«Советский Союз неуклонно проводит политику мира. Под руководством Коммунистической партии и Советского правительства наш народ успешно строит коммунизм!».
Из материалов ХХ съезда КПСС.
Часть 1. На страже первых пятилеток
Часть 2. В победу достойный вклад
Великая Отечественная война подходила к концу. Красная Армия гнала фашистских захватчиков все дальше на запад. Враг отступал, оставляя за собою разоренные и обезлюдевшие города, пепелища деревень. В Германию отправлялись эшелоны захваченных рабов, ресурсы, произведения искусства, даже чернозем с русских полей. То, что увезти было нельзя, оккупанты поджигали - горели поселки, горели железнодорожные станции, горели усадьбы и музеи, горели посевы на полях. То, что не могло гореть, немецкие саперы уничтожали тоннами взрывчатки. Освобожденные советские земли представляли из себя ужасное зрелище – колоссальные разрушения, исчезнувшая инфраструктура, тысячи неубранных трупов, сотни тысяч неразорвавшихся боеприпасов, сотни гектар минных полей.
Еще в ходе войны, 21 августа 1943 г. СНК СССР принял постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Самое активное участие в восстановительных работах принял личный состав местной ПВО. Требовалось в кратчайшие сроки очистить города и села от мин, снарядов, неразорвавшихся авиабомб и других «сюрпризов». Эта работа легла на плечи инженерно-противохимических батальонов и полков МПВО. Тысячи специалистов-пиротехников в короткие сроки смог подготовить Осоавиахим. Их самоотверженная работа спасла сотни человеческих жизней и множество произведений искусства. Беспримерный подвиг совершили лейтенант Васюков и старшина Галилов, обезвредившие авиабомбы, которые угрожали знаменитой севастопольской панораме.
Не менее серьезной бедой было полное отсутствие жилья и общественных зданий на освобожденных территориях. Построить их или восстановить было одной из важнейших задач МПВО. Только в Москве батальоны МПВО восстановили свыше сотни школ, больниц и яслей, проложили десятки километров трамвайных путей. Ими был отремонтирован и Большой театр.
В Ленинграде размах восстановительных работ оказался еще больше. Партийная организация поставила перед силами МПВО грандиозную задачу: восстановить 2118 жилых домов, 53 школы, 20 больниц, городскую канализацию и водоснабжение. В кратчайшие сроки важное поручение было выполнено. Помимо этого, МПВО смогло заготовить и отгрузить для города 65 тыс. куб. метров дров и 6 тыс. куб. метров торфа.
Когда 9 мая 1945 года над Москвой раздался праздничный салют, он гремел во славу всего великого советского народа, всех сражавшихся на фронте и работавших в тылу, всех павших и живых. Чествовал он и воинов МПВО. Самое страшное и тяжелое испытание осталось позади.
Уже летом 1945 г. началась демобилизация бойцов и командиров МПВО, существенно сократилась численность подразделений и штабов. Претерпели изменения формирования жилого сектора, предприятий и учреждений. Постепенно обобщался богатый опыт аварийно-восстановительных работ. Но в целом стоит признать, что в первые послевоенные годы работа МПВО продолжалась скорее по инерции – восстановление народного хозяйства требовало слишком много сил, чтобы уделять внимание специальным мероприятиям.
Но враг не дремал. В дни, когда Красная Армия добивала нацистского зверя в его логове и водружала красное знамя над Рейхстагом, союзники по антигитлеровской коалиции уже стали активно разрабатывать план очередного нападения на Советский Союз. Главным козырем империалистов должно было стать новое оружие невероятной разрушительной силы… В августе 1945 года о поражающей действии атомной бомбы узнал весь мир.
В апреле 1949 г. был создан блок НАТО. Мир вошел в эпоху Холодной войны, и призрак сожженной заживо Хиросимы хорошо давал понять, что может случиться, если из холодной она перерастет в горячую.
Были необходимы быстрые и решительные меры. 31 октября 1949 г. выходит постановление Совмина СССР №4959-1908-сс «Об утверждении Положения о местной противовоздушной обороне Союза ССР». Руководителем МПВО вместо Василия Васильевича Осокина становится бывший командующий внутренними войсками НКВД СССР Иван Самсонович Шередега. Впервые подчеркивалось, что система МПВО является системой общегосударственных оборонных мероприятий. Отдельно указывалось, что местная ПВО должна теперь действовать на территории всей страны. В течение 1950-1952 гг. происходит создание областных, краевых, городских управлений служб МПВО, существенно расширяется список городов-пунктов МПВО. Обязанность подготовки к МПВО ложится на областные, районные, городские исполнительные комитеты. В решении вопросов МПВО существенно возрастает роль партийных органов.
Создание новых служб происходило в тяжелейших условиях. Не хватало квалифицированных офицеров и работников, критически не доставало денег и помещений. В г. Орске в 1952 г. произошел почти безумный случай: офицеру МПВО Крылову с оружием в руках (!!) пришлось отбивать помещения службы и секретную документацию от сотрудников треста, желавших их забрать за неуплату коммунальных услуг. Еще более ситуация ухудшилась после марта 1953 года. Смерть И.В. Сталина и последовавшие за этим перестановки в высших эшелонах власти сильно ослабили МВД СССР. Давали о себе знать кадровая чехарда, переводы служб и отделов из одного ведомства в другое, острый недостаток финансов и технических средств.
Практически не возымели эффекта многочисленные постановления Совмина 1953 и 1954 гг. о передаче МВД СССР вопросов защиты населения от бактериологического оружия. Вся работа МПВО продолжала вестись без учета возможности применения противником атомного оружия. На местах было не лучше: штабы были малочисленны, зачастую их распоряжения не имели реального веса. Управлением службы целой области мог руководить всего лишь капитан. Саботировалось строительство сооружений МПВО, учения объектовых формирований и групп самозащиты проводились нерегулярно и на низком уровне. С треском проваливались попытки массового обучения населения – зачастую занятия назначались на летний период, когда большинство рабочих и служащих работали или привлекались к уборке урожая.
Положение дел становилось не просто плохим, а отчаянным. Скорая полномасштабная война с блоком НАТО даже в ЦК обсуждалась как почти свершившийся факт. Требовалась немедленная перестройка МПВО страны.
Переломным моментом становятся постановления Совмина СССР от 29 июня 1955 г. «О мероприятиях по повышению готовности МПВО страны к защите населения и промышленных объектов от атомного оружия» и от 30 июня «О мероприятиях по обеспечению медицинской помощи населению в условиях применения атомного оружия». Они решительным образом поменяли работу системы местной ПВО. На базе Главного управления службы МПВО МВД СССР создается Штаб МПВО Страны, вводится должность первого заместителя министра внутренних дел СССР по МПВО. Им стал бывший командующий противовоздушной обороной Бакинского военного округа генерал-лейтенант авиации Олег Викторович Толстиков.
На местах УС МПВО также заменяются штабами: республиканскими, областными, краевыми, городскими, районными. Серьезное внимание было уделено укреплению работы служб МПВО - они подразделялись на союзные, республиканские, краевые и областные. Впервые разрабатываются планы массовой эвакуации детей и нетрудоспособного населения в особый период, планы помощи городам, пострадавшим от применения атомного оружия. Массовыми формированиями становятся аварийно-восстановительные отряды городов. Форсируются мероприятия по строительству командных пунктов и убежищ МПВО. Впервые для населения категорированных городов вводится обязательная 10-часовая образовательная программа по противоатомной защите. В 1956 г. ее расширяют до 12 часов.
В кратчайшие сроки создается огромное количество образовательных пособий по противоатомной, противохимической и противобактериологической защите. Появляются десятки книг, альбомов плакатов, фильмов, диафильмов. Ведущая роль в массовом обязательном обучении населения возлагается на ДОСААФ и Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Обучение по краткой программе в основном было завершено в 1957 году, после чего для более глубокого изучения была принята 22-часовая программа. В целях закрепления знаний обучаемые сдавали нормы «Готов к ПВО» 1-й ступени. Отдельные учебные программы по лечению лучевых поражений вводились для медицинских работников.
Существенно был расширен штат всех штабов МПВО. Больше внимание было уделено офицерскому составу – специалистов стали намного активнее поощрять новыми званиями, наградами и прибавками к довольствию.
Фрагмент плаката из альбома "Противохимическая защита населения", 1958 г.
Выступая на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 г., Министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков говорил:
«Задача обороны тыла страны еще никогда не стояла так остро, как в современных условиях. Интересы безопасности советских людей требуют дальнейших усилий для улучшения организации местной противовоздушной обороны и соответствующей подготовки всего населения по линии гражданских организаций».
Важность изменений в работе МПВО неоднократно подчеркивалась на самом верху. Характерная выдержка из приказа и.о. начальника МПВО РСФСР №079/1 от 16 декабря 1955 года:
«Эти недостатки свидетельствуют о том, что офицеры-химики штабов МПВО городов и областей не перестроили своей работы в соответствии с новыми задачами МПВО, не до конца понимают их важность и слишком мало проявляют инициативы».
14 апреля 1956 Совмин СССР утвердил новое «Положение о МПВО СССР». Еще раз подчеркивался общегосударственный характер мероприятий МПВО, ее ведущая роль в защите населения от применения оружия массового поражения. Впервые на войска Советской армии и Военно-морской флот возлагалось оповещение МПВО об опасности нападения с воздуха.
Начинает активно развиваться служба противорадиационной защиты. На вооружение МПВО стали поступать дозиметрические приборы и радиационные линейки, начинается массовое производство фильтрующих средств защиты кожи для оснащения личного состава формирований. Белые комбинезоны стали яркой приметой учений МПВО 50-х годов.
Фрагмент плаката из альбома "Противохимическая защита населения", 1958 г.
12-15 мая 1958 состоялась первая военно-научная конференция на тему «Местная противовоздушная оборона страны в начальный период войны в условиях внезапного нападения противника с воздуха с применением оружия массового поражения». В ее работе приняли участие представители МПВО, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, КГБ и ДОСААФ.
Однако, несмотря на все усилия, добиться слаженной и четкой работы системы МПВО страны было непросто. В работу структуры вновь вмешивались серьезные конфликты в руководстве страны. Тяжелейшим ударом стали решения об упразднении союзного министерства МВД.
Постановлением Совмина СССР от 20 июля 1959 г. Олег Викторович Толстиков был назначен не только заместителем министра внутренних дел СССР по МПВО, но и начальником Штаба МПВО страны. 23 июля 1959 г. Иван Самсонович Шередега был освобожден от должности начальника Штаба МПВО страны в связи с уходом на пенсию.
С сентября 1959 г. внезапно, одно за другим появляются Постановления Совмина и ЦК КПСС, согласно которым запрещается строительство бомбо- и газо-убежищ, урезается финансирование всех мероприятий МПВО. 13 января 1960 Н.С. Хрущев подписал постановление Совмина «О мероприятиях, связанных с упразднением МВД СССР». Приказом МВД СССР от 7 апреля 1960 г. было объявлено о передаче Штаба МПВО страны в Министерство Обороны СССР.
За этим последовало резкое сокращение всех штабов МПВО. В штабе МПВО страны осталось всего 12 офицеров, в штабах союзных республик – 5, областей – 2 офицера. Штабы оказались не в состоянии исполнять свои функции, работа МПВО в считанные недели фактически развалилась. Только благодаря активной и настойчивой деятельности О.В. Толстикова удалось избежать полного краха структуры. Он доказывал ошибочность кадровых решений, настаивал на пересмотре отношения к системе МПВО.
Довольно скоро руководство СССР поняло неверность своих решений. Внешнеполитическая обстановка ухудшалась каждый месяц все сильнее, в воздухе вновь стало пахнуть порохом. Разваленную и уничтоженную систему нужно было восстановить в кратчайшие сроки. Постановлением ЦК КПСС и Совмина от 13 июля 1961 было введено «Положение о ГО СССР». Начальником Гражданской обороны СССР стал Маршал дважды Герой Советского Союза Василий Иванович Чуйков. Тридцатилетняя история МПВО подошла к концу.
Перед В.И. Чуйковым ставилась колоссальная по объему задача – всесторонняя подготовка Советского Союза к ядерной войне в условиях появления новых, еще более опасных средств доставки атомного оружия. Всего год спустя человечество вплотную подошло к опасности ядерного апокалипсиса…