"АШИНСКАЯ ТРАГЕДИЯ". Крупнейшая железнодорожная катастрофа России.

"АШИНСКАЯ ТРАГЕДИЯ". Крупнейшая железнодорожная катастрофа России.

img
3 июня 1989 года (по мск. времени) в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аши Челябинской области на перегоне Аша — Улу-Теляк произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа.

 

В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск» произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходившем рядом трубопроводе Сибирь — Урал — Поволжье. Погибли 575 человек (181— дети), ранены более 600. В трагедии пострадали жители из 45 регионов РСФСР и ещё 8 союзных республик.

В трубе продуктопровода Западная Сибирь — Урал — Поволжье (Южный Балык — Миннибаево), по которому транспортировали сжиженную газобензиновую смесь, образовалась щель размером 1,7 м. Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления.

В результате значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов, которые скопились в виде «газового озера» в низине, по которой в 900 м от трубопровода проходила Транссибирская магистраль, на участке Улу-Теляк — Аша Куйбышевской железной дороги, 1710-й километр магистрали, в 11 км от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирской АССР.

Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность (видимо, подразумевался запах бензина, так как трубопроводный природный газ сам по себе без запаха), но этому не придали значения.
4 июня 1989 года в 01:15 (по местному времени) в момент встречи двух пассажирских поездов на параллельных ветках на перегоне Аша - Улу-Теляк прогремел мощный объёмный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар. Возгорание газовой смеси могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна поезда.

По трагической случайности, вследствие опоздания поездов, на этом месте перегона одновременно оказались два пассажирских состава. В поездах № 211 «Новосибирск — Адлер» (20 вагонов, локомотив ВЛ10-901) и № 212 «Адлер — Новосибирск» (18 вагонов, локомотив ЧС2-689) находилось 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад.

11 вагонов было сброшено с путей ударной волной, 7 из них полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. По официальным данным погибли 575 человек. Трагедия унесла жизни 181 детей, включая девять хоккеистов юниорской команды «Трактор-73». 623 человек стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения.

Мощность взрыва позднее была оценена в 250—300 тонн тринитротолуола. Ударной волной выбило стёкла в городе Аше, расположенном более чем в 10 км от места происшествия. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Разрушено 350 м железнодорожных путей, 17 км воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.
Взрывом было повреждено 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов, в том числе и электровозы — до степени исключения из инвентаря, 26 выгорело изнутри. На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлёкшая сползание откосной части насыпи до 70 см. Были разрушены и выведены из строя: рельсо-шпальная решётка на протяжении 250 м, контактная сеть на протяжении 3 км, продольная линия электроснабжения на протяжении 1,5 км, сигнальной линии автоблокировки 1,7 км, 30 опор контактной сети. Длина фронта пламени составила 1,5—2 км. Кратковременный подъём температуры в районе взрыва достигал более 1 000 °C. Зарево было видно за несколько десятков километров.

Место катастрофы было расположено в труднодоступном малонаселённом районе с горно-таёжной местностью, это серьезно усложнило процесс оказания помощи. Люди, уцелевшие после взрыва и крушения составов, помогали друг другу. Часть пострадавших смогла самостоятельно добраться до ближайших населённых пунктов. Жители ближайших сел первыми прибыли к месту трагедии. Временная эвакуация и оказание первой и медицинской помощи пострадавшим производились в сёлах Красный Восход и Улу-Теляк, городе Ашу. К месту взрыва были направлены бригады скорой помощи, врачебно-сестринские бригады с близлежащих городов Аши, Златоуста, Уфы, Челябинска, воинские подразделения. Для транспортировки гуманитарных грузов и эвакуации травмированных людей активно применялась авиация.

На месте было обнаружено 258 тел погибших, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерли в больницах. Всего погибло 575 человек, травмировано - 623.

Из-за большого количества пострадавших с тяжёлыми степенями ожогов, требующих длительного и сложного лечения, госпитализация в зависимости от степени тяжести осуществлялась как в близлежащие больницы, так и в больницы и госпитали Уфы, Челябинска, Куйбышева, Казани, Свердловска, Новосибирска, Барнаула и Москвы. Восстановительное лечение и реабилитация некоторым больным впоследствии осуществлялась и за границей. Поныне данное происшествие считается с самым большим количеством ожоговых больных в истории современной России.

Днём 4 июня на место взрыва прибыл Генеральный секретарь ЦК КПСС и Председатель Верховного Совета СССР М. С. Горбачёв и члены правительственной комиссии. Председателем комиссии по расследованию Уфимского взрыва был назначен заместитель Председателя Совета Министров СССР Г. Г. Ведерников. В память о погибших в стране 5 июня был объявлен однодневный траур.

Шесть лет продолжалось судебное разбирательство, было предъявлено обвинение девяти должностным лицам, двое из них подлежали амнистии. Среди остальных — начальник строительно-монтажного управления треста «Нефтепроводмонтаж», прорабы, другие конкретные исполнители. Обвинения предъявлялись по статье 215, части II Уголовного кодекса РСФСР. Максимальная мера наказания — пять лет лишения свободы.

Была создана Ассоциация пострадавших и родственников погибших под Ашой.
Трагедия с одновременным массовым поступлением ожоговых больных способствовала развитию комбустиологической службы в России, были дооборудованы и укрупнены областные ожоговые центры в Челябинске и Уфе, укрупнена линейная дорожная больница станции Златоуст. При оформлении и продаже железнодорожных билетов начали вноситься паспортные данные пассажиров, в том числе и детей.

В 1992 году на месте трагедии был сооружён мемориал с восьмиметровым монументом. Ежегодно у него проходят траурные митинги. Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги построило новый остановочный пункт 1710 километр. Все электрички, следующие из Уфы в Ашу, делают здесь остановку. У подножия монумента лежат несколько маршрутных досок с вагонов поезда Адлер — Новосибирск. Монумент построен возле братской могилы с 327 урнами с прахом неопознанных погибших (не позволяла степень повреждений, достигавшая степени испепеления в пожаре).

Поделиться:
img
специалист по культуре безопасности
Похожие публикации