Шило Александра Федотовна

В посёлке Ключи 25 лет водителем пожарного автомобиля проработала женщина - Александра Шило!

Александре Федотовне Шило исполнилось 89 лет, но выглядит она намного моложе своих лет. Женщина, в трудовой книжке которой до выхода на пенсию сделаны две основные записи «принята» и « зачислена».

В июне 1948 года она приступила к обязанностям водителя пожарного автомобиля деревообрабатывающего комбината треста «Камчатлес». В 1961 году её фотография украсила Доску почёта ДОКа, в 1966 году имя Александры Федотовны внесли в Книгу почёта деревообрабатывающего комбината, в 1988 году ей было присвоено звание ветерана труда, а чуть позже, после восстановления архивных данных, - участника трудового фронта. Ни до, ни после Александры Федотовны в истории Ключевской пожарной части больше женщин-водителей не было.

С этой интересной и красивой женщиной я встретилась накануне её профессионального праздника – Дня работника пожарной охраны.

- Александра Федотовна, когда и почему вы решили стать водителем?

- Родилась я в Тамбовской области в крестьянской семье. Перед началом войны отец, мать и трое моих братьев переехали в Новосибирск. Жили трудно, как и вся страна. В 15 лет пошла учиться в ФЗУ, как тогда говорили «фазанку», где в 1942 году я получила профессию электросварщика 4-го разряда. Работала по специальности мало. Девчонка я была шустрая, видная. Как-то встретил меня во дворе наш завгар и предложил пойти учиться на курсы шоферов. Шли тяжёлые военные годы, не хватало мужских рук, некому было водить машины. Я и решилась! В 43-м мне выдали водительские права. Устроилась на работу на станцию Ижская Западно-Сибирской железной дороги. Первой моей машиной стал ЗИС-5 - тяжёлая и неповоротливая техника. Современная молодёжь может и не знать этой марки. А расшифровывается она просто: «завод имени Сталина».

-Чем запомнились вам военные годы?

- Если честно, то есть хотелось всегда. Получала в буфете 700 граммов хлеба на весь день. Утром съем кусочек, запью водой - и вперёд! Бензин был в дефиците. Кто заказывал перевозку груза, тот и заправлял. Хоть и кормили нас в столовой, почти всегда туда не успевала. Так день и проходит: едешь и по дороге запиваешь водой свой хлебный паёк. Одевалась всегда в комбинезон. А сколько времени пришлось под машиной в лужах и на холодной земле с гаечным ключом лежать! Чего уж скрывать: вши в таких условиях жизни не переводились. Попала я в больницу и не выдержала семнадцатилетняя душа: ушла я самовольно с работы, а это расценивалось по закону военного времени, как очень большой проступок, и последствия меня ждали самые серьёзные. Страшно было. Чтобы как-то жить, я стала торговать на рынке пирожками и случайно встретилась с мастером Шариковым. Узнал он меня, но властям не выдал.

- А нельзя было прийти и повиниться? Неужели всё было настолько опасно?

- Ещё как! Узнала я об этом совсем недавно, когда решила написать в Новосибирский архив, чтобы получить документы и справки, подтверждающие факт моей работы на ЖД в 1942-1943 годах. Получила ответ, что на меня у них имеется только «прокурорская бумага»: больше нет никаких документов. Значит, кто-то изъял их, интересовался мной…

- Александра Федотовна, расскажите, как попали на Камчатку?

- Закончилась война. Мой отец с фронта не вернулся. Семья по-прежнему жила в нужде. Услышала про вербовку на Камчатку, записалась и в 25 лет приехала сюда. Водителей и здесь не хватало. Пришла в пожарную военизированную специальную охрану - ПВСО.

- А почему взялись за баранку, разве не могли что-то ещё найти?

- Трудно сказать, но началось всё с лошадей. В 50-е годы вместе с людьми в пожарной охране служили лошади. Дорог зимой - никаких, а тушить пожары надо, вот лошадки и выручали нас. Настоящие боевые товарищи! Перед глазами такая картина: стоит лошадь, лениво пережёвывает сено, но стоит только зазвучать рынде, как лошадь, словно боец, поднимает голову, встаёт точно под дугу, а конюху только остаётся зацепить оглобли, затянуть под стромку и супонь, и конь готов к выезду. Вот такие были умнейшие животины! Первая лошадь везла ручной насос, на двух других везли 300-литровые бочки с водой...

Как мы работали? Там, где сейчас личный состав пожарной части обедает и отдыхает, стояли железная печка и деревянный диван. Ребята смастерили топчаны, которые можно было складывать как раскладушки и убирать в подсобку. В то время часто так бывало, что больных или слабых работников отправляли работать в пожарку - так в народе называли ПВСО. Но сказать, что было легко, не могу. Работы нам хватало. Завод часто горел. Вокруг всё из дерева, курили много и часто, плюс кругом печки - «буржуйки». За каждым из работников был закреплен барак. Ходили по квартирам, проводили профилактическую работу. Люди многие неграмотные были, элементарных правил пожарной безопасности не соблюдали. Например, как сейчас помню, напротив магазина « Исток» барак стоял, и там семья жила с двумя малолетними детьми. Мать растопила печку, поставила на неё сушиться чемодан (в котором, как потом выяснилось, муж хранил порох!), а сама побежала в продмаг. Дома остались дети...Мы мгновенно среагировали на сигнал о пожаре. Я на «ЗИС-31» подвезла воды, стояла за насосом, ребята сбивали огонь. Иван Перевезенцев выбил окно, залез в комнату, выкинул злополучный чемодан, но детей спасти не удалось: они задохнулись в дыму. Долго я не могла забыть этот случай... Много пожаров видела, но привыкнуть к человеческому горю за всё это время так и не смогла.

- А как вас принял мужской коллектив? Не посмеивались? Всё-таки специальность вы выбрали не женскую.

- Что ты! Относились ко мне все очень хорошо, помогали. Мы тогда часто собирались коллективом, гуляли семьями. Дружный у нас был коллектив, сплочённый. Вместе со мной работал Николай Викторович Усаков (сейчас в пожарной части служит его зять Виктор Чекмарёв), очень хороший специалист. Запомнился мне Игорь Васильевич Кузьмичев: он был начальником где-то в 60-х годах. Хороший специалист своего дела!

Сегодня Александра Шило по-прежнему живет в поселке Ключи. Огнеборцы часто приходят к ней в гости или зовут ее к себе в пожарную часть. Руководство Главного управления МЧС России по Камчатскому краю и КГКУ «ЦОД по ГО, ЧС и пожарной безопасности в Камчатском крае» сегодня настойчиво приглашает Александру Федотовну на празднование 365-ой годовщины со дня образования пожарной охраны России, которое пройдет 30 апреля в Театре драмы и комедии в краевой столице. Ради того, чтобы увидеть ветерана пожарной охраны на праздновании руководство готово выделить автомобиль и привезти женщину в город, но… Александра Федотовна пока отказывается – мол, возраст не позволит трястись несколько часов по гравийной дороге. Мы все же надеемся, что Александра Федотовна согласится на уговоры и приедет на чествование.

Поделиться:
Фотографии 3