Классный час «К осенним каникулам – пожарная безопасность в транспорте и общественных местах, кроме школы» (5-9 класс)

Тип занятия Классный час
Класс 7-9 класс
Тема занятия Осенние каникулы – с пользой.
Пожарная безопасность в общественном транспорте и в общественных местах.
Цель Закрепить основные знания и представления о возникновении пожаров и действиях человека при возгорании.
Опорные знания Основы пожарной безопасности из курсов «Окружающий мир» и «Основы безопасности жизнедеятельности»
Формирующиеся ценности: Пожарная безопасность как общественно-значимая ценность.
Проявление заботы о жизни и здоровье людей как значимой ценности.
Сохранение от пожаров материальных активов (жилища, здания и сооружения, транспорт).
Планируемые результаты
Личностные:
  • продолжение работы по формированию культуры пожарной безопасности в повседневной жизни.
Метапредметные:
  • соотношение содержания поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает;
  • планирование способов реализации задачи и пополнения знаний при необходимости;
  • определение наиболее эффективных путей достижения результата, нахождение нестандартных способов решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели;
  • сопоставление своих действий с прогнозируемым результатом, контроль познавательной деятельности, оценка её организации;
  • организация совместной учебной деятельности, умение наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом;
  • использование основных понятий и умение определять суть предметов и явлений;
  • создание цепочки аналогий и взаимосвязей;
  • определение критериев для систематизации явлений и умение использовать их;
  • установление причинно-следственные связи событий;
  • построение чётких логических рассуждений, умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • создание моделей и схем, при помощи которых можно решать познавательные задачи;
  • умение грамотно работать с текстовой информацией, понимание содержания и смысла, определение главной мысли и уровня достоверности;
  • пользование различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов;
  • применение интерактивных инструментов для наглядной демонстрации подтверждения собственных гипотез;
  • использование онлайн-ресурсов для общения и командной работы.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Занятие с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:

Материалы портала ВДПО.рф:

«Общественный транспорт»
«Беседа: Дорога от школы – пожар в общественном транспорте»
Образовательная викторина «Пожарная безопасность в общественном транспорте»

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Данный классный час проводится классным руководителем перед началом осенних каникул. Почему? Практика показывает, что особенностью данного каникулярного периода является повышенная активность при посещении общественных мест, таких как супермаркеты (приобретение зимних вещей, атрибутов к кружкам и секциям, к которым уже адаптировались за сентябрь-октябрь), культурно-зрелищные учреждения (театры, кино, выставки как организованно классом, так и с родителями). Соответственно, возрастает частота поездок на общественном транспорте.

Если с поведением в общественных местах в случае возгорания обучающиеся знакомились в ходе изучения Окружающего мира и ОБЖ, то действия при возгорании общественного транспорта всегда вызывают больше вопросов.

Следует понимать, что в общественном месте, под которыми мы в данном случае понимаем посещение школьниками классом или с семьёй крупных торговых центров или культурно-зрелищных учреждений, достаточно сложно нарушить правила пожарной безопасности. Вряд ли кто будет в торговом центре пытаться закурить или зажечь бенгальский огонь. Кроме того, там находятся охранники, ведётся видеонаблюдение, системы пожарной сигнализации. Поэтому действовать придётся только в случае уже случившегося пожара – и вероятнее всего, по причине проблем с электропроводкой, это подавляющее количество возгораний в общественных местах

А вот с общественным транспортом всё намного сложнее. Если метрополитен обладает практически всеми характеристики супермаркета (наличие специально обученных служб, обеспечивающих порядок в повседневном и кризисном режимах, видеонаблюдение, громкая связь, указатели и т. д.), и единственным дополнительным стресс-фактором будет отсутствие в метро запасных выходов. И, как следствие, основная проблема возгорания в метро – это уцелеть в толпе.

Наиболее сложным представляется пожар в наземном общественном транспорте – автобусе, трамвае, троллейбусе, электричке. Ответственное за безопасность официальное лицо – водитель, но он не может одновременно руководить эвакуацией, обеспечить аварийную остановку машины и бороться с пожаром. И это при условии, что водитель цел, а возгорание произошло не вследствие аварии. Наблюдение подобных кейсов показывает – пожары в наземном транспорте вызывают большое количество пострадавших, в том числе при ударе электрическим током.

Мотивирующая часть содержит краткое обращение педагога к обучающимся с характеристикой предстоящих каникул, исходя из планов класса, региональных особенностей (возможно, в вашем населённом пункте нет смысла говорить о метро.)

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Сообщение новых знаний можно построить на ознакомлении с материалом статьи на портале ВДПО.рф «Общественный транспорт»

Что содержит данный текст?

  • дано определение, какие транспортные средства относятся к общественному транспорту;
  • представлена качественная инфографика в начале статьи справа по действиям при возгорании, на неё особенно следует обратить внимание обучающихся.

Главное в материале – это подробные пошаговые инструкции «Что может сделать пассажир, чтобы минимизировать пожарную опасность?» и «Какие действия можно и нужно предпринять в случае возгорания в городском наземном транспорте», «Действия при пожаре в метро». Обратите внимание, что авторы мануала прямо указали: «несколько минут пассажирам придётся находиться с проблемой один на один, и от разумности Ваших действий зависит ваша жизнь и жизнь окружающих вас людей».

В качестве закрепления полученных знаний применяется тест из серии образовательных викторин «Пожарная безопасность в общественном транспорте»

Вопросы хорошо проиллюстрированы, основная информация опирается на рассмотренный текст, поэтому данный тест сложности не вызовет.

В вопросе 8 на фото изображён вид перрона и рельсов метрополитена со стороны путей, и видна надпись на красном фоне «Ложись между рельсами!». Обсудите с обучающимися, хотя это и не относится к пожарной безопасности: кому адресована надпись? По каким причинам, кроме заведомого хулиганства, человек может оказаться на рельсах?

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Заключительная часть классного часа должна быть посвящена осмыслению услышанного.

Рекомендуем, если останется время, ознакомить обучающихся с материалом портала ВДПО.рф

Формулировки вопросов этой в этом материале носят более лёгкий, эмоциональный характер.

Если основной учебный материал – это действительно пошаговая инструкция, то данная беседа содержит советы. Важен завершающий беседу совет – как вести себя ребёнку, если в аварии пострадали сопровождающие, к кому обратиться за организационной помощью.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Наступают первые в этом учебном году каникулы. Уже не так тепло, чтобы хотелось целыми днями гулять или поехать семьёй к реке. Накопилось много срочных дел и поездок – вы определились с кружками и секциями, уже понадобились дополнительные покупки аксессуаров. Многие, наконец, после всех дачных и отпускных дел, захотят посетить театр всей семьёй. Сегодня мы и поговорим, чтобы через неделю собраться снова здесь и обмениваться радостными впечатлениями от полезных поездок и посещений.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Сегодня мне бы хотелось обратить особое внимание на безопасность в общественном транспорте. Не секрет, и мы часто в новостях видим, что пожары происходят в супермаркетах, кинотеатрах и других общественных местах. Что в первую очередь для обычного посетителя опасно? Что важно предусмотреть? (Ответы обучающихся: Возникает паника, все бегут.)

Учитель: А какие причины могут вызвать пожар в общественном месте? Обычные посетители могли бы стать причиной пожара?Вряд ли, так как открытым огнём ни в кинотеатре, ни в супермаркете никто пользоваться не будет. Но там много проводки, электроустановок, в которых может возникнуть поломка, короткое замыкание.)

Учитель: Должен ли обычный посетитель принимать участие в тушении пожара в супермаркете или кинотеатре?(Ответы обучающихся: Нет, надо срочно эвакуироваться. Если заметил признаки возгорания, надо или персоналу сказать, или позвонить по телефону «112», выбирая, что в данный момент будет быстрее.)

Учитель: Путешествуя по своему городу, мы пользуемся общественным транспортом. И часто не задумываемся, что это тоже общественное место. А это означает не только правила вежливости – уступать места, не слушать громко музыку, но и означает опасность пожара. Мы чаще всего в кино видим, как загораются при аварии легковые автомобили, но неумолимая статистика говорит о том, что достаточно часто происходят возгорания в автобусах, троллейбусах, трамваях и даже в метро.

Сейчас мы ознакомимся с серьёзным с материалом статьи «Общественный транспорт»

Обратите внимание на самые важные моменты, которые расположены справа – это краткие правила того, как мы должны действовать при пожаре в общественном транспорте. В памятке 6 пунктов. Прочитайте их. Сколько из них возлагают ответственность за возгорание на пассажира? (Ответы обучающихся: Один, нельзя провозить в транспорте опасные вещества. Все остальные правила – как действовать.)

Учитель: На какие две группы делит транспорт статья? (Ответы обучающихся: Наземный и метро.)

Учитель: В чём будет заключаться дополнительная сложность при пожаре в наземном транспорте? (Ответы обучающихся: Автобус использует бензин, и он может взорваться. Если это электротранспорт, то при аварии ток попадет на корпус, и при выходе может ударить током.)

Учитель: С каким объектом можно сопоставить метро, если мы говорим о действиях при возгорании? Какой алгоритм поведения ближе: в наземном транспорте или в общественном месте? (Ответы обучающихся: Скорее больше сходства с общественным местом. Метро – это большие залы, коридоры, много людей. В метро есть дежурные по станции, наряды полиции, специалисты у эскалаторов. В метро ведётся видеонаблюдение.)

Учитель: Действительно, несмотря на кажущуюся рискованность нахождения в метро, а это на заре его существования реально вызывало в людях опасения – оно достаточно безопасно. Сложность инженерной инфраструктуры метрополитенов – это и огромное количество тоннелей, глубокое расположение залов, из которых сложно подниматься вверх, а также требование минимизировать последствия внештатных ситуаций превратили современные метрополитены в высокотехничную инфраструктуру с передовыми системами управления и контроля. И действительно, наш метрополитен по праву считается самым безаварийным транспортом. Единственная опасность – пожар. Но и здесь – продуманность принятых решений. Напомню, что всё то, что может гореть, в том числе предметы интерьера, оформления – называют пожарной нагрузкой. Пожалуйста, оцените пожарную нагрузку метрополитена. (Ответы обучающихся: Да, там всё каменное или покрыто плиткой, гореть могут только кабели электропроводки.)

Учитель: Какая опасность возникает для пассажиров в метро, что будет наиболее характерно для данной локации? (Ответы обучающихся: Давка, бегущая в дыму толпа. В метро нет запасных выходов. Даже в автобусе есть аварийные люки в окнах и в крыше, а в метро только действующие выходы, к которым приходится выбираться или по лестнице, или идти по остановленному эскалатору. И если упадешь, могут затоптать.)

Учитель: Действительно, толпа представляет собой наибольшую опасность в метро, так как даже с задымлением способны справиться вентиляционные системы метро. Если вы находитесь на станции, то да, управление толпой возьмут на себя специалисты метро. А если поезд остановился в тоннеле, вы чувствуете запах дыма и горелой изоляции, какие чувства у вас возникнут? (Ответы обучающихся: Страшная паника, а если свет ещё погасят! Но в метро всегда объявляют, что поезд задерживается, просьба соблюдать спокойствие.)

Учитель: Обратите внимание на совет в статье: «Несколько минут пассажирам придётся находиться с проблемой один на один, и от разумности Ваших действий зависит ваша жизнь и жизнь окружающих вас людей».

Учитель: Посмотрите на рекомендации в тексте статьи портала ВДПО.рф. Какие действия мы с вами должны избегать, чтобы минимизировать возможность возгорания в транспорте? Какие действия должны предпринять, если оно произошло? (Ответы обучающихся...)

Учитель: Можно сказать, что действует двойная система контроля над возгоранием: на пожар в начальной стадии или на возгорание электропроводки могут среагировать как люди (пассажиры, водитель), так и автоматика, и беда будет предотвращена.

К сожалению, возгорание в транспорте может произойти по вине третьих лиц, совершающих тяжкое преступление – диверсию. Тогда пожар будет внезапным и сразу сильным, как следствие взрыва.

А сейчас давайте посмотрим, что мы запомнили. Можем возвращаться к этой статье, если при прохождении викторины возникнут затруднения.

Учитель: Обратите внимание на надпись на платформе. Мы её видим? А кто её может увидеть, с какого ракурса? Кому она предназначена? (Ответы обучающихся: Она для человека, оказавшегося на рельсах.)

Учитель: По каким причинам там можно оказаться? Всегда ли это хулиганство, безрассудство? (Ответы обучающихся: Могут столкнуть нечаянно, когда много народу. Поэтому есть ограничительная линя, и за неё заходить не рекомендуется.)

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель: В завершение занятия посмотрим небольшой материал «Беседа: Дорога от школы – пожар в общественном транспорте»

Как следует из названия, он адресован школьникам. А кому тогда адресовано то, что мы читали пол-урока? (Ответы обучающихся: Абсолютно всем пассажирам.)

Учитель: Вы, конечно, уже не маленькие дети, но в сложной ситуации можно растеряться. Что советуют специалисты? (Ответы обучающихся: Обратиться за помощью к официальным лицам, назвать себя и изложить проблему.)

Учитель: Теперь я спокойна, поедете ли вы на каникулах с семьёй, или мы вместе пойдём на выставку – чтобы не случилось, вы сумеете действовать спокойно и правильно. Но лучше, чтобы таких «весёлых» происшествий у нас не возникло.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить