Дьяк (от греч. διακονος, diakonos - служитель) - государственный служащий, начальник органа управления (приказа) в России древнерусского периода. Различались дьяки: государевы, крупных феодалов (в том числе церковных - владычные, монастырские), вечные (при городском вече), городские, земские и т. д.
В начале русской истории были личными слугами князя, притом очень часто несвободными; они хранили княжескую казну и вели письменные дела. В такой роли существуют дьяки в XIII и XIV вв. Само слово «дьяк» становится общераспространённым лишь в XIV в.; до того времени употреблялся русский синоним - писец. Известно употребление слова «дьяк» в берестяной грамоте, датированной первой половиной XII в. Образование приказов и столкновение власти с аристократическими притязаниями боярского класса, вынудили московских государей искать себе опору в неродовитых служилых людях, что привело к возвышению дьяков - грамотных, деловитых, худородных и вполне зависимых от воли государя. Уже великий князь Иван III первой статьёй своего Судебника (1497) предписывает, чтобы в суде бояр и окольничих присутствовали и участвовали Д. С учреждением приказов, дьяки делаются их членами в качестве «товарищей бояр» или непосредственных начальников приказа.
В XVI в. дьяки играли видную роль и в местном управлении, являясь «товарищами» (заместителями) наместников по всем делам, кроме предводительства войском (в отдельных случаях, впрочем, дьяки участвовали и в военном деле), и сосредоточивая исключительно в своих руках финансовое управление. Низший слой приказных людей, собственно писцы, уже отделился в это время от «дьячества» под именем подьячих; более приближались к последним и земские дьяки и, появившиеся после организации царём Иваном Грозным земских учреждений.
Новым крупным шагом в возвышении дьяков стало проникновение их в Государеву думу (XV - нач. XVI вв.). Появился титул думный дьяк. Самый титул впервые является в применении к Щелкаловым, которые именуются дьяками «Великого Государя ближние Думы». Думные дьяки обыкновенно бывали вместе с тем и начальниками четырех важнейших приказов: разрядного, посольского, поместного и Казанского Дворца.
В думе дьяки не только были секретарями, но и пользовались равным с другими членами правом голоса в решении дел, хотя не сидели, а стояли (что, впрочем, соблюдалось, вероятно, только в присутствии государя).
Думные дьяки считались по службе выше дворян, приказные занимали место после московских дворян. Несмотря на всю важность должности, с нею по-прежнему связывалось понятие об отсутствии родословной чести; в местнических счетах даже второй половины XVII в. противники укоряли иногда друг друга дьячеством как должностью очень низкой. Дьяки способствовали разрушению понятия о «чести», как о чём-то неподвижно связанном с родом, и своей деятельностью подготовили полную победу бюрократических принципов в управлении.
Пожарными делами занимались, в основном, земские приказы во главе с дьяками. Так в «Наказе московским объезжим» Государя Алексея Михайловича от 17 апреля 1667 г. говорится:
«Князю Анастасу Алибеевичу Македонскому, да дьяку Ивану Ефимову быть в объезде в Кремле, для береженья от огня...»
В январе 1727 г. по приговору сената велено «дьякам, которые обретаются у дел, писаться секретарями»
Литератьура: Леонтьев А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М., 1961.;
Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969–1978.;
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968;
Зимин А.А. Дьяческий аппарат в России второй половины XV - первой трети XVI вв. Историч. записки. Т. 87, М., 1971.;
Щаблов Н.Н., Виноградов В. Н., Бессонов В.П. Пожарное дело в России. СПб. 2007.