Бакушин Николай Петрович

Николай Бакушин: «Я горд тем, что стоял у истоков ГИМС!»

18-летним мальчишкой Николай Бакушин попал в самое пекло Курско-Орловской дуги, прошел ее и выжил. Он смотрел смерти в глаза, получил ранения и огромный бесценный опыт труда и работы в разных условиях.

В 1984 году он с коллегами организовывал работу и стоял у истоков образования государственной инспекции по маломерным судам. Мы встретились с Николаем Петровичем накануне 36-летия образования ГИМС, а также в преддверии Парада Победы, который состоится 24 июня.
- Николай Петрович, расскажите о своем детстве, откуда Вы родом?
- Я родился в маленькой деревушке Казанковка Ржаксинского района Тамбовской области в далеком 1925 году. Успешно окончил 8 классов средней общеобразовательной школы, а вот в 9 класс идти было же некуда – началась война! Все мужчины призывного возраста, способные защищать Родину, уже отправились на фронт. В Казанковке остались в основном женщины и дети. Я, на тот момент, был самым грамотным в деревне, поэтому в первые годы войны работал счетоводом, составлял ведомость раздачи продуктов. А еще в мои обязанности входило раздавать эти продукты: хлеб, просо, пшеницу и т.д.
- А как вы попали на фронт?
- 20 марта 1943 года, в разгар войны, пришла повестка из военкомата. Мне было 17 лет. Направили в Тамбовское пулеметное училище, нынешнее училище связи. Провожали меня всей семьей, мать нарядила в тулуп и валенки и на лошадях поехал я в Тамбов. Там прошел курс обучения 6 месяцев. В течение этого времени, пока постигали курс молодого бойца, еще и ездили на заготовку дров, пилили двухметровые бревна, чистили аэродромы, грузили боеприпасы на фронт с завода «Ревтруд». Много чего было.
- А каким было боевое крещение, в какую точку фронта Вас отправили после окончания курса обучения?
- Шестимесячные курсы обучения пришлось освоить за четыре. И уже в июле нас отправил на Курско-Орловскую дугу. До Орла мы не доехали 50 км, так как впереди была разбита железнодорожная ветка. Жара стояла невыносимая, а нас как раз высадили рядом с рекой. Наши ребята бросились купаться и тут же 7 новобранцев подорвались на немецкой «растяжке» вдоль реки. Это и было наше боевое крещение, до сих пор вспоминаю с болью в сердце…Потом нас отправили на Мценск. Его мы освободили достаточно быстро, а затем нас стали перебрасывать из одного населенного пункта в другой, по ночам могли проходить по 30 километров, спали прямо в строю, на спине впереди идущего, марш-броски были изнурительные и мучительные.
К Орлу подошли уже к «зачистке» железнодорожного вокзала. За этот бой, кстати, мне дали медаль «За отвагу». Правда, ее прислали, когда я был уже в госпитале.
- После этого боя Вас отправили в госпиталь?
- Нет, Орел мы освободили 5 августа. После Орла нас перекинули в Брянскую область. Там еще 3 раза ходили в атаку. В очередном бою меня ранило и контузило. Снаряд попал в ногу. Из санбата меня отправили поездом в Мичуринск, потом в госпиталь Тамбова, а оттуда в больницу в Ржаксу. После выписки меня комиссовали, а там и война закончилась.
- А в послевоенные годы, чем вы занимались, где работали?
- Вернулся домой, там мать, сестры и братья оставались. Тут же в родной деревни я с будущей женой Анной познакомился. Устроился счетоводом в два колхоза, потом секретарем комсомольской организации, а затем и секретарем районного отдела НКВД. Но там я недолго проработал - предложили перевестись в Тамбов, в одно из отделений милиции. Параллельно получил экономическое и юридическое образование, я вообще всегда стремился к получению новых знаний. А потом я в военторге работал.
- А почему решили кардинально поменять сферу деятельности?
- Когда я вышел на пенсию, меня в Тамбове все заняли, как грамотного сотрудника и хорошего организатора. Мой друг позвал меня на работу во вновь созданное учреждение. Там хоть была и не большая зарплата, но работа оказалась интересная и увлекла меня. А так, как я к работе подхожу и с теоретической и с практической стороны, чтобы качественно организовать работу государственной инспекции по маломерным судам, я поехал на учебу. Курсы проходили в Нижнем Новгороде на базе академии водного транспорта.
- Серьезный поход к работе! А сколько в инспекции по маломерным судам проработали и чем занимались?
- Я пришел с первого дня образования инспекции и проработал там, в общей сложности, 15 лет. 7 лет на постоянной работа, а затем 8 лет приходил на сезонную работу, когда было необходимо дополнительное количество сотрудников. Занимался всем понемногу. Сначала занялся административной работой, организовывал деятельность всей службы, упорядочил документацию инспекции, составлял планы и отчеты, тут пригодился и опыт юридической работы, и образование юриста. А потом и практической часть работы инспекции занялся. Преподавал вождение, принимал теорию и практику у будущих судоводителей. И, конечно же, в рейды и патрулированию по рекам тамбовщины ходил, профилактические беседы проводили с рыбаками и купающимися. И, надо сказать, за время моей работы ЧС и происшествий не произошло, на реке всегда был порядок.
- С детьми в школах проводили встречи?
- Конечно! Я вот эту работу особенно любил. В школах уроки по безопасности проводил, и звали меня уроки мужества проводить. И конечно мы акции интересные проводили на реке со школьниками, показывали им средства спасения и оборудование спасательное. А потом, кстати, родители приходили и благодарили нас, за то, что мы такой интересный досуг для ребят организуем. Вообще тамбовчане часто нас благодарили за хорошую работу!
- А сейчас по той работе скучаете, наверное?
- Любимая работа была! Но я и сейчас часто с детьми встречаюсь, в школы приглашают о войне рассказать, о работе в инспекции по маломерным судам.
- Что своим коллегам из ГИМС хотите пожелать?
- В 1984 году инспекция появилась в своем современном виде. За это время пройден огромный путь становления и развития этой структуры. И я горд, что стоял у истоков становления этой нужной и важной системы.

Поделиться:

Ветераны Тамбовская область