Геополитическое и экономическое положение Кубани, богатство природных ресурсов существенно повлияли на историю освоения и заселения этих земель. 30 июня 1792 года Екатерина II подписала Указ Сенату и «Жалованную грамоту» о передаче кубанских земель Черноморскому казачьему войску.
Началось переселение казаков, строительство пограничных кордонных линий для защиты территорий от закубанских черкесов и создание первых казачьих поселений с центром в городе Екатеринодаре.
Набеги горцев, сопровождавшиеся поджогами, устройство землянок и турлучных хат, создавали сложную пожароопасную обстановку. Казачьи отряды помогали населению тушить пожары, но до возникновения организованной пожарной охраны прошло немало времени [9].
Поводом к введению первых мер противопожарной защиты в городе Екатеринодаре и созданию на Кубани пожарной охраны послужил пожар в одной из городских землянок, возникший 28 февраля 1795 года [7].
Как выяснилось, для тушения пожара во всем городе Екатеринодаре не имелось «никаких способов», инвентаря, оборудования и обученных людей. Поэтому 03 марта 1795 года Войсковое правительство издает Распоряжение о введении первых мер противопожарной защиты:
«…Куренным атаманам послать указ и сделать по одной бочке во всяком курене, иметь с водою на телегах ко утушению пожара всегда готовых…».
Для изготовления пожарных инструментов со всех городских жителей собрать с «имущественных» по двадцати, а с «неимущественных» по десяти копеек денег [2].
Таким образом, дата 03 марта 1795 года стала точкой отсчета учреждения первых мер противопожарной защиты на Кубани. Первая пожарная команда на Кубани была сформирована в городе Екатеринодаре 21 мая 1802 года. В это день Распоряжением атамана Черноморского казачьего войска утверждается Положение об организации Екатеринодарской полицейской экспедиции «с прикомандированием к последней 30-ти внутренно-служащих казаков под началом казачьего урядника, для несения караульно-пожарной службы и оказания населению помощи в случаях возникновения пожаров» [5, C. 6]. Никакого обоза и пожарных инструментов в распоряжение этого пожарного караула предоставлено не было.
26 апреля 1824 года Войсковая Канцелярия Черноморского войска отдает распоряжение по всем населенным пунктам Черномории об «учреждении пожарного инструмента, а именно:
«бочек с водою, крючьев, щитов, багров, топоров и др. принадлежностей, чтобы без малейшей можно с оными являться при случающихся пожарах и действовать без остановки» [5, C. 6].
Распоряжение было выполнено только 17/30 мая 1825 года.
Придание Екатеринодарской Войсковой Пожарной Команде пожарного инструмента и обоза придает ей статус военизированной «организации, поставленной на страже защиты населения от пожарных бедствий, оказания ему своевременной помощи, снабженной для этих целей огнегасительными орудиями и приборами, надлежащими средствами передвижения».
Для непосредственной борьбы с огнем 11 марта 1835 года пожарная команда переходит из ведения полицейской экспедиции в подчинение Войсковой Канцелярии. Во главе команды ставят специальное лицо в чине обер-офицера и впервые вводят должность «начальник пожарной команды».
01 июля 1842 года для укрепления боеготовности утверждают новый штат из 48 человек с введением вольнонаемных брандмейстеров и их учеников: 1 урядник, 2 брандмейстера и 4 их ученика, 2 пожарных урядника, 38 пожарных казаков. Команду комплектуют вольнонаемными специалистами, профессиональными пожарными с практическим стажем работы.
В 1835 года в городе Екатеринодаре строят первый пожарный двор. Обоз же до 1850 года представлял собой простые гужевые повозки с боевым расчетом пожарных, багровым и бочечным ходами емкостью около 50 литров [3].
К 1843 году в центре пожарного двора возводят первую деревянную каланчу и вводят должность дозорного для круглосуточно дежурства и слежением за противопожарным состоянием города [4].
Необходимость создания пожарных команд на Кубани учитывали и при закладке новых городов. Так, 09 июня 1849 года был утвержден штат управления портового города Ейска, определивший также и штат пожарной команды в составе: 1 брандмейстер из урядников, брандмейстерский ученик, 10 казаков [10].
Созданию местных пожарных команд способствовали и пожары в куренях, станицах и аулах. Так, в 1850 году после пожара, уничтожившего церковь, при управе Армавирского аула был создан пожарный обоз из 3-х пароконных выездов с бочками и один с инвентарем, а для тушения пожаров нужно было иметь от каждого квартала по 4 полицейских.
20 июня 1875 года на Кубани вводят особые противопожарные мероприятия,
«чтобы жители заготовляли во дворах своих сено только для необходимой надобности, при том, чтобы склад сена или соломы был по возможности в скрытых и безопасных местах… склады сена не должны быть ближе 15 аршин от строений как своих, так и соседских».
6 сентября 1879 года утверждено «Положение об общественных пожарных команде и обозе г. Екатеринодара». С этого момента Екатеринодарская Войсковая Пожарная Команда перешла в ведение городского управления [8].
В 1879 году городская управа, приняв в свое ведение пожарную Команду, брандмейстером Екатеринодарской городской общественной пожарной Команды и обоза назначает «отставного фельдфебеля» Антона Михайловича Буя, приглашенного из Харьковской пожарной команды. В этой должности А.М. Буй прослужил по июль 1904 года.
С 1879 по 1882 год в городе Екатеринодаре происходит коренная ломка всей пожарной организации:
- смена системы внутренней организации (с военной пожарной команды на гражданскую - городскую общественную);
- смена ведомств - с военно-полицейского на общественное городское управление;
- замена 30 военных пожарных-казаков на 20 вольнонаемных пожарных служителей.
Строят новые здания и обоз, пополняется техническое оборудование, покупают лошадей, делают сбрую, и Команда возрождается. Устанавливают первые оклады: брандмейстеру – 500 рублей в год, старшему пожарному – 250 рублей, пожарным – 180 рублей в год.
Екатеринодарской городской общественной пожарной Команды
и обоза. Справа от А.М. Буя его помощник Клочан Григорий Данилович,
г. Екатеринодар, 1896 год
Немного позднее в городе Екатеринодаре открываются пожарные резервы на Покровке и Дубинке, вводится керосиновое освещение, штат команды увеличивается за счет фонарщиков на 100 %, чем повышается её боеспособность.
Важную роль в оперативном извещении о пожаре сыграло появление в 1892 году в городе Екатеринодаре телефонной связи. Первая линия в 1 версту 14 саженей соединила штаб Кубанского казачьего войска с квартирой наказного атамана. Спустя 3 года было создано 2 коммутатора на 189 телефонов.
В 1895 году в городе Екатеринодаре строят первый водопровод, водонапорную башню и 35 гидрантов. К 1900 году создают еще 102 надземных гидранта и 3 водозаборные будки. С 1898 года практикуют установку чанов и баков на 500 ведер, которые позднее заменили 7 подземными бетонными цистернами на 3000-3500 ведер. Частными лицами было устроено 7 артезианских колодцев.
В 1895 году пожарная команда получает свое первое обмундирование – медные каски «дружинного образца». С 1902 года ежегодно выдают комплект обмундирования из черного бобрикового зимнего и летнего парусинового костюмов, форменной фуражки, а в 1906 году – брезентовые непромокаемые костюмы и медные каски «городского образца».
С 1901 года городская управа страхует личный состав на случай смерти или инвалидности в обществе «Голубой Крест»: брандмейстера на 1000 рублей, старшего пожарного на 700 рублей, рядовых пожарных на 500 рублей. Улучшается материальное положение огнеборцев.
Период брандмейстерства Буя сама городская управа характеризует так:
«Постепенно обоз был приведен в полную исправность, в которой и поддерживался в течение 20-ти лет соответствующими ассигновками на ремонт и возобновление обоза. Поддерживался, но не совершенствовался, так как не было лица, которое следило бы за успехами пожарного дела и стремилось к применению усовершенствований в этом деле».
Выслужив 25-летний пенсионный стаж, Антон Михайлович Буй был уволен в отставку на пенсию с содержанием в 600 рублей в год.
Совсем непродолжительный период времени с июля 1904 по 1906 год брандмейстером команды был Лаптев Сергей Федорович.
Будучи помощником брандмейстера Васильевской пожарной части Санкт-Петербургской пожарной Команды он был приглашен в Екатеринодар для реорганизации пожарного дела в городе Екатеринодаре. Однако, возложенных на него обязанностей по реорганизации пожарной команды выполнить не мог, и в 1906 году был уволен со службы. Городская управа, дополнив соответствующим образом рекомендации С.Ф. Лаптева, отослала его обратно в Санкт-Петербург.
И в 1906 году для руководства Екатеринодарской городской общественной пожарной Командой и обозом выдвинула местного «самородка» в лице Григория Даниловича Клочана, который прошел путь от младшего пожарного с 1893 года до начальника пожарной команды в 1906 году.
городских общественных пожарных Команды и обоза
(15.11.1906 – 20.06.1917)
Екатеринодара во главе с брандмейстером
Г.Д. Клочаном, 11 сентября 1911 года
Клочан Г.Д. внес огромный вклад в реорганизацию дореволюционной пожарной охраны Екатеринодара, развитие всего пожарного дела на Кубани. Он ввел множество технических новинок, в том числе европейских.
Брандмейстер Екатеринодарских городских общественных пожарных Команды и обоза Григорий Данилович Клочан занимал этот пост с 15 ноября 1906 по 20 июня 1917 года.
№ 16606 к Постановлению Городской управы о назначении Г.Д. Клочана
исполняющим по должности, а затем и непосредственно брандмейстером
Екатеринодарской городской общественной Команды и обоза
Еще, будучи помощником начальника пожарной команды, в 1903 году он был направлен в Москву и Одессу для принятия опыта по организации пожарного дела.
И, как результат, небывалое совершенствование Екатеринодарской Пожарной Команды в 1904-1905 годах:
- введено обучение пожарному делу;
- построена учебная башня для тренировки;
- усовершенствована система закладки лошадей, что ускорило выезд с 8-10 до 3-5 минут;
применены спасательные пояса с карабинами и топорами; - изготовлены составная шведская лестница, две легкие и удобные штурмовки;
- приобретены противодымная маска Кёнига, насос «Челленж», пожарная труба завода Густава Листа;
- применено быстрое заклеивание пеньковых рукавов при помощи раствора натуральной резины;
- винтовые соединения гаек спасательных поясов заменены гайками типа «Рот».
В 1905 году под руководством Г.Д. Клочана была построена четырехколенная 33-аршинная механическая лестница, первый трубно-бочечный ход.
В 1909 году приобретена 11-ти сильная паровая пожарная машина завода Густава Листа на 40 ведер в минуту. Стоимость приобретения составила 3800 рублей (2200 рублей за счет городской управы, 1600 рублей за счет страховых обществ).
команды во главе с брандмейстером Г.Д. Клочаном, 1909 год
Что касается численности пожарных частей, то если до 1909 года в городе Екатеринодаре была только одна пожарная часть, то под руководством Григория Данииловича Клочана были открыты два новых отделения – «Покровское» и «Дубинское». «Пожарный двор» был переименован в «Главный пожарный двор».
Штат команды был увеличен с 48 человек (в 1905 году) до 65 человек (в 1909 году). В 1910 году численность огнеборцев Екатеринодара достигла 83 человек.
Если в 1905 году обоз состоял из 10 ходов, то в 1914 году - из 21 хода при 49 лошадях (3 трубно-линеечных, 1 багровый и 13 бочечных ходов, 1 механическая лестница, 1 паровая машина, 1 ход для паровой машины и 1 для насоса).
Оценивая подвижнический труд признанного огнеборца и отмечая мужество и отвагу брандмейстера городской пожарной Команды Г.Д. Клочана, в дипломе Екатеринодарского Городского Головы под № 12581 от 18 июля 1907 года сказано:
«Препровождая при этом серебряную медаль с надписью «За Усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте, Всемилостивейше пожалованную Вам 28 апреля текущего года, поздравляю Вас с Высочайшей милостью».
В 1911 году в городе Екатеринодаре произошло всего лишь 90 пожаров. Газеты того времени приписывали этот факт «хорошей постановке пожарного обоза».
08 октября 1913 года за отлично-усердную и полезную службу по Городскому общественному управлению в должности брандмейстера Городской пожарной Команды Указом Екатеринодарского Городского Головы от 08 октября 1913 года № 15929 Г.Д. Клочан был удостоен Золотой медали «За Усердие» для ношения на груди на Аннинской ленте.
Эпохальную роль в истории развития Советской пожарной охраны сыграл принятый 17 апреля 1918 года Декрет совета народных комиссаров РСФСР «Об организации государственных мер борьбы с огнем» - один из важнейших законодательных актов в истории Российской пожарной охраны.
Однако, боеготовность пожарной команды в это время была крайне неудовлетворительна, и к марту 1920 года город фактически оказался без защиты.
брандмайор Советской коммунальной «Краснодарской Городской Пожарной Команды»
За неполные 5 лет его стараниями разрушенная в годы гражданской войны Краснодарская Пожарная Команда была не только полностью восстановлена, но и вошла в число лучших в РСФСР. С 1920 по 1925 год команда достигла небывалых успехов во всех без исключения отношениях:
1. В краткий срок созданы новые подразделения в бедняцких районах. Теперь команда имела четыре пожарные части вместо трех. Руками огнеборцев построены или переоборудованы здания пожарных частях с рациональным размещением в них казарм, конюшен, трубных отделений.
2. Оперативно проведен набор и подготовка кадров, укреплена дисциплина. Штат команды увеличен со 101 человека (в 1920 году) до 216 (в 1925 году). Из них 87,7 % – боевой состав, и только 12,3 % – администрация и нестроевой состав (в 1920 году соответственно – 75 % и 25 %).
3. Важнейшей задачей стала автомобилизация службы. За 4 года в Краснодаре прошло коренное техническое перевооружение обоза, который на 50 % был переведен на автомобильную тягу. Конный состав в эти годы доведен с 3 до 10 молодых высокосортных артиллерийского типа лошадей.
Значительный вклад в техническое перевооружение команды внес Василий Тихонович Кузнецов - руководитель слесарно-механических мастерских Краснодарской Городской Пожарной Команды.
В 1922 году в здании Главной части организованы первые Краснодарские слесарно-механические мастерские, где автомобили иностранных марок «Паккард», «Пирс-Эрроу», «Опель», «Дикси» и др. переоборудовали в пожарные. Машины были заново построены, капитально отремонтированы, специально приспособлены, оборудованы насосами, электрическими сигналами, светом и имели заводское качество.
Проведена работа по отбору однотипных моделей для переоборудования в пожарные, боевое ядро которых в Главной части составили автомобили марки «Паккард».
Первый краснодарский пожарный автомобиль «Полундра», изготовленный в 1922 году на шасси трофейного «Паккарда», имел ручной насос, вывозил 900 литров воды [6]. К 1924 году построено 10 автомобилей – 8 пожарных, 1 служебный и 1 легковой автомобиль брандмайора «Искра». Машины имели яркие названия «Ласточка», «Полундра», «Огнебой», «Тушила», «Топорник».
К 1925 году были построены принципиально новые конструкции пожарных автомобилей – автоцистерна с полузакрытым кузовом, 24-х метровая съемная выдвижная механическая лестница, первый в стране автомобиль связи и освещения. В итоге команда имела 25 ходов: 8 пожарных и 2 служебных автомобиля, 15 конных ходов (3 линейки-цистерны, 8 трубно-бочечных ходов, 1 мотопомпу).
4. Пожарное оборудование капитально отремонтировано, дополнено до необходимых норм. Силами пожарных построено 24 штурмовые лестницы, 4 французские выдвижные 3-х коленные лестницы высотой 8,5 метров и 10,5 метров. Сделано 45 касок, заново изготовлена сбруя и другое оборудование.
5. Огнетушащая способность обоза доведена до пределов, рассчитанных на тушение крупных пожаров: 14 действующих насосов (8 механических, 6 ручных), подающих 22 струи. Запас воды на колесах достиг 11000 литров. Длина водяной линии достигла 2800 метров.
6. В городе Краснодаре успешно применяли распыленную воду в борьбе с огнем, ликвидировали крупные пожары в здании Совпартшколы, в воинской части, на вокзале Северо-Кавказской железной дороги, на заводе «Саломас».
7. Все здания пожарных частей оборудованы электрической сигнализацией.
8. Построено три каланчи вместо двух, наблюдением охвачена вся территория города Краснодара.
9. Освещение всех помещений и зданий – электрическое: обоз освещен частично электрическим светом, частично карбидом и факелами.
10. Между частями устроена прямая телефонная связь на 10 верст со станцией-коммутатором и 18 телефонными аппаратами, в результате чего пожарные части своевременно получали извещения о пожарах.
11. Личный состав на 100 % обеспечен форменным обмундированием.
12. Улучшены бытовые и служебные условия. Построено 76 благоустроенных квартир с электроосвещением для более 200 семей пожарных.
13. В Краснодаре проводится первая пожарная выставка, экспонаты которой стали основой пожарного музея, открытого в 1939 году. Организуются мероприятия по пропаганде противопожарных знаний среди населения.
14. По всей Кубани формируются добровольные пожарные дружины, в сельских местностях проводятся их съезды.
За 5 лет Краснодарской пожарной командой и ее отдельными сотрудниками получен целый ряд отличий и правительственных наград.
Уже 01 мая 1921 года Постановлением Кубчероблисполкома и Кубчероблсовпрофа имена Александра Александровича Борчевского, Федора Михайловича Ситникова, Ивана Карловича Жаврова занесены на Красную Доску лучших пожарных организаций страны. Они и еще 26 краснодарских пожарных удостоены высокого звания «Красных Героев труда» и вручения ценных подарков. За ратный труд Краснодарской Пожарной Команде неоднократно вручали переходящие Красные Знамена Азово-Черноморского крайисполкома.
Дважды, в 1923, 1928 годах, по представлению НКВД РСФСР за успехи в работе и проявленную самоотверженность в борьбе с пожарами Краснодарская Пожарная Команда была занесена на Красную Доску лучших пожарных организаций РСФСР.
06 июня 1925 года Краснодарская пожарная команда и брандмайор тов. Александр Александрович Борчевский награждены орденами «Трудовое Красное Знамя» за особо выдающиеся заслуги на трудовом фронте перед Республикой (Протокол № 3 заседания Президиума ВЦИК) [1]. Всего несколько пожарных команд в СССР имели эту награду.
В их числе – Московская (16 апреля 1923 года) и Борисоглебская за годы гражданской войны, Краснодарская (06 июня 1925 года) – за ратный труд в мирное время, Ленинградская (06 июля 1942 года) – за тушение пожаров в период Великой Отечественной войны.
Что касается дальнейшего технического развития Краснодарской пожарной команды, то на базе слесарно-механических мастерских в 30-х годах XX века создается завод пожарной техники и противопожарного оборудования. Марка «Краснодарпожарпром» была известна во многих городах страны.
Краснодарские пожарные создают новые мастерские, ставшие экспериментальной базой завода. Сконструированная здесь автоцистерна полузакрытого типа в 1939 году заняла 1 место на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, забрав первенство у Московской и Ленинградской команды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГА РФ, Ф. Р-1235. – Оп.42. – Д. 6. – Л. 18
2. ГА КК, Ф. 250. - Оп.1. – Д. 24. – Л. 208-209
3. ГА КК, Ф. 250. – Оп. 2. – Д.713. - Т.1 – Л.41-41 об.
4. ГА КК, Ф. 250. – Оп. 2.- Д.713. – Т.1 – Л. 92-94 об.
5. А.А. Борчевский Краснодарская Краснознаменная городская пожарная команда / А.А. Борчевский. - К.: Кубполиграф, 1926. - 188 с., ил.
6. А.В. Карпов Пожарный автомобиль в СССР: в 6 ч. Ч.1.: Пожарный автообоз / А.В. Карпов. - М.:Известия, 2011. – 304 c., ил.
7. Екатеринодар – Краснодар 1793 – 1993 / А.М. Авраменко, А.А. Алексеева, И.Ю. Бондарь и др. – Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1993. – 798 с., ил.
8. Летопись пожарной охраны Краснодарского края (1795 – 2000 гг.) / И.А. Журавлев, С.А. Воронина, А.В. Осташевский. – Краснодар: Советская Кубань, 2000. – 560 с., ил.
9. Пожарная охрана Российской империи и ее особенности на Кубани. Конец XVIII – начало XX вв.: монография / сост. Л.П. Рассказов, И.В. Сирица, В.В. Тимофеев. – Краснодар: Атри, 2012. – 182 с., ил.
10. Справка МБУ «Ейский историко-краеведческий музей им. В.В. Самсонова» от 30 мая 2011 г. № 15-е.