А.П. Чехов и пожарная охрана

А.П. Чехов и пожарная охрана

img
Конечно, все вы знаете знаменитого русского писателя, драматурга и врача Антона Павловича Чехова. Но есть ещё один А.П. Чехов – Александр Павлович (1855-1913) – старший брат Антона Павловича.

1 марта 1892 года в России начал издаваться журнал «Пожарный». Его издатель — известный пожарный деятель, граф Александр Дмитриевич Шереметев. На редакторскую должность в новый журнал А.Д. Шереметев пригласил Александра Павловича Чехова. Необходимо отметить, что редактором он был очень короткий срок, буквально два месяца.

Тем не менее, в первое время, он гордился своей должностью и работой. «Антон Павл! Вспоминай ежедневно и ежечасно, что ты — хоть и гений, а все-таки не более, как только сотрудник, тогда, как твой старший брат — редактор — и преисполняйся уважения ко мне» (Петербург, 25 февраля 1892 года). Это письмо было написано на бланке журнала «Пожарный».

Журналом интересуются все домашние Чеховых, что подтверждается в следующем письме:
«Пожарный Саша! Твой журнал получаем и с восторгом прочитываем биографии великих брандмайоров и списки пожалованных им орденов»… «…2-й номер «Пожарного» составлен лучше, чем 1-й. Родственникам твоим весьма лестно, что ты ведешь дело вместе с графом и помещаешь портреты князей» (А.П. Чехов, 21 марта 1892 года, Мелихово). Антону Павловичу во втором номере очень понравилась дельная статья «Пожары в селениях», где приводится обширная статистика (https://ptm01.ru/zhurnal-pozharnyij-1892-god,-nomer-2-mart).

А уже 6 апреля 1892 года в письме к А.С. Суворину Антон Павлович напишет об Александре: «Говорят, он расходится с Шереметевым, у которого, если верить, он получал приличное жалование».

Дома еще надеются, что все уладиться и Александр Павлович будет продолжать редактировать журнал, но в мае 1892 года из письма А.П. Чехова к А.И. Смагину видно, что разрыв между редактором и издателем окончателен: «Кстати об Александрах. Мой пожарный братец уже не редактирует «Пожарного» и поссорился с Шереметевым. Теперь уж он, если приедет, не будет командовать».

И это далеко не первый срыв Александра Чехова на литературном поприще. Антон Павлович высоко ценил своего старшего брата, потратил немало усилий, чтобы помочь ему, но все более убеждался, что его старания не дают результатов.

«Но к чему я никогда не могу оравнодушить, так это к тем передрягам, которые тебе приходиться переживать, чуть ли каждый месяц» (А.П. Чехов Ал. П. Чехову 4 апреля 1893 года, Мелихово).

Итак, редакторство Александра Павловича Чехова закончилось в апреле 1892 года на четвертом номере журнала. В 1892—1894 гг. работал главным редактором журнала «Слепец».

И всё же вернёмся к журналу «Пожарный».

Возглавляемый А.Д. Шереметевым журнал получился весьма интересным и поучительным. Уже в первых номерах был сделан обзор состояния пожарной охраны в городах империи. Было отмечено, что «только обе наши столицы: Петербург и Москва имеют более 10 пожарных команд (имеется в виду частей. В Москве насчитывалось 18 ПЧ, в Санкт-Петербурге — 14 ПЧ и 4 пожарных резерва), и в них пожарная часть организована образцово. Другие же города, следующие за столицами по населению и богатству, заставляют удивляться недостаточности находившихся в них средств для борьбы с пожарами.

В Одессе, которая обладает 300 тыс. населением и не задумались устроить миллионной стоимости театр, существует всего три ПЧ. Число лошадей для перевозки инструментов и бочки — 47, т.е. всего по 15 на каждую часть. Такое же количество людей. Может быть, кто-то подумает, что в Одессе есть паровые, или, по крайней мере, паровая пожарная труба? Ничуть не бывало. Паровые трубы в последнее время не так дороги. Однако их нет в крупных городах — Одессе, Харькове и Киеве.

17 января в Воронеже произошел пожар в Митрофаньевском монастыре. Пожар начался из-за неисправности в дымовой трубе и, поднявшись на верх, перешел на деревянные купола. Они загорелись и рухнули вниз, увлекая за собой тела пожарных. Пожар принял такие размеры из-за того, что от сильного мороза лопались пожарные рукава, а паровой трубы в городской команде не было. Поэтому и убыток составил 200 тыс. рублей.

Число пожарных частей в городе имеет также важное значение. В этом наши города не отличаются богатством. Только в Казани и Астрахани по 5 с соответствующим числом инструментов и прислуги. По 4 ПЧ находятся в Киеве, Курске, Н.-Новгороде, Харькове, Саратове, Николаеве и Варшаве.

Странно видеть, что в таком большом городе, как Ростов-на-Дону, — одна ПЧ, в которой 46 человек. Из них комплектуется так называемое «отделение» команды в части города, называемой «Новым поселением». 30 пожарных охраняют Таганрог, в Симферополе, где 36 тыс. душ населения, всего четверо пожарных и две бочки, а лошадей нет.

А вот и другой анахронизм. В Саратове пожарные не имеют форменного платья и выезжают на работу в рубашках, пиджаках, поддевках, кто в чем попало. Город на содержание пожарной команды расходует более 30 тыс. рублей; очевидно, что не недостаток средств причиною того, что саратовские пожарные щеголяют в разнообразных и неудобных для тушения пожаров костюмах. При тушении пожаров суматоха. Малочисленной команде помогают тушить, качая воду, любители из толпы. Все перемешалось и нельзя отличить по костюму кто же пожарный. В городских пожарных командах, где прислуга обмундирована, нет однообразия в форменном платье. Необходимо выработать нормальную (типовую) форму для пожарных, основанную на рациональных началах. Например, чтобы они имели кожаные пояса, как столичные пожарные.

Можно не сомневаться в том, что лучшей гарантией меньшего истребления огнем движимого и недвижимого имущества остается хорошее устройство пожарной части».

В нём широко освещалась работа первых Всероссийских съезда пожарных деятелей и пожарной выставки. «Выставка и съезд, — писал журнал, — положили начало единению между тружениками пожарного дела, разбросанными по необъятному пространству нашего отечества».

На протяжении всего времени издания на страницах журнала публиковалось огромное количество материалов, освещавших не только состояние борьбы с огнем в России, но и зарубежный опыт пожаротушения, достижения в развитии техники. Отечественные авторы находили своим новаторским идеям поддержку у издателя журнала.

На протяжении трех лет в публикациях журнала графа А.Д. Шереметева была надежда на скорейшее улучшение пожарной охраны в городах и сельской местности. В 1896 году она развеялась. Статьи, напечатанные в двух последних номерах «Пожарного», были полны критики и сарказма. Редакция сообщала, что, «окинув внимательным взглядом все январские пожары 1896 г. в Москве, мы вновь еще раз убедились, что столица горит исключительно по собственной небрежности и нерадению.

Скученность построек, повсеместное неисправное содержание печей не только в частных домах, но даже в церквях, несовершенство средств тушения все это дает нам столь печальные результаты, что нельзя хотя бы при помощи этих строк не упрекнуть нашу первопрестольную столицу в ее вековом неустройстве, беспорядочности и в отсутствии надлежащих забот, как о частных имуществах, так и об общественном достоянии».

Редакция журнала объясняла своим читателям, что «можно предоставить городам свободу в утверждении планов на постройки, но необходимо эту свободу поставить в должные пределы, как это делается в Западной Европе, где закон регламентирует все технические детали возведения построек. Благодаря этому там редко можно встретить такие антипожарные здания, как сплошь да рядом у нас в малых городах, а нередко и в больших, не исключая столиц. Лучшим примером служит Москва, которая без особенной грубой ошибки может считаться своего рода образцом города, где почти нет построек, удовлетворяющих антипожарным требованиям».

Публикации журнала «Пожарный», первого русскоязычного пожарного издания, сочетали в себе зарубежный и российский опыт пожаротушения, носили прогрессивный, передовой характер, точно отражая нужды пожарной России.

В начале 1896 г. журнал «Пожарный» прекратил своё существование (всего было выпущено 146 номеров).

По материалам сайта fireman.

Поделиться:
Фотографии 4
img
пожарно-техническая выставка г. Оренбург