Классный час ко Дню Гражданской обороны, Дню МЧС России (7-9 класс)


День МЧС России (27 декабря).

Аудиозапись песни А. Ковалевского «Всегда на страже дружная команда – войска ГО и силы МЧС.»

Видеозапись песни на стихи В. Маяковского «Возьмем винтовки новые» из к/ф «Тимур и его команда» 1940 г.

Тип занятия Классный час // Урок «Основы безопасности жизнедеятельности»
(вариативный модульный сценарий)
Класс 7-9 класс
Тема занятия День Гражданской обороны (1 марта, 4 октября).
Цель Познакомить обучающихся с отечественной системой гражданской обороны на современном этапе, раскрыть полный спектр задач и деятельности МЧС России.
Опорные знания Действия МЧС России в критических и чрезвычайных ситуациях любого характера.
Формирующиеся ценности: Уважительное отношение к государственной заботе о безопасности личности, общества и государства.
Сопричастность к системе ГОЧС.
Планируемые результаты
Личностные:
  • формирование активной гражданской позиции.
  • изучение роли МПВО для победы в Великой Отечественной войне;
  • ознакомление с героическими вехами в истории ГО мирного послевоенного времени;
  • более глубокое ознакомление подростков с основными этапами и событиями становления и развития ГО.
Метапредметные:
  • соотношение содержания поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает;
  • планирование способов реализации задачи и пополнения знаний при необходимости;
  • определение наиболее эффективных путей достижения результата, нахождение нестандартных способов решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели;
  • сопоставление своих действий с прогнозируемым результатом, контроль познавательной деятельности, оценка её организации;
  • организация совместной учебной деятельности, умение наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом;
  • использование основных понятий и умение определять суть предметов и явлений;
  • создание цепочки аналогий и взаимосвязей;
  • определение критериев для систематизации явлений и умение использовать их;
  • установление причинно-следственные связи событий;
  • построение чётких логических рассуждений, умение формулировать выводы;
  • создание моделей и схем, при помощи которых можно решать познавательные задачи;
  • умение грамотно работать с текстовой информацией, понимание содержания и смысла, определение главной мысли и уровня достоверности;
  • пользование различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов;
  • применение интерактивных инструментов для наглядной демонстрации подтверждения собственных гипотез;
  • использование онлайн-ресурсов для общения и командной работы.
Продолжительность занятия: 45 мин
Рекомендуемая форма занятия: Урок с использованием онлайн-технологий.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:
Материал портала ВДПО.рф «День Гражданской обороны»
Статья портала ВДПО.рф «И народ зажигалки тушил…»
Образовательная викторина «Всемирный день Гражданской обороны»

Дополнительный материал:

30 сентября 2011 – День образования спасательных воинских формирований МЧС России
09 декабря 1992 г образована Академия Гражданской защиты МЧС России
К 10 мая образовательная викторина «Что ты знаешь про авиацию МЧС России?»
17 февраля день создания отряда специального назначения «Лидер» МЧС России
17 мая – День образования водолазной службы МЧС России

Структура занятия – методические рекомендации

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

К сожалению, нельзя объять необъятное. Тематика, связанная со структурой, задачами деятельности МЧС России очень велика, и вытекает из определения: «Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – федеральное министерство, имеющее в составе федеральную противопожарную службу, профессиональную аварийно-спасательную службу, спасательные воинские формирования».

Понимая, что классный руководитель и преподаватель ОБЖ должны проводить работу и по другим темам, не менее важным, и возможностей детально остановиться на всех подразделениях в структуре МСЧ России возможности нет, мы подготовили модульный сценарий, то есть каждый педагог может найти в нём для себя главный вектор и построить акцент занятия на нём. Мы постарались предложить максимальный спектр возможностей.

Данное занятие приурочено ко Дню Гражданской обороны России – 4 октября, Международному Дню ГО – 1 марта, Дню создания МЧС России –27 декабря.

Кроме того, существует ряд локальных значимых дат, связанных с отдельными структурными подразделениями МЧС России, и тогда целесообразно сместить акценты в предложенном сценарии общего характера на отдельное подразделение.

Например, интересна дата 30 сентября 2011 – День образования спасательных воинских формирований МЧС России. Тогда данное занятие будет значимым этапом на уроке ОБЖ при рассмотрении темы «Рода и виды войск, воинские специальности». О ней можно подробно узнать на сайте ВДПО.рф по ссылке:

09 декабря 1992 г образована Академия Гражданской защиты МЧС России, и если данное занятие связано с профориентацией, то можно привлечь дополнительный материал

10 мая отмечается День авиации МЧС России, о нём подробно можно узнать из образовательных викторин:

17 февраля 1993 года – день создания отряда специального назначения «Лидер» МЧС России

17 мая 1996 года – День образования водолазной службы МЧС России

Необходимо отметить, что поэтическое творчество, посвященное спасателям и силам ГО, представляет собой значительный пласт отечественной литературы, как профессиональной (А. А. Ковалевский, В. Я. Степанов, Л. В. Максимчук), так и самодеятельной, произведения которой бытуют, как правило, в своем регионе. Следовательно, если педагог находит нужным выбрать стихотворные фрагменты для музыкально-литературной композиции, то это не представится сложным.

Формат занятия может быть дополнен не только музыкально-литературной композицией, но и торжественной линейкой. При проведении линейки на улице с учётом времени года (начало октября), риск солнечных и тепловых ударов минимален, то могут в зависимости от погодных условий возникнуть переохлаждения, что в равной степени нежелательно

При благоприятных погодных условиях целесообразно проведение линейки на свежем воздухе, в том числе на местном мемориальном комплексе, посвященном МПВО-ГО (мемориальная доска, зенитное орудие, памятник спасателям и т. п.).

Целесообразно придать мероприятию социальную значимость, пригласив не только ветеранов и действующих сотрудников системы ГО, но и представителей органов власти, местного самоуправления, средств массовой информации.

Таким образом, мотивационная часть строится в виде краткого вступительного слова педагога по поводу отмечаемой даты, прослушивания (и мы настоятельно рекомендуем) песни А. Ковалевского про войска ГО и силы МЧС.

Для понимания приводим её текст.

1 куплет
Когда человек попадает в беду,
Ему всё равно кто на помощь придёт,
Кто руку протянет в кромешном аду,
От смерти избавит и к жизни вернёт!

ПРИПЕВ
Летит моя пожарная охрана,
А ей навстречу пламя до небес.
Всегда на страже дружная команда
Войска ГО и силы МЧС.

2 куплет
Наш век катастрофами грозно объят
И если аварии не отвратить,
Спасатели в самое пекло спешат,
Их служба такая – себя не щадить.

ПРИПЕВ (тот же)

3 куплет
Когда-нибудь люди друг друга поймут,
Научатся мир и планету беречь,
Не будет тогда чёрных дней и минут,
Но только сейчас – о спасателях речь!

ПРИПЕВ (тот же)

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

В качестве сообщения новых знаний педагог даёт краткую характеристику истории системы МПВО-ГО в России. Затем подробно рассказывает о создании и деятельности МЧС России, его структуре, куда входит не только уже хорошо знакомая детям Государственная противопожарная службы.

Далее при необходимости можно рассмотреть как пример одну из служб МЧС России – Центроспас, Авиацию МЧС России, поговорить о спецподразделении МЧС России «Лидер».

Для иллюстрации исторических моментов МПВО-ГО можно использовать стихи, музыку, видеофрагменты. Так, для 5-6 классов будет интересен фрагмент фильма «Тимур и его команда» с песней о детских объединениях Гражданской обороны – страна жила предчувствием надвигающейся войны, и защищать свою Родину на местах были готовы и школьники.

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

В заключительной части урока педагог должен ещё раз обратить внимание обучающихся, что Российская Федерация заботится о своих гражданах, и всегда рада видеть сильных, смелых и умных юношей и девушек в своих рядах – открывают двери кадетские классы и корпуса МЧС России, призывники и контрактники могут служить в воинских формированиях МЧС России. А те, кто готов и чувствует силы для продолжения службы всю жизнь, построения офицерской и научной карьеры – поступают в Академию Гражданской защиты МЧС России, трудятся во Всероссийском научно-исследовательском институте по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Актуализация знаний

Учитель: Мы с вами живём в огромной стране. Климат, природные особенности России настолько разнообразны, что у нас можно оказаться и возле вулкана на Камчатке, и в порывах шквалистого ветра в Мурманске. Лесные пожары время от времени проносятся по нашим регионам. Мощные реки выходят из берегов. Это природа. Укротить, отменить эти явления невозможно. Можно только научиться им противостоять, минимизировать последствия.

О каких природных катастрофах из недавних новостей вы знаете? Что происходило в нашем регионе? (Ответы обучающихся...)

Учитель: Наш мир развивается технологически. Растут огромные заводы, всё больше грузов способны принять на себя поезда, самолёты и суда. Иногда это входит в противоречие с силами природы. Когда? (Ответы обучающихся: Большая вероятность обрушения высотных домов при землетрясениях.)

Учитель: Не очень приятно осознавать, но и технологии войны тоже не стоят на месте. Где и как в древности происходило сражение? (Ответы обучающихся: В чистом поле или враги нападали на поселение, грабили и сжигали дома, а жителей уводили в плен.)

Учитель: С развитием авиации, дальнобойности орудий появилась возможность обстреливать и бомбить мирные города, чем и пользуются фашисты, националисты и прочие группировки, лишенные человеческого морального облика. К сожалению, в настоящее время и нам, мирным гражданам, приходится сталкиваться с проявлениями войны.

Учитель (или подготовленный заранее обучающийся):
От малых бед до катастроф,
Всегда, везде – ведь мир так тесен,
Они достойны лучших строф
Баллад и од, прекрасных песен...
(Максим Мусиенко «Профессия такая»)

И действительно, возможности и героизм сил ГОЧС России неисчерпаемы.

Аудиозапись песни А. Ковалевского «Всегда на страже дружная команда – войска ГО и силы МЧС.

Часть 2. Основная

Сообщение новых знаний. Закрепление

Учитель: Интересно, что человечество довольно долго обходилось усилиями только пожарных. Как вы думаете, что, не было природных катастроф, не происходили аварии? (Ответы обучающихся: Люди были ближе к природе, умели адаптироваться к жизни в опасных локациях или просто не селились там, население Земли было меньше в разы. Дома были проще, одноэтажную избу восстановить легче. А крупных аварий не происходило, потому что крупные заводы стали появляться только в XIX веке. Самолёты были маленькими, погибал лётчик и пассажир, несколько пассажиров, но не сотни, как сейчас. Тоже самое и с поездами.)

Учитель: Природные явления, приводящие к природным катастрофам и стихийным бедствиям, ежегодно приносили России огромный материальный ущерб и приводили к большим человеческим жертвам. С развитием техносферы в нашу жизнь вторглись техногенные бедствия – взрывы, кораблекрушения, аварии на шахтах и рудниках и др.

Не меньшую, а может быть даже большую угрозу, чем природные и техногенные опасности для нашего государства представляли опасности, возникающие в ходе войны.

4 октября 1932 г. постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР, предшественницы нынешней Гражданской обороны (ГО). Развернулась всеобщая подготовка населения по гражданской обороне. Это нашло своё отражение даже в детских фильмах. Давайте посмотрим маленький отрывок из фильма «Тимур и его команда» – ребята учатся оказывать первую помощь, готовятся помогать стране в обороне. Страна жила предчувствием надвигающейся войны, и защищать свою Родину на местах были готовы и школьники.

Видеозапись песни на стихи В. Маяковского «Возьмем винтовки новые» из к/ф «Тимур и его команда» 1940 г.

Учитель: В годы Великой Отечественной войны в подразделениях местной противовоздушной обороны МПВО было много женщин, подростков и пожилых людей. Многие из них ценой своей жизни предотвращали пожары, оказывали помощь раненым, а иногда и ловили диверсантов.

Сейчас мы посмотрим небольшой материал на портале ВДПО.рф.

Обратите внимание на фотоматериал: обучение женщин-домохозяек действиям по тушению зажигательных бомб, организации и обслуживанию укрытий. На одном из фото крупным планом представлена грампластинка. Пластинки были в те времена единственным носителем звуковой информации, для их воспроизведения нужен был аппарат – патефон, в котором вращение пластинки достигалось не с помощью электричества, а за счёт пружины, которую заводили специальной ручкой. Эта пластинка предназначена для тренировок действий по сигналам ГО. Почему тренировок? Для ответа нужны внимательность и логика (Ответы обучающихся: Там написано название трека: «Учебная тревога». Когда была настоящая, то запись звучала для всех по радио. Это граммофонная пластинка, под запись которой отрабатывают учения.)

Учитель: После войны специальные пиротехнические отряды МПВО продолжали принимать участие в сплошных разминированиях территории СССР, подвергшихся фашистскому нашествию. Это была опасная работа. Многие воины МПВО погибли и получили увечья при выполнении этой задачи.

После окончания войны силы МПВО стали переориентироваться на решение задач мирного времени, направленных на проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия.

Вместе с тем, уже вскоре после окончания 2-й Мировой войны вновь начали обостряться международные отношения, и угроза мирной жизни сохранялась, в том числе после применения ядерного оружия – возрастала возможность вовлечённости именно населения.

Преобразование МПВО в новую систему оборонных мероприятий началось уже в 1955 году, когда Правительством СССР было принято решение об усилении МПВО и подготовке к защите населения от ОМП на всей территории страны, и завершилось в 1961 году принятием решения о преобразовании МПВО в систему гражданской обороны.

В нашей стране дата создания системы МПВО отмечается как начало всей системы Гражданской обороны.

Посмотрим материал портала ВДПО.рф

Обратите внимание на иллюстрации справа. Что это? (Ответы обучающихся: Это нагрудные знаки, которыми, очевидно, награждали наиболее умелых участников Гражданской обороны.)

Учитель: Вы можете поговорить в семье – наверняка кто-то из бабушек, дедушек помнит, а кто-то хранит фотографии, как все работники предприятия по сигналу надевали противогазы, девушки надевали нарукавные повязки с красным крестом и тренировались эвакуировать «пострадавших».

Но постепенно дело ГО стало требовать настоящих профессионалов – появилась сложная техника у спасателей, а катастрофы стали масштабнее.

В мире отмечается Всемирный день Гражданской обороны. Давайте узнаем, чем он отличается от Дня ГО России. Но могу сразу сказать: все простые жители одинаково страдают от стихии и аварий. И очень часто наши, российские специалисты приходят на помощь пострадавшим в других странах и континентах.

Образовательная викторина:

Учитель: Обратите внимание на фото, это реальное фото середины ХХ века. Ваши ровесницы!

Учитель: Большинство ваших родителей на уроках ОБЖ, а бабушки и дедушки на уроках начальной военной подготовки (НВП) делали такие ватно-марлевые повязки. А почему это полезное знание в любом случае? (Ответы обучающихся: Мокрая ткань защищает органы дыхания при выходе из задымлённого помещения при пожаре. Конечно, делать такую маску будет уже некогда, но зная принцип действия - можно сделать аналог повязки и себя спасти.)

Учитель: Мы узнали о понятия «Гражданская оборона», которое существует как в нашей стране, так и в мире. И за сегодняшний урок не раз отмечали о том, что возросла роль профессионалов.

Несмотря на то, что Гражданская оборона – это система самозащиты населения (гражданской защиты), она объединяет в себе профессионалов в различных областях, в том числе и военизированные подразделения различных ведомств.

Кто из вас захочет, может в 18 лет попросить военкомат направить проходить срочную службу именно в воинских формированиях МЧС России.

Самые лучшие бойцы таких подразделений приходят дальше служить в спецназ МЧС России: отряд специального назначения «Лидер» МЧС России

Безусловно, каждый спасатель имеет несколько квалификаций – медика, пожарного, альпиниста. Но есть и виды работы, специальности, которым надо посвятить себя отдельно, тренируясь только по выбранному направлению.

Образовательная викторина:

17 мая – День образования водолазной службы МЧС России

Часть 3. Заключение

Итоги занятия. Рефлексия

Учитель (или подготовленный обучающийся):

Автор стихов главный спасатель–психолог МЧС России Л. А. Лаврова
Сегодня страна поздравляет спасателей наших ряды,
Здоровья и счастья желает и исполненья мечты.
Пусть гордое званье Спасатель, звучит сегодня не раз!
Спасатель исполнит свой долг пред народом
И выполнит с честью Отчизны приказ!

Учитель: Безусловно, узнать за одно занятие всё, что делает МЧС России, чтобы мы не остались с бедой один на один, невозможно. Самое важно вы должны понять: Российская Федерация заботится о своих гражданах, и всегда рада видеть сильных, смелых и умных юношей и девушек в своих рядах, для этого открывают двери кадетские классы и корпуса МЧС России, призывники и контрактники могут служить в воинских формированиях МЧС России. А те, кто готов посвятить всю жизнь обеспечению безопасности, построению офицерской и научной карьеры – поступают в Академию Гражданской защиты МЧС России трудятся во Всероссийском научно-исследовательском институте по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России.

Дома подумайте, обсудите с семьёй – какая видится жизненная траектория вам. Примите во внимание, что мы ещё не рассмотрели психологическую службу МЧС России, не познакомились с медиками Центрального аэромобильного госпиталя МЧС России, а это значит, что нужны не только ребята и девушки физически крепкие, способные прыгать с парашютом и входить в развалины при землетрясении, но и психологи, медики и даже повара.

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить