Творческое мероприятие

Тип мероприятия Итоговое коллективное творческое мероприятие демонстрационно-мониторингового характера
Класс 3-4 класс
Тема мероприятия Чему мы научились по пожарной безопасности за учебный год?
Вариантами названия могут быть: «Сказки старого брандмейстера», «Путешествие пожарных по сказкам», и даже «Космические приключения пожарных» («Взрослые и дети за Галактику в ответе»), «О пожарных в шутку и всерьез» и другие варианты.

Цель Систематизировать и закрепить на практике компетенции, получаемые обучающимися в курсе дисциплины «Окружающий мир» и Программы внеурочной деятельности «Пожарная безопасность: знаем и действуем»
Формирующиеся ценности: Пожарная безопасность как неотъемлемая часть культуры человека, живущего в социуме и осознанно относящегося к сохранению жизни и здоровья своих и окружающих, экологии, материальных и культурных ценностей.
Планируемые результаты
Личностные:
  • стремление к упрочению своих компетенций в области пожарной безопасности;
  • понимание важности соблюдения правил пожарной безопасности в интересах коллективной безопасности;
  • проявление положительного эмоционального отношения к овладению компетенциями безопасного поведения.
  • понимание опасности пожара, причин возникновения возгораний, алгоритм действий ребенка 9-11 лет в случае возникновения возгорания в школе, дома, в общественном месте (вызов пожарных, эвакуация).
Метапредметные:
  • проявление активности при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации в соответствии с учебной задачей;
  • построение речевых высказываний: умение отвечать на вопросы, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
  • участие в коллективном формулировании выводов по результатам обсуждения;
  • формирование социальной ответственности за свои поступки;
  • умение действовать в коллективе;
  • готовность выполнять указания значимого взрослого;
  • стремление к взаимопомощи и поддержке.
Продолжительность занятия: 60 мин
Рекомендуемая форма занятия: Мероприятие в зале, с элементами театрализации. Коллективное творческое дело, подразумевающее подготовку отдельных блоков командами (малыми группами) и логически связанные общими действиями.
Дополнительное оборудование Мультимедиакомплекс с выходом в интернет.
Комплект материалов:
фонограммы
  • «Песня пожарных» (серебряные каски) сл. Э. Успенский, муз. Г. Гладков.
  • «Мечта» («Спросите у веселого мальчишки…»)
  • «Мы – пожарная дружина»
  • «И ты, и я за все в ответе»
  • «Гимн пожарных» А. Ковалевский
  • «Песня пожарных» сл Э. Успенского, муз. Г. Гладкова
  • «Рыцари огня» сл. Л. Ошанин, муз. Г. Мовсесян
  • «Рыцари огня (Споем друзья про рыцарей огня, Они достойны самой лучшей песни»)

Структура занятия – методические рекомендации

Педагогический смысл выбранного формата.

Данное мероприятие является итоговым, оно суммирует и обобщает все компетенции, полученные обучающимся к концу учебного года по итогам освоения программы внеурочной деятельности «Пожарная безопасность: знаем и действуем».

Мероприятие носит демонстрационно-мониторинговый характер, то есть несет в себе функции демонстрации обучаемыми свободного и уверенного владения запланированными предметными компетенциями, а также предоставляет возможность педагогу это оценить. Польза коллективного творческого дела в качестве итогового мероприятия заключается еще и в том, что подготовка походит поэтапно, и у каждого отдельного ребенка есть возможность в комфортном режиме выявить свои пробелы знаний и восполнить их. Соответственно, это же относится и к действиям учителя: он видит пробелы у отдельных обучаемых и у класса в целом, и находит способы эти пробелы компенсировать.

Выпускникам 3-4 класса доступно к реализации классическое коллективное творческое дело, но при подготовке, в силу возрастных особенностей, направляющая роль взрослого будет более существенной, чем в КТД для подростков.

Особенности тематических театрализованных мероприятий.

Формат выступления на сцене для детей 9-11 лет действительно притягателен, т.к. в это возрасте они уже готовы не только воплощать «режиссёрский замысел» педагога, но и ощущать радость от перевоплощения, вносить свои трактовки образов. Дети любят и хотят принимать участие в театрализациях, тем более, что в настоящее время взят курс на развитие школьных театров.

Миниатюры каждой команды как отдельный законченный продукт сценического творчества могут быть оформлены в виде отдельного видеоролика и использованы в других конкурсах или просветительской деятельности, например, по местному телевидению.

Так как мы говорим о КТД, то это подразумевает: не следует полагаться на обеспечение костюмами, реквизитом и декорациями на родительскую общественность, а шире привлекать детей к разнообразному творчеству. Если данное КТД реализуется как общешкольное на параллель и или сводное на параллели 3-4-х классов, то в каждом классе будут дети, которые лучше рисуют, чем поют, и это абсолютно нормальное явление. С данной позиции и рекомендован именно такой формат итогового мероприятия – каждый ребенок сможет и должен проявить себя.

Сюжетная линия мероприятия может быть разнообразной. Сказка как базовый компонент взята в данном случае как наиболее нейтральный и понятный вариант, в котором каждая команда находится примерно в одинаковых условиях – вносит тематический элемент в сюжетный ход известной и понятной сказки. Прием инсценирования переделанной сказки – далеко не нов и знаком каждому педагогу. Если мы делаем КТД на основе путешествия по сказкам, то есть несколько вариантов: мы можем раздать заранее по жребию названия классических детских сказок и предложить их «исправить» так, чтобы в них предотвратили возгорание. Или произведение для инсценировки выбирают дети с учителем в классе. А затем координируются с ведущим, чтобы не было дублирования.

Интересное мероприятие получается, если оттолкнуться от истории пожарного дела в мире и в России, распределив эпохи между командами – на портале ВДПО.рф очень много исторического материала во всех разделах – и интерактивные презентации, и образовательные викторины, и познавательные статьи. Или же в этом векторе, но сосредоточиться на интересных вехах развития пожарного дела в своем городе, регионе.

Направление охраны природы от пожаров также дает возможности театрализации в форме выступления агитбригад, направленных на борьбу с палом травы, лесными пожарами из-за ошибок в разведении костра. Но здесь следует понимать, что предоставить большому количеству команд тем для выступлений будет сложно, но для 2-3 4-х классов – все прекрасно распределится (весенний пал, лесной пожар, отдельно костер).

В представленной разработке даны варианты этапов, которые педагог может менять по своему усмотрению, усложнять или упрощать на основании конкретных освоенных компетенций. Сценарий дан единый для 1-4 классов с учетом возможности проведения общешкольного мероприятия (если школа небольшая, и в параллели 2 класса), по одной или двум параллелям, а также внутри класса, разделив класс на малые группы (команды). В практике авторов использовался и прием смешанных команд, когда обучающиеся 4-х классов взаимодействовали с 1-2-3-классниками, и каждый делился знаниями и вносил свой посильный вклад в успех команды.

Можно развить тему космоса – предложить каждой команде представить одно из направлений пожарной безопасности, изученных данном учебном году, для дружественных представителей внеземной цивилизиции: что такое битовое электричество, газ, как на Земле празднуют Новый год и т.д. (но в таком случае роль любознательных пришельцев – у ведущих), то есть по сюжету команды-участники проводят противопожарный инструктаж для абсолютно не осведомленных об огне и пожарной безопасности гостей из далекого космоса. Или же наоборот – каждая команда в далеком космосе сталкивается с определенной задачей и решает ее творчески, по очереди представляя свое решение, в таком случае мероприятие будет носить характер защиты проектов в творческом формате: например, разработать способы тушения пожара на звездолете (материалы по данному направлению также представлены на портале ВДПО.рф).

Организационно-методические советы.

Особенность мероприятия в зале – все команды проходят испытания на глазах друг друга. Такая форма работы существенно экономит кадровый ресурс, т.к. при проведении итоговой игры в формате квеста (игры по станциям) необходимо предусмотреть жюри (судей, инструкторов) на каждый этап. Это не сложно, если в образовательной организации есть подростковые волонтерские формирования или военно-патриотический клуб, дружина юных пожарных, команда ВДЮОД «Школа безопасности», или проходят практику студенты-педагоги. Вторая сложность игры по станциям – это требования к пространству: команды должны безопасно перемещаться от этапа к этапу, не мешать другим командам, а каждый этап по возможности должен быть развернут отдельно. При нехватке кадров, а также при невозможности задействовать в игре несколько разных помещений для развертывания этапов, отличным выходом будет предложенный здесь театрализованный квиз.

Предлагаемый вариант формата сочетает элементы и конкурса инсценированных произведений, и КВН, квиза.

Важное организационно-методическое требование вне зависимости от сюжета:

  • это не отчетный концерт, а КТД; поэтому все выступления команд должны быть звеньями в логической цепочке событий, происходящих на сцене и в зале, и усилие каждой команды формирует общую ткань события.
  • все команды должны находиться в формально одинаковых условиях по времени выступления, возможности привлечения реквизита, музыкального и иного оформления; рекомендуемое время выступления – не более 3 минут, в крайнем случае – до 5 минут, т.к. это та продолжительность времени, на которую дети, являющиеся в этот момент зрителями, могут сконцентрировать внимание (справочно: обычная песня так и длится, от 3 до 4 минут, и более длинный клип уже кажется затянутым);
  • на подготовку должно быть отведено комфортное время, чтобы выступление не получилось «сырым» и скомканным, но и нет смысла сосредотачиваться на длительных репетициях – дети устанут, потеряют мотивацию и ощущение остроты момента; из практики – небольшое сюжетное выступление требует примерно 10 дней спокойной подготовки;
  • между выступлениями команд должны быть общие игровые, квизовые и динамические вставки, чтобы переключать внимание и осуществлять смену видов деятельности;
  • ведение такого мероприятия лучше поручить взрослому педагогу, который сможет не только объявлять номера, но и сориентироваться в случае непредвиденных обстоятельств (заминка с реквизитом и музыкой и др.), но это не исключает помощников из числа разумных и активных детей, в том числе более старшего возраста, которые могут читать стихотворные «связки», помогать с установкой реквизита; кем в таком случае является взрослый ведущий? Посмотрите хорошие образцы введения такого направляющего и комментирующего персонажа в классических детских фильмах: образ сказочника в «Снежной королеве» (1966 г., В. Никитенко), образ Исполняющего особые обязанности в фильме «Москва-Кассиопея»(1973 г, И. Смоктуновский).
  • порядок выступления команд или определяется заранее, если этого требует сюжетная линия, или проводится жеребьевка перед началом праздника в торжественной обстановке. Подсказка: мы используем для жребия старинную пожарную каску, это сразу настраивает на сказочный и возвышенный лад;
  • если идет конкурсное квизовое задание, то могут приглашаться каждый раз новые дети для участия – по 1-3-5 человек от команды (класса);
  • пауз ожидания быть не должно! У педагога, ответственного за ведение праздника, всегда в запасе игры, песни, вопросы квиза и другие эксперсс-активности. Помните: у вас всего 60 минут – это максимальная протяженность детского праздника. И то при условии захватывающе интересного зрелища.

Для целостной картины праздничного, важного в учебном году события следует продумать оформление зала плакатами, которые дети изготавливали на занятиях (об этом идет речь в Программе), тематическими поделками. Важно пригласить почетных гостей – это могут быть представители районной пожарной части, ВДПО, ветераны.

При подготовке мы рекомендуем обратиться к образовательным викторинам портала ВДПО.рф. которые могут помочь провести погружение детей в мир сказки:

Советы по организации каждого этапа мероприятия.

Торжественное начало.Подсказка: если в школе есть военно-патриотический клуб, то можно организовать торжественный вынос знамени ВДПО как организации, на протяжении более чем 110 лет курирующей и направляющей противопожарную работу с детьми и подростками. Хорошим музыкальным сопровождением в данном случае будет гимн Пожарной охраны, написанный Александром Ковалевским. Напутственные слова почетных гостей. Подсказка: предупредите, что это обучаемые 3-4 класса, речь должна быть простой, короткой и мотивирующей, а не запугивающей. В вводных словах ведущего следует отразить успехи школы и параллели в тематике КБЖ, если есть победы в профильных олимпиадах, конкурсах.

Зачин мероприятия.Можно поиграть в игру с залом, настраивающую на тему сказок, театра. Функция психолого-педагогическая такой игры – тонкая подстройка всей аудитории на единый смысловой вектор. Вне зависимости от того, по жеребьевке или по заранее определенному порядку будут выступать команды, у ведущего так называемые «подводки» к сюжету каждой команды должны быть обязательно готовы.

Основной ход мероприятия. Это выступления детей и динамические связки.
Приведенные в сценарии варианты игр и квизовых заданий педагог выбирает и использует в зависимости от плотности мероприятия: если количество команд большое, 6-7 классов, то при отводимом времени 3 минуты на выступление это уже 30 минут + начало и финал, массовые игры.
Если мы говорим о трех-четырех командах, например, среди только четвертых классов, то и время выступления может быть заранее отведено и оговорено 5 минут, и массовые игры можно выбрать более длительные.

Финал мероприятия.Данное коллективное творческое дело требует от всех участников, взрослых и детей, креативности ответственного отношения к порученному делу. Поэтому было бы несправедливым выделять отдельно места. Конечно, отметить 1-2 команды как особо выдающиеся – смысл есть, но и все остальные команды должны быть поощрены и не чувствовать себя проигравшими. Рекомендуем заранее продумать номинации, по которым можно наградить команды, с учетом того, что все же как таковое сценическое (исполнительское) искусство не является ключевым в данном КТД. Основной акцент – на осознанное применение усвоенных компетенций, что и выявляется на творческом уровне, то есть этот уровень предполагает не только усвоение знаний, но и их применение в творческой деятельности, решение нестандартных задач и создание собственных проектов.
Возможные номинации: «Лучшее применение подручных средств пожаротушения», «Лучшая профилактическая работа», «Лучшая профилактика детской шалости с огнем», «Лучшие друзья лесных пожарных», «Лучшие знатоки истории пожарного дела» и т.д.
Если жюри надо время для подведения итогов, то уместно поиграть в тематические игры с залом, исполнить песню, которую разучивали все (например, «Мы – пожарная дружина»).
Затем происходит награждение по итогам игры и учебного года.
С напутствием мотивирующего характера выступает представитель почетных гостей.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Скачать PDF

Получить файл методических рекомендаций в формате PDF

Для получения дополнительных материалов (рассылки).
Получить