Первое, что бросается в глаза и поражает воображение обычного человека, прилетевшего на Дальний Восток, так это масштабы произошедшей чрезвычайной ситуации. Точнее, масштабы затопленных территорий в пострадавших больше остальных субъектов Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровском крае. И число оказавшихся в зоне бедствия людей…
Дальний Восток – территория общего героизма
Трагедия жителей Дальнего Востока и их борьба со стихией объединили всю страну. На устранение последствий чрезвычайной ситуации в Амурскую область, Еврейскую автономную область и Хабаровский край были брошены колоссальные ресурсы: людские, технические, финансовые. С одной лишь целью – не допустить гибели людей, и, конечно же, как можно быстрее помочь населению в устранении последствий наводнения.
Сдерживание воды в районе существующих и вновь созданных дамб. Откачка воды при помощи помп и пожарной спецтехники с территорий затопленных посёлков и с улиц города Комсомольска-на-Амуре. Вывоз имущества с подтопленных территорий, доставка гуманитарной помощи населению, подвоз воды, продуктов и медикаментов. Ежедневные рейсы туда и обратно с островной части посёлка Маго на береговую для доставки детей в школу, а, взрослых на работу, к магазинам, почте и администрации. Доставка на затопленные территории комиссий по оценке ущерба.
Это далеко не весь перечень проводимых работ в районе чрезвычайной ситуации в одном только Хабаровском крае.
Пожарные и спасатели со всех уголков необъятной России, сотрудники государственных инспекций по маломерным судам из разных регионов, водолазы и психологи, трактористы и экскаваторщики, работники администраций и простые граждане. Наконец, энтузиасты и добровольцы, которые сами участвовали в удержании Мылкинской дамбы, сами вязали тёплые носки для курсантов МЧС и солдат Министерства обороны, сами пекли пирожки и оладьи, носили горячие обеды для молодых и не очень, для местных и приезжих Героев.
А иначе, кроме как героической, эту работу нельзя назвать! Мёрзнущие под дождём и ветром. Борющиеся с волнами сурового Амура, размывающими созданную с таким трудом преграду для воды. Питающиеся и отдыхающие здесь же, так как чрезвычайная ситуация никому не даёт расслабиться…
Маршрут помощи: «Урал – Дальний Восток»
В числе участников ликвидации последствий данной ЧС большую роль сыграла уральская группировка. Начальник Уральского регионального центра МЧС России генерал-майор внутренней службы Сергей Мирошниченко и руководители главных управлений по субъектам не остались равнодушными к беде жителей Дальневосточного федерального округа, решив оказать всю необходимую помощь. Сотрудники МЧС и военнослужащие войск гражданской обороны из Курганской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов с первых дней чрезвычайной ситуации находились на Дальнем Востоке.
Южный Урал представляли пожарные-спасатели Специализированной части по тушению крупных пожаров (г. Челябинск) и 47-й пожарной части (г. Миасс), сотрудники практически всех инспекторских участков ГИМС Челябинской области, военнослужащие 978-го Учебного спасательного центра МЧС России (пгт Новогорный) во главе с начальником центра Иваном Павленко.
Для освещения хода работ по ликвидации последствий ЧС руководством УРЦ МЧС России было принято решение командировать на Дальний Восток двоих сотрудников пресс-служб – из Тюмени и Челябинска.
Авиацией в зону ЧС доставлялись личный состав и спецтехника, гуманитарные грузы для пострадавших. Солдаты и офицеры спасательного центра из Новогорного лично сдерживали натиск воды в районе Мылкинской дамбы. Наши пожарные насосные станции откачивали воду с затопленных территорий, с сельских и городских улиц Благовещенска и Комсомольска-на-Амуре. Спасатели Уральского регионального Поисково-спасательного отряда из Екатеринбурга «взяли шефство» (если можно так сказать) над жителями посёлка Маго. Населённый пункт, находящийся в 50 км от Николаевска-на-Амуре, сильно пострадал от стихии на островной своей части, почти полностью затопленной.
Были торжественные проводы наших сотрудников на Дальний Восток, и были не менее торжественные встречи вернувшихся, выполнивших с честью все возложенные на них задачи. А задач и работы хватило всем с лихвой!..
«Ангелы с небес» посёлка Маго
Стихия застала людей в разной степени готовности. Население предупреждали и сотрудники МЧС, и работники администраций. Кто-то внял голосу разума и начал готовиться к худшему сценарию заранее. Но, были и те, кто в прямом смысле слова не поверил, что вода придёт так быстро и в таком количестве.
Местные жители рассказывали, что, бывали, мол, наводнения из-за паводка. Неоднократно, и почти всегда весной. Но и уходила вода гораздо быстрее, чем в этот раз.
– Сильные наводнения были в 1957 и 1995 годах! – вспоминает Алексей Иванович, живущий в посёлке Маго с конца 1940-х годов. – Да и этой весной – тоже подтопило хорошо. Нынешний уровень почти такой же, что и весной. Правда, тогда вода ушла быстро…
Алексею Ивановичу уже далеко за 70. Мы потихоньку идём с ним по одной из центральных улиц островной части посёлка. Это самое высокое место, и одна из немногих улиц, частично доступных проходу посуху или в небольших сапогах. На остальных улицах воды, где выше колена, где по пояс или по грудь, ну, а где и вплавь.
Алексей Иванович дождался жену, и я увидел, что прибыл он до сухой части улицы на лодке. Татьяна Алексеевна сходила за продуктами, а заодно нашла своего кота. Мы попрощались, и пожилая женщина умостилась в лодке с поклажей и перепуганным животным на руках. А супруг её в лучших традициях венецианских гондольеров, стоя, стал отталкиваться одним веслом от неглубокой части дороги. Так и поплыл, подгребая, то справа, то слева.
Впрочем, такую картину нам предстояло увидеть ещё не раз!..
…Попасть в посёлок Маго нам с тюменским коллегой довелось потому, что именно там, в Николаевском районе Хабаровского края, ожидался пик, так называемый гребень паводка. И именно там уже более трёх недель работали свердловские спасатели. Начальник ГУ МЧС России по Чукотскому АО Любомир Муха, руководящий группировкой МЧС в Николаевске-на-Амуре, направил нас для проведения фото- и видеосъёмки работы спасателей УРПСО.
Довольно быстро домчались до места на служебной «Ниве». Спасатели встретили нас спокойно, и по-свойски – земляки всё же! Руководитель группы (а всего 25 августа в посёлок по воздуху прибыло 27 человек) – Алексей Дориков. Большой, сильный и добродушный человек, с говорящими буквами «За ВДВ» на ребре левой ладони.
Познакомились. Ещё раз объяснили цель приезда. И пошли устраиваться.
Директор Центра детского творчества Вера Алексеевна Пыгина разместила нас с тюменским коллегой в тренажёрном зале. Помощники принесли откуда-то два матраца, на которых нам и предстояло ночевать ближайшие три-четыре дня.
Вера Алексеевна – представитель коренной народности нивхов (1). При случае рассказала нам о том, как местные встречали уральских спасателей.
– Они к нам как ангелы с небес явились! – Женщина с восхищением вспоминает пережитые эмоции. – В прямом смысле. Прилетело три вертолёта, они быстро-быстро повыскакивали. Вещи покидали на землю, а амуниции у них было порядком.
Кстати, оказалось, что стадион, на который приземлились три Ми-8, уже две недели, как под водой.
– Помогают они нам крепко, – продолжает говорить Вера Алексеевна. – И стариков эвакуировали в пункт временного размещения, и взрослых на материковую часть возят, и детишек в школу и обратно. Продукты и воду привозят. Помогают людям вещи в домах выше поднять, или перевезти имущество, кому нужно. Котельной вот сейчас занимаются, помогают нашим запустить её.
– Или наши местные, наоборот, им помогают, – улыбнувшись, добавляет.
Что и говорить, сколько ни общались с местным населением (не только в Маго), а лишь слова благодарности слышали в адрес спасателей, пожарных, сотрудников ГИМС. Даже простое присутствие рядом сильных и уверенных мужчин помогает людям психологически. Невольно верят, что всё будет хорошо в этой тяжёлой и изнурительной борьбе человека и воды, человека и невзгод.
Еле успели на чердак!
– Вода прибывала очень быстро, затопив всю нашу улицу за каких-то 30-40 минут!
– Да какие 30-40 минут! Мы практически убегали от воды! Еле успели подушки и одеяла на чердак поднять!..
Эти эмоциональные реплики я случайно услышал в магазине во время разговора двух женщин.
Другой житель «города Юности» (Комсомольск был образован отрядами комсомольцев в 1932 году) рассказал о том, как его отец почти в центре города в одном из дворов ловил рыбу.
А с Ольгой Михайловной Климановой мы познакомились, когда она пришла с горячим обедом к пожарным из Амурска (2), которые на двух ПНС-ках откачивали воду с одного из затопленных перекрёстков Комсомольска. На наш вопрос, кто дал команду кормить бойцов, она, широко улыбаясь, ответила:
– А я сама себе дала команду! Два раза в день ношу ребятам горячее, по-матерински! Да и по-человечески, чтобы они видели нашу благодарность.
Ольга Михайловна оказалась руководителем кафе «Берег», расположенном буквально в двухстах метрах от перекрёстка. Понятно и без слов, что за эти обеды сердобольная женщина не берёт ни рубля.
Каждый из очевидцев, лично переживших наводнение на Дальнем Востоке, может рассказать свою историю. Повествование о жизни в условиях ЧС, порой с душещипательными подробностями. Тяжело было всем. И людям, и животным. Еле успев спастись сами, хозяева частных подворий порой забывали своих питомцев, кошек, собак на привязи. Поэтому спасателям пришлось выручать из беды не только людей, но и братьев наших меньших.
Жителям помогали спасатели и добровольцы, те, в свою очередь, поддерживали, чем могли, участников спасательной кампании. Сосед помогал соседу, если рядом на тот момент больше никого не было. Никто не остался в стороне, безучастным. Дальний Восток несколько месяцев жил одним делом и одной целью – выдержать удар стихии и отстоять людей, города и посёлки.
И всем миром это всё-таки удалось сделать! Сейчас можно сказать с уверенностью: в условиях сложнейшей чрезвычайной ситуации мы отстояли этот регион. И немаловажную роль в этой борьбе сыграли силы и средства Уральского регионального центра МЧС России…
________
(1) Нивхи (нивх. нивах, нивух, нивхгу, ньигвнгун; устар. гиляки) – малочисленная народность на территории Российской Федерации. Проживают в основном около устья реки Амур (Хабаровский край) и на северной части острова Сахалин. Языки: нивхский и русский. Религия – шаманизм, православие. Численность – примерно 5800 человек (2013).
(2) Амурск – административный центр Амурского района Хабаровского края; находится в 45 км к югу от Комсомольска-на-Амуре, фактически его спутник.
* * *
P.s.: Юрий Буренко, начальник Главного управления МЧС России по Челябинской области:
– Полтора месяца наши люди находились на Дальнем Востоке. Достойно выполнив возложенные на них задачи, они с честью вернулись домой. Все живы-здоровы, потрудились на славу. Мы их встретили и наградили, как на уровне министерства, так и от лица губернатора Челябинской области. Я горжусь своими сотрудниками и могу сказать только слова благодарности…