Максим Рогачев. Главное, чтобы интересно было.

Максим Рогачев. Главное, чтобы интересно было.

img

Наш герой – Максим Рогачев – на первый взгляд никакого отношения к пожарной охране не имеет. Точнее – не имел, не имел ровно до тех пор, пока не пришла к нему идея создать серию значков с изображением пожарной техники. О том, как она реализуется, мы попросили рассказать самого Максима. А местом встречи избрали Академию государственной противопожарной службы МЧС России.

Предложение встретиться в Академии Максим встретил с интересом. Сказал, что давно об этом думал, только не знал, как решить практически. И вот уже получены необходимые разрешения, выписан пропуск. Вместе мы отправляемся в Центр организации научных исследований и научной информации. В современном выставочном зале, оборудованном цифровой техникой для демонстрации противопожарных новинок, созданных учеными Академии, нас встречает руководитель центра полковник внутренней службы Сергей Петрович Храмцов. Он предупрежден, что главный интерес Максима – пожарная техника: автомобили, роботы пожаротушения. Отсюда и тема короткого экскурса.

В Центре организации научных исследований и научной информации
Академии ГПС МЧС России, октябрь 2024, г. Москва

После знакомства с новинками пожарной автомобильной и робототехники, отправляемся в музей Академии. И здесь Максима больше всего интересует пожарная техника: фотографии, модели, только уже исторические.

На вопрос: как возник интерес к пожарной тематике, Рогачев ответил просто:  стало интересно! А началось все со значков…

От футбольного фаната до коллекционера и создателя

Максим  Рогачев – коренной москвич, родом из семьи советских служащих. Родные места – Южное Медведково, когда-то Кировский район. Среди детских интересов на первом месте всегда был футбол. Причем даже не сама игра, а фанатичное увлечение «Спартаком». Именно фанатичное! Первый «заряд» получил от отца - Вячеслава Васильевича Рогачева. Причем, вот что интересно: старший Рогачев какое-то время служил в МВД, там же занимался спортом, выступал, естественно, за «Динамо», а вот болел всегда за «Спартак». Оказывается, и так бывает! Сам Максим рассказывает:

«Что такое фанатично болеть? Например, я был на играх «Спартака» более 400 раз. Не только на домашних играх, но и на многих выездных.

Благодаря футболу и «Спартаку» объехал полстраны. И здесь-то возникло еще одно, поначалу  попутное, увлечение:  начал коллекционировать знаки, значки, шарфы. Тематика – футбольные клубы, потом стадионы.

Постепенно результаты моего собирательства стали занимать слишком много места. Хорошо, сейчас есть загородная дача, где появилась возможность что-то размещать».

Дети Милана и Артем рано начали интересоваться «спартаковской» тематикой

«Свой первый футбольный матч я посетил 27 лет назад , 8 июня 1997 года, мне тогда было почти 15 лет.  Решил, что пусть у моих детей  посещение праздника   футбольных матчей   начнется гораздо раньше:  в 3 года - у Миланы, в год и три месяца - у Артёма»

Как и многим, зарабатывать на хлеб мне приходилось по-разному. Был даже как-то администратором в игровых клубах. Последние десять лет работал в одной из крупнейших российских фармацевтических компаний. Для меня было особенно важно, что расположена она в Медведково, почти рядом с домом.

О значках…  Хотя фалеристика интересна сама по себе, но наступает момент, когда приходят идеи создать собственный значок или даже серию. Так произошло и со мной.

Наша справка
История значков начинается с древних времен, когда люди придумали специальные символы, чтобы как-то выделять членов своего сообщества, подчеркнуть  их социальный статус. Вожди племен украшали себя разнообразными украшениями, такими как бусы, браслеты из камней, костей и дерева. Жрецы, шаманы и воины также внедряли отличительные знаки и украшения в свою одежду, чтобы идентифицировать профессиональную, классовую либо племенную принадлежность.

Даже в Древней Греции, в Европе символика значков использовалась для обозначения рода, воинского статуса и социального положения, и эти знаки отличия выпускались уже на уровне государства. Гербы и другие символы прикреплялись к одежде. В более поздние времена крестоносцы распространяли изображение креста в своих нарядах, как значки с гербами базовых городов. На стыке 12-го века в Англии и Франции появились т.н.  "пилигримские" значки, выпущенные церковью для паломников, посещающих святыни. Позже появились ордена и медали, ставшие первыми значками, которые носили через плечо или на шее, прежде чем появились специальные застежки.

Современный значок с застежкой-булавкой, каким мы его знаем сегодня, существует относительно недолго. Запатентованный в середине 19-го века американцем Уолтером Хантом, он стал популярным и широко распространился.

Интерес к значкам побудил нашего героя заняться историей знаковой символики, как в мире, так и в России. Постепенно появился интерес, и понимание для чего значки вообще делаются. Кроме того, оказалось, что  это серьезный, многоуровневый творческий процесс. Появилось желание попробовать свои силы в этом направлении.

«Например, собралась у меня целая коллекция стадионов, где «Спартак» играет, а вот старого черкизовского стадиона нет, - рассказывает Максим о первых шагах, - Думаю, что делать? Начал искать, интересоваться. И вышел на  людей, которые производят значки.  Первый макет мне сделали в Казани. Потом,  я познакомился с известным дизайнером Владимиром Груниным, который по праву считается одним из лучших в России. Мы наладили сотрудничество. Сейчас его макетов у меня уже более 300»!

Значок с изображением старого черкизовского стадиона

Рассказывая о своем увлечении коллекционированием, не забыл Максим и о других своих направлениях. Например, монет, советских и российских, уже собралось около тысячи экземпляров!

И все-таки Максим с наибольшим удовольствием рассказывает о значках. Вот так: плотно и основательно они вошли в круг интересов Рогачева пять лет назад. И это была уже не просто фалеристика, а тот самый творческий, производственный процесс  создания значков. В поисках интересных тем  обращение к пожарной технике произошло достаточно давно, а уж после  посещения пожарно-технической выставки в Оренбурге интерес к этой теме только увеличился.

«Хотелось заниматься чем-то особенным, - поделился нюансами замыслов на своей творческой кухне Максим, -  я посмотрел, а значков-то  с пожарной техникой очень мало! Нашел, например, комплект, но это  же совсем другая технология, обычная  напечатанная картинка…

Мне же хотелось на выходе получить настоящий, фирменный значок, металлический, четко повторяющий контур, цвет и отражающий большое количество деталей. Лучше всего для этой цели по  технологии подошли так  называемые штампованные заливные значки»…

Наша справка
Большинство металлических значков традиционно изготавливаются штамповкой или литьем (за исключением значков, изготовленных фототравлением) и различаются только эмалями и способом их нанесения. Всего существует четыре вида эмалей, которые используются при изготовлении значков и медалей: холодные эмали (иначе их называют мягкими или жидкими эмалями), полиэпола (имитация эполы), эпола (имитация горячих эмалей) и горячие эмали (клуазон). Жидкие эмали, полиэпола и эпола – синтетические эмали на основе искусственных растворителей, горячие эмали (клуазон) – силикатные пасты на основе кварцевого песка.
Самые популярные и наиболее часто применяемые холодные (жидкие) эмали. Как следует из названия, эти эмали имеют жидкую консистенцию, и подсушиваются при относительно невысоких температурах. В углубления значка такие эмали заливаются при помощи специального шприца с тонкой иглой,  там они растекаются  тонким слоем, и в результате получается рельефный значок, где тонкий рисунок металлического рельефа оказывается  немного приподнятым над слоем эмали. Минимальная ширина канавки, в которую можно залить жидкую эмаль – 0,3мм. Эмали разных цветов отделяются друг от друга тем же металлическим бортиком рельефа толщиной 0,15-0,17мм.

«Оптимальным технологическим  решением для  тематического проекта «Пожарная автотехника», на мой взгляд, как раз и стала мягкая эмаль. Сегодня в таком вот едином, узнаваемом стиле выпущено уже более 30 образцов значков, в процессе работы находятся еще десять. Вот только некоторые из них.

Интерес любого коллекционера –  выход «в люди». Это и проведение выставок, и обмен значками с единомышленниками.

«Пока в этом смысле я еще только в начале пути. Если мои значки с российскими стадионами уже стали известны, то пожарная тематика – брандистика, как вы ее называете, еще только в начальной стадии развития. Вот почему мне очень интересно было побывать в Академии ГПС. Возможно, уже в ближайшем будущем я смогу предложить курсантам Академии интересную презентацию своих работ – значков с изображением пожарных автомобилей.
А пока  надо развивать начатое направление. Есть задумка продолжить серию пожарных автомобилей историческими образцами: хочется сделать значки пожарных машин, начиная от «Руссо-Балта», «Фордов», «Мерседесов», которые в начале прошлого века активно переделывались в пожарную технику русскими мастерами. И, конечно же, особенно интересны первые отечественные пожарные машины на базе АМО и ЗИС.

Планирую развивать и связи с заинтересованным сообществом. Сегодня у меня есть аккаунты в Одноклассниках, ВКонтакте, в Телеграмм. Узнать меня можно по нику «Максим Медведковский. Этимология ника, вам понятна, конечно».

Сегодня у Максима Медведковского (Рогачева) в соцсетях уже несколько сотен подписчиков. Стремительно растет и специально созданная им недавно группа  по пожарной тематике – в ней уже тоже больше сотни участников. Подобные группы – отличный повод углубиться в тему пожаротушения, историю пожарной службы, обсудить тенденции развития пожарно-спасательных технологий, в том числе и с точки зрения отражения их в искусстве. Максим гордится проектом и надеется развивать это  новое для себя,  интересное и перспективное направление.

Пожелаем ему успехов!

Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества