Каланчи России: Галич. Исторические прогулки на пожарную тему

Каланчи России: Галич. Исторические прогулки на пожарную тему

img
В 120 километрах северо-восточнее города Костромы на берегу Галичского озера (бассейн реки Костромы) без малого девять столетий стоит город Галич.

 

Костромская земля… Сегодня, когда «цивилизованная» Европа показывает нам свое реальное националистическое, русофобское обличье, когда становится проблемой получить туристическую визу, а отпуск в ряде стран становится просто опасным, все больше и больше россиян обращают внимание на родные просторы. Вслед за Золотым кольцом России привлекают к себе внимание малые города вокруг Костромы: Галич, Нерехта, Чухлома - родина исторического персонажа Ивана Сусанина и сказочной Снегурочки. В разное время здесь жили Юрий Долгорукий, Михаил Романов, Николай Островский. Это край живописной русской природы, древней истории, мифов и легенд. На территории Костромской области расположено более 2,5 тысяч исторических, архитектурных и религиозных памятников.

История Галича по разным источникам начинается в середине XII – начале XIII века. Считается, что во времена Юрия Долгорукова Галич играл роль форпоста Северо-Восточной Руси в освоении Севера и Вятской земли, укрепляя границы Ростово-Суздальского княжества.

В письменных источниках он впервые упомянут под 1237 годом, когда в Лаврентьевской летописи указывалось, что татары «плениша всё по Волзе доже и до Галича Мерьского».
 В 1246 году Галич стал столицей самостоятельного княжества, образовавшегося после смерти великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича. Первым князем Галича был Константин Ярославич — сын Ярослава Всеволодовича, брат Александра Невского. Затем Галичем стал править самостоятельный князь – сын Давид Константинович.

Во второй половине XIII—XV веках Галичскому княжеству принадлежали обширные земли в бассейнах Галичского и Чухломского озёр, по левобережью Волги, реке Костроме и её притокам, по среднему течению рек Унжи и Ветлуги. Сам Галич того времени был один из центров обороны русских земель. В 1-й половине XIV века Галич был в составе «купель» Ивана Калиты.

В XV веке галицкие князья принимают активнейшее участие в Междоусобной войне в Московской Руси (1425—1453). Потерпев в ней поражение, галицкий князь Дмитрий Шемяка бежал в Новгород, где был отравлен, а сам Галич был в 1450 году окончательно присоединён к Москве. С этого времени он стал центром уезда, в состав которого вошли Судайская, Чухломская, Солигаличская, Парфеньевская, Кологривская и Унженская осады. Для управления такой огромной территорией в Москве был создан особый приказ, называвшийся Галицкой четью.

Пограничное расположение на протяжении многих веков ставило город и горожан в трудное положение. В Смутное время Галич и ряд других городов на северо-востоке от Москвы оказались в руках поляков. В декабре 1608 вспыхнуло восстание: многие города "отложились от вора". Лжедмитрий II направил войска на подавление. 3 января 1609 г. поляки под руководством пана Лисовского сожгли город и разорили его полностью.
Еще одно разорение города, на сей раз  от литовцев, засвидетельствовала дозорная книга в 1619 г. 350 дворов в Галиче было признано нищими, а из 239 торговых мест пятая часть стояла пустая. За годы Смуты население Галича сократилось в шесть раз.

Позже Галич оказался в центре страны, потерял своё оборонное значение, но постепенно окреп экономически, поскольку через него шла торговля с  Архангельском, Великим Устюгом, Мангазеей, Вяткой и Москвой, а позднее – с Санкт-Петербургом и Сибирью. Отсюда шла торговля мехами с Западной Европой и Азией, также была развита торговля рыбой.

По указу Петра I в 1709 году Галич вместе с другими северо-восточными городами отошёл к Архангелогородской губернии, после учреждения в 1778 году Костромского наместничества, а затем губернии стал уездным городом и получил свой герб: в червлёном поле воинская арматура с выходящим из неё крестом Иоанна Крестителя. С этого времени меняется облик города, поскольку он стал застраиваться согласно новому регулярному плану.

В первой половине XIX века в городе появляются промышленные предприятия. В 1845 году галичские купцы Вакорин и Редькин создали меховой завод по обработке беличьих шкурок, потом – лисьих. Появилась  перчаточная фабрика.

Важным источником дохода для горожан и казны была рыбная ловля.

В начале XX века в Галиче была открыта железная дорога. Особенно ратовал за проведение железной дороги уроженец Костромской губернии Иван Сытин, считавший, что именно железная дорога поможет Галичу превратиться в крупный промышленный центр. Однако символом промышленного развития город не стал, а вот исторические корни по сути дали ему новый импульс развития.

Многие десятилетия ведут галичане  спор, что же считать символом города – то ли Галичское озеро, рядом с которым раскинулись живописным амфитеатром жилые кварталы, то ли построенную еще в ХIХ веке  каланчу, венчающую каменное здание пожарного депо.

К пожарам в городе особое отношение. Из документов, хранящихся в краеведческом музее, можно узнать, что до второй половины XVIII века Галич, стоящий среди лесов, был сплошь деревянным, а значит, представлял собой лакомую пищу для огня. Есть упоминания о большом пожаре 1773 года, после которого в городе из 823 домов уцелело 683.

В середине ХIХ века в городе проживало 6484 человека, дома все так же были деревянные, а пожары частыми. Наконец, в 1899 году купцы и мещане скинулись и на 10 тысяч рублей построили кирпичное двухэтажное здание пожарного депо с четырехметровой каланчой.

Депо было построено с учетом удобного месторасположения. Дозорный, поднявшись на каланчу, мог с высоты птичьего полета обозревать практически весь Галич. Город был разделен на два полицейских участка. В случае обнаружения пожара на одном из участков на мачте поднимался один шар, если беда случалась в другом – два шара.

Свое пожарное депо было и в районе так называемой Рыбной слободы, тоже кирпичное, двухэтажное. Оно и сегодня сохранилось, но только переделанное под жилой дом.
Борьба с пожарами требовала, однако, участия всего населения. В 1907 году в Галиче организовалось Вольное Пожарное Общество (ВПО). Уже через два года оно насчитывало в своих рядах 125 действительных членов, была приобретена пожарная машина с принадлежностями. У добровольцев был свой район выезда, они могли тушить пожары на расстоянии 5 верст от города.

Меры, принятые горожанами против огненной беды, принесли плоды. Как свидетельствуют документы, пожары в городе стали редкими и тушились быстро.

Непростые времена пережила пожарная охрана Галича в советскую эпоху. Упраздненное в 1919 году  ВПО возродилось только 34 года спустя.

В первые годы советской власти горожан защищали от огня профессиональные подразделения, отметившие теперь уже столетний юбилей. Сегодня их представляет Галичская 43 пожарно-спасательная часть, входящая в 1-й отряд ФПС ГПС по Костромской области. Размещается она как раз в историческом депо. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы.

Для усиления городской пожарной части в 60-е годы к кирпичному зданию депо сделали две пристройки – справа и слева. Что же касается каланчи, то утратив свое функциональное назначение, она постепенно ветшала. Нечастые ремонты здания почти не касались городской достопримечательности.

Вторая жизнь началась у пожарного депо совсем недавно. Из федерального бюджета было выделено полмиллиона рублей на реконструкцию. Работы завершились в 2013 году. Были приведены в порядок служебные помещения, обновились спальная комната личного состава, кабинеты руководства пожарной части и расположенного в здании территориального отдела надзорной деятельности. Реставраторы постарались сохранить исторический облик здания, в частности, ворота депо заменили, но оставили деревянными.

С особой ревностью пожарные и горожане следили за реставрацией пожарной каланчи. И она была полностью обновлена, сохранив прежний облик. Заменены внешняя обшивка, кровля, остекление и ограждение смотровой площадки. Не хватило денег только на замену манекена дозорного, много лет смотревшего на город с каланчи и так полюбившегося галичанам.

Примириться с такой утратой мы, конечно, не могли, — вспоминает тогдашний начальник галичских пожарных  Роман Николаевич Акоев, - ведь без дозорного на смотровой площадке облик каланчи был неполным.

Проблему решили быстро. Манекен начальник отряда приобрел в областном центре на свои средства, в части его облачили в боевку, и вот сегодня опять на смотровой площадке стоит дозорный, внимательно из-под руки обозревающий город…

 

При подготовке использован архив автора и материалы из открытого доступа, https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnaya-kalancha-g-galicha/

 

Поделиться:
img
фотохудожник, автор проекта «Каланчи России»
Теги