Пожарам – решительное НЕТ! Буква закона

Пожарам – решительное НЕТ! Буква закона

img

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства – именно это важнейшее положение подтвердил 69-Федеральный Закон «О пожарной безопасности», принятый Государственной Думой Российской Федерации тридцать лет назад. Более 50 поправок внесены в него за эти годы, но, тем не менее, закон и по сей день является основным правовым документом деятельности пожарной охраны.

Читаем текст документа:
«Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).

В чем новизна Закона, чем отличается он от знаменитого ленинского декрета и последующих документов, регламентирующих деятельность пожарной охраны нашей страны? Попытаемся разобраться.

Даже во времена революций и войн, особенно в XIX веке, вопрос обеспечения пожарной безопасности не перестает быть во внимании российского государства. Однако, своего апогея он достигает во время социально-экономического кризиса в СССР 80–90-х годов прошлого века. Повсеместная халатность и пренебрежение к вопросам обеспечения пожарной безопасности привело к резкому росту числа пожаров и гибели людей. Набирающая обороты катастрофическая тенденция не могла остаться без внимания заинтересованного сообщества, и 27 августа 1991 года в «Российской газете» опубликован доклад «Горящая Россия», официально адресованный Верховному Совету РСФСР.  

Каждый, читавший доклад в газете, от простого гражданина до работника силовых и оперативных ведомств, сразу понимал, что эти многочисленные строки пугающей статистики касаются и его. В подготовке доклада приняли участие специалисты и ученые Государственной инспекции пожарного надзора МВД РСФСР, Всесоюзного научно-исследовательского института противопожарной обороны МВД СССР, Всероссийского добровольного пожарного общества, ассоциации «Пожарная информатика и техника», ассоциации «Фонд пожарной безопасности», Высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР, Ленинградской высшей пожарно-технической школы МВД РСФСР, редакции журнала «Пожарное дело», ассоциации «Спецпожстрой», ряда территориальных управлений и отделов пожарной охраны, комиссий по чрезвычайным ситуациям СМ РСФСР, республик, краев и областей РСФСР, Госстраха РСФСР, Межотраслевого государственного объединения «Защита», ассоциации «Пожнаука», других организаций и объединений. В докладе звучало:

«Ежегодно от огня лишается жилья около 1 млн человек, уничтожается около 1 млн кв.м площадей производственного и сельскохозяйственного назначения, сгорает до 2 млн га лесного фонда.

Пожары в России приобрели масштабы национального бедствия, справиться с которыми усилиями одного-единственного государственного ведомства (ГУГПС МВД РФ) было невозможно. Кроме этого, в докладе отмечалось, что среднегодовой темп прироста количества пожаров за последние годы увеличился в 2,2 раза, что соответствует приросту на 12 % в год. Ключевым моментом доклада был прогноз ближайшего будущего, который не вселял оптимизма: в случае сохранения прежнего порядка дел количество пожаров к 2000 г. по сравнению с 1993 г. возрастет в 2,6–3 раза, а ущерб от них — в 3,5–4 раза. При этом данная статистика была лишь намеком на реальное положение дел с пожарной безопасностью, но необходимый эффект, привлечение внимания к проблеме высших органов государственной власти, она все-таки произвела.

Масштабность проблемы обеспечения пожарной безопасности навело руководство страны на идею преобразования пожарной охраны в противопожарную и аварийно-спасательную службу МВД Российской Федерации. При существенном расширении функций пожарной охраны она в большей мере и в первую очередь испытывала потребность в финансовой и правовой поддержке государства. Однако сложная политическая и экономическая ситуация в стране еще на несколько лет после публикации доклада оставят без внимания проблемы противопожарной службы. Цифры, приведенные в тексте доклада, являлись самым настоящим реквием по пожарной безопасности страны. Были обозначены недостатки, неорганизованность, некомплект всех составляющих противопожарной обороны — от дефицита и неисправности пожарно-технического вооружения до проблем организации и оказания первой помощи пострадавшим при пожарах, равно как и безопасности личного состава пожарной охраны. Специалисты не обошли стороной и народное хозяйство России: ежегодно экономика страны, без учета экологических последствий, несет убытки на десятки миллиардов рублей. Существенную долю не только развития экономики страны, но и экономического ущерба при пожаре берет на себя нефтегазовая отрасль. Достаточно внимания было уделено повсеместной застройке высокоэтажными зданиями и набирающей обороты урбанизации населения: оба процесса, имевшие в своем корне добрые экономические побуждения, в конечном итоге обернулись настоящей пожарной катастрофой на многие годы. Всякий мог трактовать «Горящую Россию» как хотел, но один вывод был очевиден абсолютно для всех:

нужны реформы в законодательстве и организации работы оперативных служб.

Работа большого коллектива профессионалов – всего пожарного сообщества страны – не осталась незамечененной. 21 декабря 1994 г. Президентом РФ Б. Н. Ельциным был подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности» – № 69-ФЗ.

Проблема пожарной безопасности переставала быть ведомственной и становилась государственной.

В законе впервые были изложены положения о единой системе Государственной противопожарной службы, для которой определены полномочия, система неотложных мер в области пожарной безопасности и др.

Экономическая обстановка в стране в тот период сдерживала реализацию заложенных в законе положений и норм. И, к сожалению, уже на следующий год после опубликования закона «О пожарной безопасности» количество пожаров в стране (294,1 тыс.) и жертв (14,9 тыс.чел.) превысило самые тревожные прогнозы. Однако в дальнейшем медленно, но уверено число жертв и ущерб от пожаров начали снижаться.

В качестве исторического комментария, приведем несколько выдержек из статьи заместителя начальника Главного управления Государственной противопожарной службы генерал-майора внутренней службы Евгения Ефимовича КИРЮХАНЦЕВА в журнале «Пожарное дело» №1 1995 года. Анализируя Закон «О пожарной безопасности», он писал:

«Председатель думского Комитета по безопасности Виктор Иванович Илюхин, представляя депутатам проект Закона, сказал, что проблема пожарной безопасности переросла уже в неосознанную национальную трагедию. Но обсуждение проекта в Думе, в аппарате Президента, в правительстве, в регионах, в прессе свидетельствует о том, что трагедия эта начинает осознаваться все более широким кругом представителей власти и рядовых граждан в центре и на местах.
Побуждают к осознанию и цифры «черной» статистики: если в 1990 г. погибли на пожарах 6,9тыс. человек, то в 1993—уже 13,7 тыс., а за 9 месяцев 1994— 10,3 тыс. Растет и количество пожаров, а потери от них уже перевалили за 1,5 трлн. руб. в действующих ценах.
Нельзя не заметить и бросающегося в глаза ослабления материальной базы пожарной безопасности: развал объектовой пожарной охраны, сельских добровольных дружин, сокращение про-изводства пожарной техники и т. д».

Говоря об основных положениях ФЗ-69, Кирюханцев подчеркивает, что лейтмотив документа – защита граждан нашей страны от пожарного бедствия. Статья 22 «Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности» начинается с утверждения права на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара. И вся система организации борьбы с пожарами, определяемая Законом, делает это право реальным.

«Закон обеспечивает четкое и целесообразное правовое регулирование во всех областях деятельности, связанной с обеспечением пожарной безопасности Твердую законодательную основу обретают нормативное регулирование в области пожарной безопасности, государственный пожарный надзор, служба пожаротушения. Очень важно устанавливаемое Законом материальное стимулирование мер по обеспечению пожарной безопасности, противопожарных работ и услуг, производства пожарной техники».

Автор обращает внимание и еще на одну характерную особенность Закона – он ставит пожарную охрану вне политики. В Законе записано:

«К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, международных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается».

К особенностям ФЗ-69 можно отнести и практически детальную проработку структуры, включая виды и основные задачи пожарной охраны.

«Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Целый блок Закона «О пожарной безопасности» посвящен правам и обязанностям граждан в области пожарной безопасности

«Граждане имеют право на:
- защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
- возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
- участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
- получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
- участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

В соответствии с Законом, есть у граждан и обязанности.

Это – необходимость соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.

При обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; оказывать содействие при тушении пожаров.

Закон обязует выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора; предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных и иных помещений и строений (за исключением жилых помещений), территорий, земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Закон «О пожарной безопасности» ФЗ-69 работает и сегодня, вносит свой вклад в формирование и совершенствование отечественной модели национальной безопасности, необходимость постоянно искать ответы на новые геополитические угрозы и вызовы.

В целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединения сил и средств, при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, Указом Президента Российской Федерации № 1309 от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Борьба с огненной стихией всегда считалась призванием и делом мужественных, сильных духом людей, готовых по первому зову прийти на помощь. Существенную роль в этой борьбе принадлежит и букве ЗАКОНА.

Поделиться:
img
активный пропагандист пожарного добровольчества
Похожие публикации
Теги