Человеческий фактор –
1) психологические и др. характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности;
2) причина несчастного случая, аварии, происшествия в результате неправильных действий человека. Вклад Ч.ф. в аварийные ситуации на ПОО очень существенный. Так, для АЭС он составляет 30–80 %. Ч.ф. сыграл роковую роль в авариях на АЭС «Три-Майл-Айленд» и Чернобыльской. Поэтому подбору и уровню квалификации персонала, обучению и тренировке на тренажерах, организации рабочих мест, информационному обеспечению, взаимодействию и распределению ответственности персонала уделяется в последние годы большое внимание. Применительно к персоналу обычно рассматривают два аспекта: неправильное решение, приводящее к ошибочным действиям, которые могут стать инициирующими событиями для аварий, либо способствуют развитию уже произошедшей аварийной ситуации в аварию; несанкционированные действия, которые являются предметом специального рассмотрения. Основные способы повышения надежности: квалификационный и психологический отбор и тренировка кандидатов на должности операторов; автоматизация рутинных операций, не требующих интеллектуальных усилий; усовершенствование рабочего места, информационного обеспечения и поддержки оператора, организации управления.