Автообоз. Шаги индустриализации

Автообоз. Шаги индустриализации

img
Сто лет назад 15 января 1924 года вышел в свет первый номер журнала «Пожарная техника». Факт этот, на самом деле, может стать неожиданным даже для любителей и знатоков пожарного дела. Ведь всем известно, что в ушедшем 2023 году отмечалось 90-летие выхода в свет известного журнала «Пожарное дело» с новым, согласно требованиям того времени названием «Пожарная техника».

Попробуем разобраться. Первая четверть XX века отмечена быстрым и практически повсеместным внедрением в пожарное дело только что появившихся автомобилей. Пожарные мастерские получали автомобиль и пытались максимально приспособить его для целей пожаротушения. Кроме того, развивалось пожарно-техническое вооружение. А главное – формировалась аудитория, для которой все это представляло интерес. Так появилась идея возродить периодическое издание для пожарных. Взялся за это дело частный издатель Н.П. Евгеньевым. Журнал назвали «Пожарная техника».

В состав редакционной коллегии входили профессионалы пожарного дела – В.А. Эллисон – брандмейстер петроградской пожарной команды, и высшие должностные лица пожарной охраны города тех лет – брандмайор В.Ф. Смирнов и его заместитель В.А. Кельн.
Под таким названием журнал просуществовал только один год. А уже в марте 1925 года по инициативе известного пожарного деятеля Константина Моисеевича Яичкова было возобновлено издание не совсем еще забытого «Пожарного дела». Причем в качестве учредителя выступило Главное управление коммунального хозяйства НКВД, в ведении которого находилась в те годы пожарная охрана.

Возглавил журнал сам Яичков, который и был в то время начальником Центрального пожарного отдела Главного управления коммунального хозяйства НКВД РСФСР. Тогда же родился и слоган:

«Каждый пожарный работник должен знать, что делается в пожарном деле. Каждый из нас должен читать «Пожарное дело».

Однако, вернемся к «Пожарной технике». Начало 30-х годов – время решительных перемен. В 1927 году на XV съезде ВКП(б) был принят первый пятилетний план, цель которого была быстрейшая индустриализация страны. В декабре 1929 года Иосиф Сталин провозгласил лозунг «Пятилетку – в четыре года!». Вождя услышали и поддержали миллионы людей. И уже в 1932 году было объявлено о досрочном выполнении плана за четыре года и три месяца.

За кратчайший срок были созданы новые отрасли тяжёлой промышленности, введены в строй крупнейшие промышленные объекты:
- Днепровская гидроэлектростанция (Днепрогэс)
- Магнитогорский металлургический комбинат
- Машиностроительный завод в Свердловске (Уралмаш)
- Автомобильный завод им. Сталина в Москве
- Сталинградский тракторный завод

Техническое перевооружение касалось буквально всего. Не осталась в стороне и пожарная охрана. Рупором новой политики и должен был стать журнал «Пожарная техника». Была определена и основная  целевая аудитория — командные кадры пожарных работников.

В редакционной статье первого номера «Пожарной техники» читаем:
«По постановлению коллегии Наркомхоза журнал «Пожарное дело» переименован в «Пожарную технику» и предназначается главным образом для командных кадров пожарных работников.
…Это постановление коллегии налагает на технических работников пожарной охраны обязанность сплотиться вокруг нашего журнала, чтобы общими дружными усилиями обеспечить ‘ему широкое, научно-техническое освещение всех основных проблем, которые ставит перед пожарными органами развитие социалистического строительства в нашем Союзе.
До настоящего времени, несмотря на целый ряд постановлений правительства по пожарной охране, мы не достигли еще решительных результатов в сложном и трудном деле борьбы с пожарами. Об этом ярко говорят факты исключительных по своим размерам пожаров в 1932 г. в торфяном и лесном хозяйстве, в сельскохозяйственном секторе и ряде крупных городов.
…Всем нам должно быть ясно, какую колоссальную важность представляют сейчас вопросы пожарной техники. Она должна быть поднята на такую высоту, которая максимально гарантировала бы от пожаров могучий рост всего народного хозяйства и культурного строительства».

«…Для разрешения всех многочисленных вопросов по технической реконструкции пожарной охраны на данной стадии развития нашего хозяйства созданы органы пожарной охраны во всех ведомствах и предприятиях и целая система государственного пожарного надзора во главе с Всесоюзным советом коммунального хозяйства, на который постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1933 г. возложено техническое руководство пожарной охраной на территории Союза.
…Несмотря на все это, в деле пожарной охраны мы не поспеваем за высокими темпами нашего социалистического строительства. Отсюда вытекает самая неотложная, очередная задача для нашего журнала – возглавить движение по разработке разнообразных технических проблем в области пожарной охраны, явиться проводником новейшей техники среди командного состава пожарных работников, помня исторические слова нашего вождя, что «техника в период реконструкции решает все».

Появление новых промышленных объектов, строительство городов и рабочих поселков ставило новые задачи и перед пожарной охраной. Прежде всего, нужны были пожарное автомобили. Но по-настоящему к вопросам автомобилизации пожарного дела журнал обратился во второй половине 20-х годов, восстановив в 1925 году свой выпуск. после революционных потрясений и трагедии гражданской войны. Он выполнил очень важную для того времени задачу – публикуя заметки об изготовлении пожарных автомобилей на местах, журнал убеждал сомневающихся в своих силах, способствовал переходу пожарного обоза на автомобильное шасси.

И вот теперь целевая задача – пропаганда техники. На обложке «Пожарной техники» с первых номеров 1933 год мы видим стилизованное изображение пожарного автонасоса на шасси «Магирус» – достаточно распространённого в СССР автомобиля. Применялись «Магирусы» в пожарных командах больших городов и крупных предприятий. Реклама фирмы публиковалась и в самом журнале.

Журнал начал выходить раз в два месяца и стал органом Всесоюзного общества «За овладение противопожарной техникой и ЦБ ИТС Союза работников пожарной охраны». Популярность издания быстро росла. Тираж превысил 10 тысяч экземпляров.

Читали «Пожарную технику» с огромным интересом. Да и как было не познакомиться с таким, например, материалом, как опубликованная в порядке обсуждения статья «Необходимо изменить тип советского пожарного автомобиля»:

«Современный советский пожарный автомобиль неполноценен для провинциального города, не говоря уже о сельской местности, что главным образом является следствием приверженности наших конструкторов — пожарных работников к условиям крупных городов.
Какие же основные недостатки современных серийных советских пожарных автомобилей?
Шасси автонасоса «АМО» — 1,5 тонны отличается неустойчивостью, вызывающей заносы и опрокидывание, что является результатом высокого расположения центра тяжести машины, короткого расстояния между передними и задними осями и узкого расхождения колец при наличии большой нагрузки в передней части шасси. Этот недочет следует отнести к главным причинам значительного числа катастроф (опрокидывания) с пожарными автомобилями, повлекшими за собой человеческие жертвы и увечья пожарных работников.
К второстепенным недостаткам «АМО» следует причислить слишком вертикальное положение спинки сидения шофера, недостаточное расстояние между распределительным щитком кабинки шофера и сидением, а также и между штурвалом и спинкой, что не дает возможности шоферу даже средней комплекции свободно сидеть в теплой одежде: в случае катастрофы шофер будет немедленно придавлен штурвалом при полной невозожности быстро остановить машину.
Педали ножного тормоза, конуса и акселератора подняты высоко и расположены неудобно, что заставляет водителя машины держать ноги постоянно в напряженном состоянии или удалять их на некоторое расстояние от педали, а это, при необходимости быстрой езды и возможности всяких случайностей в условиях пожара, крайне опасно. Вообще положение водителя машины крайне неудобно и ведет к быстрому утомлению, что при больших и длительных пробегах ослабляет его внимание, притупляет чувство осторожности — эти главные стимулы правильного и безопасного движения.
Мотор автомобиля в 38НР слабосилен для пожарного автонасоса, по тяжелой грунтовой дороге, песку, грязи, в гору, плохому шоссе движется на 1 или 2 скорости, работает со значительной перегрузкой, греется, а потому и быстро изнашивается.
Благодаря этому недостатку автонасосы «АМО» являются постоянными клиентами пожарно-ремонтных мастерских в первые же годы своего появления на свет.»

Такой нелицеприятный стиль повествования, жесткая постановка вопросов – все это, конечно же, придавало вес, значимость материалу.

Подробно разбирались и многие другие проблемы организации и эксплуатации автомобильного парка пожарной охраны. Рост его, в том числе и благодаря журналу, продолжался во всех регионах.

Если говорить в целом, журнал «Пожарная техника» внес заметную роль в развитие не только пожарного автостроения, но и в совершенствование пожарно-технического вооружения, тактики пожаротушения.

К сожалению, война прервала поступательное движение вперед. В 1942 году вышел последний сдвоенный номер журнала (июль-август), который к этому времени уже назывался
«Противопожарная оборона» — шла Великая Отечественная война.

 
Подготовлено на основе материалов открытого доступа
Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества
Похожие публикации
Теги