Пожарный поезд – железнодорожный состав, оснащенный насосным агрегатом, запасом ОТВ и пожарно-техническим вооружением для выполнения поставленных задач по тушению пожаров объектов, расположенных вблизи железных дорог, и подвижного состава.
Пожарные поезда, как самостоятельная разновидность железнодорожного транспорта специального назначения, впервые были организованы по постановлению Совета Труда и Обороны (1921). Согласно постановлению в целях обеспечения противопожарной защиты действующие железные дороги России были поделены в пределах регионов с центрами в городах Москва, Бологое, Вологда, Екатеринбург, Курск, Самара, Смоленск, где пожарные поезда находились в боевом дежурстве с 15 мая по 1 ноября 1921. С этого времени началось повсеместное создание пожарных поездов. Так, на Мурманской железной дороге (ныне Октябрьская железная дорога) в 1927 было введено Положение о пожарных поездах, предусматривающее разработку поездов на базе американского вагона с оснащением его паровой машиной или мотопомпой, двумя водяными баками общей вместимостью 1500 вёдер, 1000 м пожарных рукавов. Для тушения небольших пожаров на объектах вблизи железнодорожных станций применялись пожарные автодрезины, в которых тягловый силовой агрегат (двигатель внутреннего сгорания) одновременно служил для привода пожарного насоса. Современные пожарные поезда, относящиеся к ведению ведомственной пожарной охраны.
Пожарные поезда в зависимости от используемого железнодорожного подвижного состава и соответствующих тактико-технических характеристик и подразделяются на 2 категории. Поезд первой категории (специализированный). В специализированный поезд входит дополнительно: крытый грузовой вагон для размещения оборудования и материалов, необходимых для ликвидации аварийных ситуаций на железной дороге и перекачки перевозимых жидкостей из неисправных цистерн; цистерна-приёмник для сбора аварийной жидкости при ликвидации аварийных ситуаций (в комплектации отдельных поездов). Поезд второй категории формируется из: вагона для размещения личного состава, насосных установок, электростанции, пожарного инвентаря и запаса специальных средств пожаротушения; двух-трёх цистерн с запасом воды.
Пожарный поезд, как правило, дислоцируется на крупной станции, где имеется локомотивный парк. Участники выезда определяются временем прибытия поезда на пункт вызова (не более 1,5 ч), расстояние до которого не должно превышать 100 км.
Формирование, содержание и использование пожарных поездов определяется «Правилами содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации», а также ведомственными нормативными документами.
Литература: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения;
Пожарная техника: Учебник / Под ред. М.Д. Безбородько. М., 2004.