Костромская земля… Сегодня, когда «цивилизованная» Европа показывает нам свое реальное националистическое, русофобское обличье, когда становится проблемой получить туристическую визу, а отпуск в ряде стран становится просто опасным, все больше и больше россиян обращают внимание на родные просторы. Вслед за Золотым кольцом России привлекают к себе внимание малые города вокруг Костромы: Галич, Нерехта, Чухлома - родина исторического персонажа Ивана Сусанина и сказочной Снегурочки. В разное время здесь жили Юрий Долгорукий, Михаил Романов, Николай Островский. Это край живописной русской природы, древней истории, мифов и легенд. На территории Костромской области расположено более 2,5 тысяч исторических, архитектурных и религиозных памятников.
История Галича по разным источникам начинается в середине XII – начале XIII века. Считается, что во времена Юрия Долгорукова Галич играл роль форпоста Северо-Восточной Руси в освоении Севера и Вятской земли, укрепляя границы Ростово-Суздальского княжества.
В письменных источниках он впервые упомянут под 1237 годом, когда в Лаврентьевской летописи указывалось, что татары «плениша всё по Волзе доже и до Галича Мерьского».
В 1246 году Галич стал столицей самостоятельного княжества, образовавшегося после смерти великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича. Первым князем Галича был Константин Ярославич — сын Ярослава Всеволодовича, брат Александра Невского. Затем Галичем стал править самостоятельный князь – сын Давид Константинович.
Во второй половине XIII—XV веках Галичскому княжеству принадлежали обширные земли в бассейнах Галичского и Чухломского озёр, по левобережью Волги, реке Костроме и её притокам, по среднему течению рек Унжи и Ветлуги. Сам Галич того времени был один из центров обороны русских земель. В 1-й половине XIV века Галич был в составе «купель» Ивана Калиты.
В XV веке галицкие князья принимают активнейшее участие в Междоусобной войне в Московской Руси (1425—1453). Потерпев в ней поражение, галицкий князь Дмитрий Шемяка бежал в Новгород, где был отравлен, а сам Галич был в 1450 году окончательно присоединён к Москве. С этого времени он стал центром уезда, в состав которого вошли Судайская, Чухломская, Солигаличская, Парфеньевская, Кологривская и Унженская осады. Для управления такой огромной территорией в Москве был создан особый приказ, называвшийся Галицкой четью.
Пограничное расположение на протяжении многих веков ставило город и горожан в трудное положение. В Смутное время Галич и ряд других городов на северо-востоке от Москвы оказались в руках поляков. В декабре 1608 вспыхнуло восстание: многие города "отложились от вора". Лжедмитрий II направил войска на подавление. 3 января 1609 г. поляки под руководством пана Лисовского сожгли город и разорили его полностью.
Еще одно разорение города, на сей раз от литовцев, засвидетельствовала дозорная книга в 1619 г. 350 дворов в Галиче было признано нищими, а из 239 торговых мест пятая часть стояла пустая. За годы Смуты население Галича сократилось в шесть раз.
Позже Галич оказался в центре страны, потерял своё оборонное значение, но постепенно окреп экономически, поскольку через него шла торговля с Архангельском, Великим Устюгом, Мангазеей, Вяткой и Москвой, а позднее – с Санкт-Петербургом и Сибирью. Отсюда шла торговля мехами с Западной Европой и Азией, также была развита торговля рыбой.
По указу Петра I в 1709 году Галич вместе с другими северо-восточными городами отошёл к Архангелогородской губернии, после учреждения в 1778 году Костромского наместничества, а затем губернии стал уездным городом и получил свой герб: в червлёном поле воинская арматура с выходящим из неё крестом Иоанна Крестителя. С этого времени меняется облик города, поскольку он стал застраиваться согласно новому регулярному плану.
В первой половине XIX века в городе появляются промышленные предприятия. В 1845 году галичские купцы Вакорин и Редькин создали меховой завод по обработке беличьих шкурок, потом – лисьих. Появилась перчаточная фабрика.
Важным источником дохода для горожан и казны была рыбная ловля.
В начале XX века в Галиче была открыта железная дорога. Особенно ратовал за проведение железной дороги уроженец Костромской губернии Иван Сытин, считавший, что именно железная дорога поможет Галичу превратиться в крупный промышленный центр. Однако символом промышленного развития город не стал, а вот исторические корни по сути дали ему новый импульс развития.
Многие десятилетия ведут галичане спор, что же считать символом города – то ли Галичское озеро, рядом с которым раскинулись живописным амфитеатром жилые кварталы, то ли построенную еще в ХIХ веке каланчу, венчающую каменное здание пожарного депо.
К пожарам в городе особое отношение. Из документов, хранящихся в краеведческом музее, можно узнать, что до второй половины XVIII века Галич, стоящий среди лесов, был сплошь деревянным, а значит, представлял собой лакомую пищу для огня. Есть упоминания о большом пожаре 1773 года, после которого в городе из 823 домов уцелело 683.
В середине ХIХ века в городе проживало 6484 человека, дома все так же были деревянные, а пожары частыми. Наконец, в 1899 году купцы и мещане скинулись и на 10 тысяч рублей построили кирпичное двухэтажное здание пожарного депо с четырехметровой каланчой.
Депо было построено с учетом удобного месторасположения. Дозорный, поднявшись на каланчу, мог с высоты птичьего полета обозревать практически весь Галич. Город был разделен на два полицейских участка. В случае обнаружения пожара на одном из участков на мачте поднимался один шар, если беда случалась в другом – два шара.
Свое пожарное депо было и в районе так называемой Рыбной слободы, тоже кирпичное, двухэтажное. Оно и сегодня сохранилось, но только переделанное под жилой дом.
Борьба с пожарами требовала, однако, участия всего населения. В 1907 году в Галиче организовалось Вольное Пожарное Общество (ВПО). Уже через два года оно насчитывало в своих рядах 125 действительных членов, была приобретена пожарная машина с принадлежностями. У добровольцев был свой район выезда, они могли тушить пожары на расстоянии 5 верст от города.
Меры, принятые горожанами против огненной беды, принесли плоды. Как свидетельствуют документы, пожары в городе стали редкими и тушились быстро.
Непростые времена пережила пожарная охрана Галича в советскую эпоху. Упраздненное в 1919 году ВПО возродилось только 34 года спустя.
В первые годы советской власти горожан защищали от огня профессиональные подразделения, отметившие теперь уже столетний юбилей. Сегодня их представляет Галичская 43 пожарно-спасательная часть, входящая в 1-й отряд ФПС ГПС по Костромской области. Размещается она как раз в историческом депо. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы.
Для усиления городской пожарной части в 60-е годы к кирпичному зданию депо сделали две пристройки – справа и слева. Что же касается каланчи, то утратив свое функциональное назначение, она постепенно ветшала. Нечастые ремонты здания почти не касались городской достопримечательности.
Вторая жизнь началась у пожарного депо совсем недавно. Из федерального бюджета было выделено полмиллиона рублей на реконструкцию. Работы завершились в 2013 году. Были приведены в порядок служебные помещения, обновились спальная комната личного состава, кабинеты руководства пожарной части и расположенного в здании территориального отдела надзорной деятельности. Реставраторы постарались сохранить исторический облик здания, в частности, ворота депо заменили, но оставили деревянными.
С особой ревностью пожарные и горожане следили за реставрацией пожарной каланчи. И она была полностью обновлена, сохранив прежний облик. Заменены внешняя обшивка, кровля, остекление и ограждение смотровой площадки. Не хватило денег только на замену манекена дозорного, много лет смотревшего на город с каланчи и так полюбившегося галичанам.
— Примириться с такой утратой мы, конечно, не могли, — вспоминает тогдашний начальник галичских пожарных Роман Николаевич Акоев, - ведь без дозорного на смотровой площадке облик каланчи был неполным.
Проблему решили быстро. Манекен начальник отряда приобрел в областном центре на свои средства, в части его облачили в боевку, и вот сегодня опять на смотровой площадке стоит дозорный, внимательно из-под руки обозревающий город…