дом.

Каплан и Котт приехали по указанному адресу. Жил Николай Васильевич с племянником, супруги к тому времени уже не стало. Тогда-то он и рассказал о себе, о своей службе в пожарной команде Златоуста до войны. Придя с фронта, он уже не вернулся в пожарную охрану, а стал работать в городском цветочном хозяйстве.

Гости не просто выслушали хозяина, но и по-свойски помогли, напилив ему на ко́злах дрова для печного отопления. А потом Котту Каплан сказал:
- Анатолий Никифорович, в День защитника Отечества привези на завод директору грамоту от отряда для Свертелова. А 17 апреля пригласите ветерана в отряд.

Николай Васильевич потом не раз приходил на встречи и в подразделении рассказывал пожарным о том, как организовывалась их служба после революции. А в тот приезд он подарил Котту медную каску, а Каплану – фотокарточку и легендарный в своём роде учебник – «Пожарную тактику» Н.П. Требезова, 1928 года издания.

Позже ещё один ветеран пожарной охраны, Анатолий Дмитриевич Замниус, в Уйске нашёл «Сборник задач по пожарной тактике», 1930 года издания, с автографом Свертелова. Он её в числе других книг подарил пожарной охране вновь организованного Уйского совхоза.

…С фотокарточки начала 1930-х годов на нас смотрит открытое, умное лицо молодого мужчины. В военной форме, со знаками различия пожарной охраны. Прожившего достойную, честную жизнь.

Николая Васильевича Свертелова не стало 11 ноября 1969 года. Сказались военные раны и те невзгоды, которые выпали на долю этого человека. Однако теперь в отряде живёт память о нём, о его жизненном и профессиональном пути.

И хочется верить, что в будущем «белых» пятен в истории пожарной охраны Южного Урала не останется.

Фото из архива А.Л. Каплана

Поделиться: