Учёт, анализ и планирование работы в органах ГПН. Деятельность государственных инспекторов осуществляется в соответствии с планами, разрабатываемыми в УГПН региональных центров, управлениях (отделах, отделениях) ГПН главных управлений МЧС России по субъектам РФ и их территориальных отделах (отделениях, инспекциях), отделах (отделениях, инспекциях, группах) ГПН подразделений ФПС, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытом административно-территориальное образовании (ЗАТО) в установленном МЧС России порядке, а также с их личными планами-графиками работы, составленными в соответствии с их должностными обязанностями.
Мероприятия по осуществлению ГПН включаются в планы УГПН региональных центров, управлений (отделов, отделений) ГПН главных управлений МЧС России по субъектам РФ и их территориальных отделов (отделений, инспекций), отделов (отделений, инспекций, групп) ГПН подразделений ФПС, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО, в качестве самостоятельного раздела. Планируемые мероприятия разрабатываются на основе результатов анализа обстановки с пожарами, пожарной безопасности населённых пунктов, предприятий, объектов с учётом решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, вышестоящих государственных инспекторов, а также сезонных и местных условий. Населённые пункты и объекты закрепляются в установленном порядке за государственным инспектором по территориальному или ведомственному признаку. При закреплении по территориальному признаку государственный инспектор осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности во всех населённых пунктах и на объектах, расположенных на закреплённой территории. При закреплении по ведомственному признаку государственный инспектор осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на всех объектах министерства, др. федерального органа исполнительной власти, отрасли, независимо от места их расположения на обслуживаемой органом ГПН территории. Государственные инспекторы ежемесячно составляют личные план-графики осуществления ГПН, утверждаемые их непосредственными начальниками.
На мероприятия по контролю должно планироваться не менее 15 рабочих дней в месяц. Форма составления план-графиков устанавливается соответствующим органом ГПН. В органах ГПН ведется учёт объектов контроля (надзора) и результатов работы, в т.ч.: мероприятий по контролю на обслуживаемой территории; населенных пунктов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. осуществляющих на обслуживаемой территории деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопасности, подлежащую лицензированию; предприятий, осуществляющих производство, выпуск и реализацию товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, а также выпускающих продукцию повышенной пожарной опасности (нагревательных приборов, пиротехнических изделий, изделий бытовой химии и др.); новостроек, реконструируемых объектов; автоматических систем противопожарной защиты; граждан, имеющих лицензию на право проектирования и строительства, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы; консультаций, оказанных юридическим лицам и гражданам.
Результаты надзорной деятельности должны накапливаться, учитываться и анализироваться в органах ГПН для последующего их использования в государственном регулировании пожарной безопасности и для совершенствования организации и осуществления ГПН. Анализ результатов деятельности органов ГПН является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все её направления. Деятельность по осуществлению ГПН анализируется в органах ГПН ежеквартально в целях своевременного реагирования на изменения обстановки с пожарами на обслуживаемой территории по следующим направлениям: статистика пожаров; проверка соблюдения требований пожарной безопасности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, обобщение результатов проведения обследований и проверок; административно-правовая деятельность; деятельность добровольной пожарной охраны по предупреждению пожаров. Анализ статистики пожаров производится в целях выявления причин и условий возникновения пожаров, контроля и прогнозирования обстановки с пожарами. Анализ должен учитывать демографические, климатические, социально-экономические и др. факторы, влияющие на обстановку с пожарами, и завершаться разработкой мероприятий, направленных на предупреждение пожаров. Государственные инспекторы систематически изучают крупные и характерные пожары, разрабатывают и вносят в установленном порядке предложения для включения в нормативные документы по пожарной безопасности.