Читать «часть 1», «часть 2», «часть 3», «часть 4»
5. История своими руками
Федор Васильевич Обухов руководил пожарной охраной СССР в период новых экономических преобразований страны, в условиях проявления первых признаков социально-экономического и политического кризиса. Государство вступало в новую фазу своего экономического развития. Стали создаваться мощные территориально-производственные и аграрно-промышленные комплексы, осваиваться новые месторождения нефти, газа, угля. Строились гигантские нефтеперерабатывающие предприятия, нефтепроводы и газопроводы, хранилища горючих жидкостей; создавались новые предприятия. Новые объекты требовали соответствующего подхода к решению вопросов обеспечения пожарной безопасности.
В этот исторический период времени (вторая половина 1960 - начало 1980-х гг.) темпы ежегодного прироста промышленного производства снизились почти в 3 раза - с 13,1% до 4,4% по сравнению с 1955 г. Руководство страны, ощущая острую нехватку средств на поддержание нового витка роста экономики, стало «экономить» на непроизводственной сфере, к которой отнесли и пожарную охрану.
Тогда же обозначился кризис и в социальной сфере: реальные доходы на душу населения упали в 2,8 раза, средняя продолжительность жизни в СССР оказалась ниже, чем в 1950-е гг. В результате равнодушия, недисциплинированности и других социальных причин количество пожаров в стране к 1966 г., по сравнению с 1958 г., возросло почти в 1,5 раза и достигло 90 тысяч, а к 1985 г. – 170 тысяч.
Тем не менее, на этом фоне пожарная охрана продолжила свое поступательное развитие, достигнув нового качественного уровня и сформировавшись в подлинно инженерную службу. Ф.В. Обухов понимал, что без поддержки и заинтересованности государства, тем более в период экономических сложностей в стране, пожарную охрану не поднять на новый качественный уровень. Используя свою высокую профессиональную подготовку, компетентность, умение вести доказательные беседы, и еще, конечно, личное обаяние, он вскоре не только завоевал авторитет среди высшего руководства, но и заручился с их стороны всемерной поддержкой дальнейшего развития пожарной охраны.
Профессиональная пожарная охрана всех республиканских, краевых и областных центров, городов, многих крупных райцентров, в том числе всех райцентров Московской области, была преобразована в военизированную пожарную охрану (ВПО). В период с 1968 по 1982 гг. для этих целей правительство выделяло ежегодно от 8 до 12 тыс. штатных единиц для ВПО городов и важнейших объектов. Неуклонно происходил рост численности рядового и начальствующего состава ВПО СССР.
Понимая возрастающую угрозу пожаров и, исходя из имеющихся ресурсов, Ф.В. Обухов проводил систематическую работу по совершенствованию организационно-штатной структуры подразделений и по повышению эффективности работы пожарной охраны, делая упор на развитие специализации служб пожарной охраны.
Деятельность Ф.В. Обухова по усилению и укреплению пожарной охраны страны была положительно оценена вручением ему в 1981 году премии Совета Министров СССР.
«Настоящим везением я считаю инженерную подготовку министра МВД СССР Николая Анисимовича Щелокова, позволявшую обсуждать и решать не только организационные, но и технические проблемы пожарной охраны. Щелоков оказал всемерную поддержку в восстановлении военизированной пожарной охраны, когда остро не хватало рабочих рук, и был некомплект, договорился с Совмином, руководством Минобороны и Москвы о создании в столице двух пожарных бригад, комплектование которых осуществлялось по призыву через военкоматы. Министр (Щелоков Н.А.) положительно оценил и поддержал мое предложение о развитии сети образовательных и научных учреждений пожарно-технического профиля».
Благодаря инициативе Федора Васильевича были открыты три дополнительных высших и несколько средних учебных заведений: Ташкентский факультет Высшей инженерной пожарно-технической школы, аналогичные – Иркутский и Харьковский факультеты, а также пожарно-технические училища: в Иркутске, Иванове и Алма-Ате.
Еще были созданы филиалы ВНИИПО, научно-исследовательские лаборатории и пожарно-технические станции. В большинстве регионов страны заработали хорошо оборудованные пожарно-технические выставки (их количество выросло с трех в 1972 году, до 123 - в 1984 г.).
В течение нескольких лет, по указанию Ф.В. Обухова прошла замена практически всего корпуса руководителей пожарной охраны республик, краев и областей на управленцев с высшим инженерным образованием.
Министр МВД СССР Н.А. Щелоков высоко оценивал взаимодействие ГУПО МВД СССР с другими министерствами и ведомствами. Начальник главка пожарной охраны Ф.В. Обухов принимал личное участие в коллегиях всех, особенно промышленных министерств, знакомя участников с подробной статистикой и анализом возникновения пожаров. Все это, несомненно, поднимало авторитет противопожарной службы: в результате руководители различных рангов действительно проникались проблемами пожарной безопасности и становились надежными союзниками в решении важных вопросов противопожарной защиты объектов и территорий, включая финансирование новых проектов.
«В главке за каждым министерством закреплялся инженер, который вел анализ, статистику и характеристику пожаров на объектах конкретного ведомства. И в каждом министерстве я выступал по вопросам противопожарной безопасности на основе такого анализа за 9–10 лет. Помню, министр культуры Фурцева меня проводила до двери и говорит: «Обязательно поблагодарю Николая Анисимовича за то, что вы так интересно выступили. А цирки-шапито закроем, будем строить цирки как полагается». Эти цирки-шапито были полотняные. И когда они загорались, то сгорали и животные, и артисты».
Именно тогда в результате эффективной организационной работы произошел огромный скачок в области внедрения автоматических систем извещения и пожаротушения.
«По договоренности с министром Минприбора СССР Михаилом Сергеевичем Шкабардней в 1970 г. в составе ведомства было создано Всесоюзное производственное объединение «Союзспецавтоматика». На двух заводах началось создание предлагаемых нами средств автоматики пожаротушения и сигнализации».
В тот же период численно и качественно укреплялся Госпожнадзор, разрабатывались нормативные документы, которыми активно внедрялись средства противопожарной автоматики. От разовых профилактических обследований работники Госпожнадзора перешли к комплексным исследованиям пожарной опасности целых отраслей народного хозяйства. Здесь свое дальнейшее развитие получил метод пожарно-технических обследований. Подобная форма работы во все более тесном взаимодействии с учеными и специалистами народного хозяйства дала свой положительный результат: к завершению девятой пятилетки (1970–1975 гг.) количество пожаров от технологических причин сократилось, по сравнению с предыдущей пятилеткой, на 78%.
Началось перевооружение пожарных подразделений новой техникой, оборудованием и средствами пожаротушения. Сразу возрос уровень их боеготовности. Хотя нашей технике до уровня европейских стран было еще далеко. Пожарные автомашины выпускало Министерство коммунального и дорожного строительства СССР, на предприятиях которого также создавались, например, мусоросборники, поливочные машины, молоковозы и др. Руководство Минобороны (министр обороны СССР Устинов Д.Ф., 1976–1984), к сожалению, не считало нужным своевременно передавать производство пожарных автомашин в ВПК.
Необходимость постоянного роста боеготовности пожарных подразделений подтверждалась сложностями, возникавшими при тушении пожаров.
В 1972 году горели леса и торфяники многих районов Подмосковья. Огнем было охвачено в том числе и Шатурское торфопредприятие, рядом с которым размещались мебельный комбинат и химический комбинат по производству пороха. Природные источники воды пересохли, поэтому срочно были нужны мощные насосные станции, чтоб качать воду из центрального водопровода, а это сотни километров пожарных рукавов. И эта сложнейшая задача была решена Ф.В. Обуховым в течение суток: за счет применения около 80 км сборно-разборных трубопроводов диаметром 100 и 150 мм.
В СССР существовала единая структура – Гослесоохрана, имевшая в штате около 75 тысяч лесников, которая отвечала за тушение пожаров. Лесники и егеря делали обходы, рубили просеки, убирали сухостой, копали противопожарные рвы. С воздуха велось патрулирование самолетами малой авиации, которые принадлежали Лесавиаохране. В СССР правительство законодательно не определяло те территории, на которых можно было не бороться с лесными пожарами. Если пожар возникал, то никто не рассуждал об экономической целесообразности, а власти и население просто приступали к его ликвидации. Лесники оперативно тушили пожар уже в самом начале, им на помощь десантировали пожарных-парашютистов. В случае необходимости к тушению привлекали армию, милицию, студенческие стройотряды, мобилизовывали население, присылали транспорт, землеройную и противопожарную технику, насосы и т.д.
Пожарная охрана следила за тем, чтобы в населенных пунктах с деревянной застройкой устраивались отсечные кирпичные стенки. Зимой заранее делались просеки, чтобы затруднить распространение пожара. Ранней весной, когда в лесу еще сыро и большой пожар невозможен, делались профилактические сжигания прошлогодней листвы и опавших веток, так называемые «контролируемые отжиги». Заранее составлялись метеопрогнозы, по которым можно было предвидеть силу и географию пожаров, завозился инвентарь для тушения, горючее для техники.
В работе пожарной службы, как и во всех остальных службах МВД, главенствующее место отводилось профилактике (комплексный подход). Агитационно-пропагандистские мероприятия сочетались с планомерным обучением населения правилам пожарной безопасности в быту и на производстве.
Это была реальная забота о населении, ведь по статистике более 70 % пожаров происходит в жилом секторе. В районе выезда каждой пожарной команды работали инструкторы по профилактике пожаров. Ими производилось обучение населения правилам противопожарной безопасности. В то время без такого инструктажа люди даже не могли получить ключи от квартиры. Если человек переселялся, то он должен был повторно пройти противопожарный инструктаж и принести об этом справку в жилищное управление.
По всей стране развивалась сеть добровольных пожарных организаций со своей материально-технической, учебной и агитационной базой (прежде всего Всероссийское добровольное пожарное общество – прим. ред.) Распространение получили опорные пункты тушения крупных пожаров. Пожарная охрана пришла на село. Большая работа проводилась с детьми, в школах создавались дружины юных пожарных.
В 1974–1979 гг. были приняты государственные постановления по повышению пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах промышленности, по совершенствованию работы Государственного пожарного надзора. За короткий срок около 2 млн. объектов были оборудованы системами автоматического обнаружения пожаров. Активно внедрялись различные эффективные системы пожаротушения.